Звук о в словах

1) Вымаўленьне галосных (произношение гласных).
Все гласные звуки произносятся внятно и четко.

2) Поўнагалосьсе (полногласие).
Благозвучие беларуского языка состоит в гармонии между гласными и согласными звуками: как правило, за согласным следует гласный, а за гласным — согласный. Беларуский язык часто избегает сочетаний одинаковых, рядом стоящих согласных звуков. Сравните беларуские и русские слова: нагарода — награда, полымя — пламя, вораг — враг, віхор — вихрь.

3) Націск (ударение).
Націск (ударение) оказывает заметное влияние на изменение звука. Неударные произносятся четко, что обусловливает неспешный, напевный темп речи. В некоторых случаях в беларуском слове слышится не силовое, а мелодическое ударение. Это особенно хорошо проявляется в кратких вопросах. Например: Здесь звук тянется, как бы поётся, и за счёт этого в слове чуў слышится ещё один гласный , на который ударение плавно переходит.

Ударение в слове разноместное и подвижное. Оно может падать на любой слог: добры (в начале), высокi (в середине), малады (в конце).

В связи с подвижностью, ударение может быть единственным средством различения по значению слов, состоящих из одинаковых звуков. Сравните:

кавалі — кавалі
кара — кара
пара — пара
сьвяты — сьвяты
туга — туга
кузнецы — ковали (от слова ковать)
наказание — кора
пар — пора (года)
праздники — святой
печаль — сильно (перевязать)

Следует обратить внимание, что в близких по звучанию беларуских и русских словах место ударения может быть различным:

адзінаццаць
весьці
хораша
вусы
чатырнаццаць
прыяцель
малы
у ваду
дай руку
зьвіхнуў нагу
одиннадцать
вести
хорошо
усы
четырнадцать
приятель
малый
в воду
дай руку
подвернул ногу

В отличие от русского, в беларуском языке ударение никогда не падает на предлог. Сравните: за горад — за город, на гару — на гору, на нагу — на ногу, за рукі — за руки, за поўнач — за полночь.

Слова не и без не имеют своего ударения и как бы связаны с тем словом, перед которым стоят. Именно поэтому в некоторых случаях пишется ня, бяз, а в некоторых — не, без в зависимости от того, в каком слоге перед ударением они стоят. Ня буду, бяз хлеба (если первый слог под ударением), но не хачу, без вады (если первый слог безударный). Заметьте, что в беларуском языке в первом слоге перед ударением всегда пишется и произносится я (яканье).

4) Аканьне і яканьне (аканье и яканье).
Гласные о, э могут быть только под ударением. Если при изменении слова ударение смещается, то гласные о, э переходят в а — это называется аканьнем (аканьем). Например: малако — малочны, мароз — маразы, морква — маркоўны, ногi — нага. Соответственно, когда безударные гласные е, ё переходят в я — это называется яканьнем (яканьем). Например: везьцi — вязу, несьцi — нясу, лес — лясы, сёлы — сяло. Такая особенность не распространяется на некоторые заимствованные слова: тэлевізар, эканомiка, сэзон, но каляндар.

Аканье (яканье) передаётся на письме независимо от происхождения слов, принадлежности их к общим названиям или собственным именам: Аляксей, Сяргей, Яўген, сяржант, Гамэр, відэа, стэрэа. Исключение составляют некоторые заимствованные слова: Мэдэо, Сяо, мэтро, сэзон, сэмэстар. Запомните произношение и написание слов радыё, аўдыё, трыё.

Заметьте, если в слове встретилась буква о, то она всегда будет под ударением. Если в слове встретились буквы э, е или ё, то они, за некоторыми исключениями, тоже находятся под ударением.

В словах иностранного происхождения вместо мягких дз и ц употребляются твердые д и т: дынастыя, тэма, тэлеграма. Но перед некоторыми суффиксами могут сохраняться мягкие дз и ц: лідзіраваць, цір, камандзіроўка.

7) Ужываньне ў — у нескладовага (употребление ў — у неслогового).
После гласных буква у всегда переходит в ў: хлеб увесь — з’елi ўвесь; улез у сад — увайшлi ў хату. Буква ў может находиться в начале, в середине и в конце слова: праўда, даў, воўк, поўны, доўга, iшоў, быў, на ўлоньні.

Звук произносится также вместо звука после гласных перед согласными: галава — галоўка. В определенных случаях в звук переходит звук : казала — казаў.

Буква ў не образует самостоятельного слога, поэтому и называется — у нескладовае (у неслоговое).
Употребление буквы ў являет собой одну из отличительных особенностей беларуского языка, которой пренебрегать нельзя.

Перед начальным i почти всегда при произношении возникает приставной : іскры — , iржа — .

Приставные гласные исчезают, если предшествующее слово заказчивается на гласный звук: новыя льготы. Нет приставных звуков и в словах, которые сохраняют корневой гласный: лоб — на лобе, мох — на мосе, лёд — на лёдзе.

10) Вымаўленьне літары і на пачатку словаў (Произношение буквы і в начале слов).
Правила для союза і.

Правила для других слов, которые начинаются на і.
В беларуском языке много слов, где первая буква і передаёт два звука : іншы , іхнi , iм и другие, а также все слова с приставной буквой і: iмжыць , iржа , iльготы , iржавець … В этих словах дополнительный звук не позволяет пользоваться вышеописанными правилами для союза і. Поэтому эти слова произносятся неизменно, и вначале всегда будет слышно независимо от того, твёрдая согласная или нет. Например: мой брат iм казаў ; я пайшоў зь iм у горад .
Исключение составляет слово ішоў (шёл). Когда впереди стоит короткое слово, которое при произношении сливается с ним, то здесь придерживаемся следующих правил:

Если перед словом ішоў стоит длинное самостоятельное слово — произносим .

11) Асыміляцыя (ассимиляция).

Обратите внимание, что з и с смягчаются перед всеми мягкими согласными, кроме г, к, х.
Ассимилятивное смягчение происходит как в пределах слова, так и в предлогах: зь вядром (с ведром), зь пяску (из песка), празь лес (через лес).

Сочетания букв сш, сшч, зч произносятся как звук : расказчык — (ассимиляция по глухости — свистящего к шипящему).

Произносится неизменно сочетание букв чн: сталічны, яечны.

12) Падваеньне зычных (удвоение согласных).
В беларуском языке, в отличие от русского, удвоение согласных возникает в конце слова в положении между гласными. Если буквы з, с, н, м, дз, ц, ж, ш, ч стоят между гласными, то произносятся удлиненно: жыцьцё, пытаньне, вясельле.

Удвоенные буквы ж, ш, ч всегда произносятся твердо: аблічча (облик), замужжа (замужество), узвышша (возвышенность).

Никогда не удваиваются губные б, п, м и р. Они сохраняют твёрдость. В этих случаях на письме ставится апостроф: бязрыб’е, куп’ё, сям’я, надвор’е.

Нет удвоения и в словах иностранного происхождения, именах людей: тона, касір, Ала, Іна. Однако исключение составляют некоторые давно освоенные слова: асанна, манна, панна, мадонна, Ганна.

Для ориентировки вы можете использовать следующее простое правило: там, где в русских словах на конце стоят -нье (-ние), -лье (-лие), по-беларуски будет удвоение. Например: варенье — варэньне, терпение — цярпеньне, зелье — зельле, приволье — прывольле.

Знаете ли вы, что почти все русские слова, начинающиеся с буквы «А», — переселенцы, иноземцы? Откройте первую страницу любого толкового словаря русского языка. «Абажур» — из французского, «абаз» — из иранского языка. Слов русских по происхождению на «а»почти не существует. В чем же дело? У языков, как у людей, бывают неожиданные причуды. Один из них как бы «любит» начинать свои слова с такого-то звука, другой как раз этим звуком пренебрегает. Европейские языки не терпят звука «ы», особенно в начале слова, а по-турецки «липа» — ыгламур, несчастье — ыгын, нрав — ыра… Уйма таких слов в чукотском языке… Так вот: русский язык не любит начинать слова тем звуком, который мы обозначаем буквой «а». Настолько не любит, что таких слов на «а» в нем (я говорю о литературном языке) практически вовсе нет. А почему я выражаюсь так осторожно: «звуком, который мы обозначаем буквой»? В народных говорах много слов, начинающихся на «а»: атава, абломак, асина… Однако пишутся все они через «о»: отава, обломок, осина… На стр. 21 вы читали объяснение этому; дело тут в особом явлении нашего языка, в его «аканье»… Узнав все это, вы уже не будете удивляться тому, что слов на «а» в нашем словаре окажется довольно много, но большинство из них пришли в наш язык из других языков — одни с Запада, другие с Востока.

Какими бывают ребусы

Существует большое количество различных ребусов, которые можно условно разделить на несколько групп:

  • ребусы с картинками;
  • ребусы с запятыми;
  • ребусы с буквами;
  • ребусы с числами;
  • ребусы с использованием иных символов: химических элементов, нот, стрелок, арифметических знаков и так далее;
  • комбинированные ребусы (состоящие из множества элементов).

Как нужно читать ребус

  1. Читать ребус следует слева направо или сверху вниз, если иное направление не показано стрелками;
  2. Пробелы или знаки препинания при чтении ребуса не учитываются;
  3. Картинки и символы в ребусах обозначают определенное слово или часть слова;
  4. Если картинка имеет несколько названий, необходимо подобрать подходящее. Например, рисунок малины может означать как слово «малина», так и «ягода» (общее или частное название). А картинка с изображением глаза подразумевает слова «глаз» или «око»;
  5. Все слова нужно читать в именительном падеже (Кто? Что?);
  6. Чаще всего слова зашифрованы в единственном числе, но встречаются исключения (например, когда на картинке изображено несколько объектов или загаданное слово является частью предложения, поговорки, устойчивого выражения);
  7. Когда в ребусе зашифровано целое предложение, то кроме существительных в нем будут присутствовать и другие части речи: глаголы, прилагательные, предлоги, местоимения и так далее;
  8. Ребус всегда имеет единственное решение, если иное не обозначено в условиях.

Правила решения ребусов

Рассмотрим варианты ребусов, которые встречаются наиболее часто и решаются по определенным правилам.

Ребусы в картинках с запятыми

Запятые показывают, что из слова нужно убрать определенные буквы. Если запятые стоят перед словом – убираются первые буквы, если после слова – нужно убрать буквы с конца. Количество букв всегда равно числу запятых.

На картинке нарисован СТОЛ. Запятая в конце означает, что нужно убрать последнюю букву в слове. Убираем букву Л, остается слово СТО.

На картинке изображен МЯЧ. Запятая стоит в конце, значит, убираем последнюю букву Ч, получаем слово ХОМЯК.

Две запятые в начале означают, что нужно убрать первые две буквы из слова БАРАБАН, а две запятые в конце показывают, что последние две буквы слова тоже лишние. Таким образом, у нас остается слово РАБ.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «О», буква «О»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».

2. Учить выделять звук «О» из ряда других гласных.

3. Развивать фонематический слух.

4. учить выделять звук «О» в начале, середине и конце слова.

5. Работать над предложением.

6. Познакомить с буквой «О».

4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

5. Формировать умение образовывать единственное число существительных от множественного числа.

Материалы:

красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), картинки на звук «О», фишки красного и синего цвета, карточки для определения места звука в слове, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет слова на звук «О».

1. – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:

Осень, овощи, облако.

– Какой звук слышится в этих словах в начале слова?

– С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком «О».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «О».

Мальчики произнесут громко, а девочки тихо.

– Это какой звук?

– Почему?

– А какие звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

– Каким цветом обозначаем звук «О»?

3. «Подними красный кружок, если услышишь «О»

А У О И Э О У У И О А О

4. Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережком, «Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.
Вела детей за собою,
И малого, и большого, Загибают безымянный и большой палец.
И среднего, и меньшого, Загибают средний палец и мизинец.
И самого любимого. Загибают указательный палец.
5. Игра «Запомни и назови»

Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка.

– Ребята, посмотрите на картинки. Кто это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.

6. Работа в тетрадях

– Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите).

– На какую геометрическую фигуру она похожа?

7. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ОМ МО МУ МА АМ ИМ

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

8. Чтение слогов в тетрадях.

9. Игра «Много – один»

Кольца – кольцо седла – седло колеса – колесо

Зерна – зерно крылья – крыло окна – окно

Стекла – стекло перья – перо

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «О», «А», «У», «И».

11. Игра «Где спрятался звук?»

– Я буду называть слова, а вы скажете, где в этом слове встречается звук «О» и на карточках обозначит: в начале, в середине или в конце слова.

Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

-Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Логопедия для Всех

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»


Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Рубрики: Конспекты логопедических занятий Метки: звук О, логопедические упражнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *