Зарядка для грудничков 1 3

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой.

4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут.

Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха -20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.

Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами.

Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надо при-

учать к речевым указаниям, типа «возьми кольцо», а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Выполняется с использованием традиционных приемоь детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность выполнения каждого приема -0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни кожа у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с щадящих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

Родителям следует научиться различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж должен проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.

Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни

I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 недель

Рисунок 312.

Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 312).

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения

Рисунок 313.

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 313).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением большого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а затем и по наружному краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Рисунок 314.

И. п. — ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди — выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Придерживая ребенка левой рукой, правой нужно захватить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх — вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. И. п. — то же. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Взяв одну из стоп, поддерживать ее 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

2. И. п. — то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. И. п. — Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс «опоры». Следует поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная «ходьба». Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, направляя движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

1. И. п.- ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу яркую звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

2. И. п. — ребенок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание
в позе «эмбриона».

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине.

Следует вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок должен захватить игрушку).

2. Для стоп. И. п. — то же. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.

4. Рефлекторная «ходьба». Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует направлять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. И. п. — ребенок лежит на спине. Произвести поглаживания тыльной поверхности .стоп ребенка. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребенка. Затем нужно произвести «встречное» поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно направлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого следует произвести поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями направлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. И. п. — лежит на спине. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок лежит на животе. Нужно произвести поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины

Рисунок 315.

1. И. п. — ребенок лежит грудью на ладони массирующего. Отступая на 1 см от
позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев произведите движения в направле нии от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище должно изогнуться в форме дуги, от крытой кверху (рис. 315).

Пассивные упражнения

1. Произвести выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно положить ребенка животом на мяч и медленно покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3-4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание рук: большой палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. И. п. — то же. Нужно произвести кольцевое растирание: следует вложить большой палец в ладонь ребенка, остальными — придерживать его кисть. Большим и указательным пальцами другой руки обхватить руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча.

3. Закончить поглаживанием.

Дыхательное упражнение

И. п. — то же. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его захватить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу малыша за пятку.

2. И. п. — то же. Нужно указательным и средним пальцами одной руки захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

3. И. п. — то же. Большим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка в нижней ее части. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания наружной поверхности голени и, в три-четыре оборота дойти до колена.

4. И. п. — то же. Затем нужно произвести растирание наружных мышц бедра.

5. И. п. — то же. Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная «ходьба» по направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

2. И. п. — то же. Следует произвести легкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

3. И. п. — то же. Произвести пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

4. И. п. — то же. Необходимо осуществить поворот со спины на живот: обхватить левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными пальцами правой руки охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребенок должен провернуть голову и плечевой пояс — и вот он уже на животе.

5. И. п. — ребенок лежит на животе. Произвести поглаживание спины и ягодиц малыша, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. «Ползание». И. п. — ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5-10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка должны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок должен отталкиваться от ладони взрослого (рис. 316).

3. Следует произвести отклонение головы малыша назад в положении лежа на животе на весу (рис. 317).

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

Рисунок 316.

Рисунок 317.

2. И. п. — ребенок на руках у взрослого лицом к нему. Произвести выкладыва-ние на мяч (на живот и на спину) и покачивание в различных направлениях.

V комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4-5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение

Скрещивание рук на груди. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большие пальцы в ладони ребенка, остальными придерживать его кисти. Отвести ручки в стороны — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая — на заднюю. Затем одновременно двумя руками следует произвести энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно выполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Захватив «щипцами» мышцы и делая одновременно круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другую положить на область таза. Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц и закончить поглаживанием.

5. «Парение» на животе. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь под живот ребенка, другой удерживать ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу «вилочки». Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении. Тело ребенка должно образовывать дугу, открытую кверху (рис. 318).

6. Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

Рисунок 318.

7. «Парение» на спине. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней «вилочкой». Затем поднять ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова должна отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на сопротивление:

а) отталкивание от руки взрослого,

Рисунок 319.

б) отталкивание от мяча (рис. 319).

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый должен обхватить голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и прижать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание (рис. 320).

Рисунок 320.

3. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.

4. «Бокс» — сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои большие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами придерживать его кисти. Затем нужно попеременно сгибать и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение

Покачивание на мяче. В положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5-6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно произвести скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обхватить руками ноги ребенка за нижние части голеней. Мизинцы рук должны лежать на пятке. Теперь должно следовать сгибание и разгибание ног.

3. Затем нужно осуществить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Далее следует произвести поворот со спины на живот.

5. И. п. — лежа на животе. Положить недалеко от ребенка яркую игрушку. При этом он должен приподняться на ручки и стараться рассмотреть игрушку. Затем он должен взять игрушку. Упражнение нужно сделать 1 раз.

6. Нужно выполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

Рисунок 321.

7. Потом из положения лежа поднять ребенка под мышки, поставить его на колени. Затем, поддерживая ребенка, его надо немного наклонить к плоскости стола и скользящим движением слегка «протащить» его. Продолжая это движение, несколько приподнять его (рис. 321). Ребенок должен самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы (рис. 322). После этого надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,

Рисунок 322.

9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами «сядь» и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. «Бокс».

12. «Парение» на спине (упражнение нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. «Бокс» с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно обхватить нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на ней, положить слева или справа на расстоянии его вытянутых рук. Потом, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить достать игрушку со словами: «достань игрушку», «возьми игрушку».

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок должен выполнить повороты без помощи или с незначительной помощью взрослого. Движения должны быть поочередными: вправо на бок, потом на живот и влево. Взрослый при этом должен побуждать малыша словами: «достань игрушку», «повернись на живот».

2. Ползание за игрушкой с помощью взрослого. И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит

впереди. Словами «достань игрушку» и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой без помощи взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног с помощью взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша рядом с коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Затем вертикально поднять ноги ребенка. Вернуть в исходное положение.

5. Присаживание при поддержке за вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. Затем необходимо помочь ребенку присесть, после чего поставить малыша на ноги. По завершении положить ребенка на спину.

7. И. п, — ребенок лежит на животе. Дать малышу обхватить указательные пальцы, остальными придерживать его кисти. Нужно отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей, при этом ребенок должен поднять голову назад и вверх (рис. 323).

8. И. п. — ребенок стоит на столе, лицом к взрослому. Стимулирование пере-ступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1-3 раза), в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

Рисунок 323.

9. И. п. — ребенок лежит на животе. Уложить ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом взрослый придерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины.

Это упражнение можно заменить «парением» на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

Активные упражнения

1. И. п. — ребенок сидит. Комплекс следует начать с круговых движений руками малыша. Ребенок должен обхватить большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем — вперед и вниз.

2. «Бокс» с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. И. п. — ребенок сидит. Малыш должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребенка.

4. И. п. — ребенок стоит. Взрослый должен держать его обеими руками за талию. Наклонить туловище ребенка за игрушкой (рис. 324) и выпрямить его туловища со словами «достань игрушку».

5. Повороты со спины на живот самостоятельно и по просьбе взрослого.

6. Ползание на четвереньках.

7. И. п. — ребенок лежит на спине. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе достать стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.

Рисунок 324.

9. И. п. — лежа на животе, затем — лежа на спине. Малыш должен выполнить просьбу взрослого: «Возьми игрушку со стула».

— достать лежащую на стуле игрушку;

— взять игрушку со стула, передать ее взрослому;

— взять игрушку со стула, стоящего сзади.

10. И. п. — а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с помощью колец.

12. И. п. — ребенок стоит. Взрослый держит малыша за кисти обеих рук. В заключение следует помочь малышу походить.

Версия для печати Данная информация не является руководством к самостоятельному лечению.
Необходима консультация врача.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. Плавание:

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта. Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Массаж стопы ребенка

Все приемы и упражнения начинаем делать снизу вверх. Поэтому первая на очереди стопа. Массаж стопы является важнейшей составляющей занятий, так как помогает нормализовать мышечный тонус, а в дальнейшем – правильно ставить ножку при опоре.

  • Разминаем стопу круговыми массажными движениями большого пальца сначала по передней части стопы (под пальчиками), потом по внешней боковой. Движения повторяем по 3-5 раз.

  • «Рисуем» большим пальцем восьмерку на стопе.
  • Круговыми движениями растираем пяточку. Все движения также выполняем по 3-5 раз.
  • Разминаем стопу по ее внешней стороне от пяточки к пальчикам поступательными круговыми движениями.
  • Растираем каждый пальчик. Достаточно пройтись по каждому из них 1-2 раза.
  • Сгибаем стопу к себе – от себя. Стараемся пальчики дополнительно отогнуть в направлении малыша.
  • Совершаем круговые движения стопой вправо и влево, по 3-5 раз в каждую сторону.

После того, как все гимнастические упражнения с одной стопой проделаны, переходим к другой стопе.

Миф 1. Они все там инвалиды

Практически каждый, узнав, что у меня дети по 3-4 часа каждый день занимаются акробатикой, считает своим долгом сообщить, с очень авторитетным и важным видом что у ВСЕХ гимнасток и цирковых артисток БОЛЬШИЕ проблемы со спинами и коленями, а все профессиональные спортсмены – больные, поломанные-переломанные. Также приходится слышать про ужасы, ждущие девочек в плане их репродуктивного здоровья: позднее половое созревание, проблемы с зачатием и вынашиванием, паталогически маленький рост и даже выпадение матки.

На самом деле

А давайте посмотрим на тех, кто спортом не занимался. Все здоровы? У всех в порядке спины, нет проблем с репродуктивной системой, хорошее давление и не болит голова на погоду? Как правило, среднестатистический человек к определенному возрасту обрастает неким количеством хронических хворей. Ноги болят и у спортсменов, и у тех, кто мучается варикозом, подагрой и артритом по совсем другим причинам. Но те, кто посвятили себя с детства спорту, выглядят и чувствуют себя намного лучше тех, кто спортом не занимался, потому что у них в активе есть мышечный корсет, закачанный в детстве «на века». Среди моих знакомых бывших спортсменов есть люди уже сравнительно немолодые, но находящиеся в великолепной форме, полные сил и энергии. Да, у многих имеются истории про травмы, но если поставить рядом кого-то такого же возраста, без травм и нескольких лет спорта в своей жизни и сравнить, как они выглядят, как себя чувствуют, чем живут – выбор будет явно не в пользу последних. Люди, не дружившие со спортом, падают в гололед и ломают руки и ноги чаще, чем спортсмены, умеющие группироваться. Аматоры-лыжники и аматоры-велосипедисты, желающие «покататься для здоровья и удовольствия», оказываются на больничных койках с переломами и растяжениями куда чаще тех, кто с детства имеет навык и закалку. По своим детям могу сказать следующее: они стали крепче. Пока в стране лютовал страшный грипп и вся френдлента, которая так против «жесткого спорта», страдала и сморкалась, у нас не случилось ни одного пропуска по болезни. При том, что изначально дети пришли не совсем здоровыми – старшая дочка стоит на учете у нескольких специалистов, от невролога до инфекциониста.

В детском спорте травм почти нет: опытные тренеры хорошо знают технику безопасности и никогда не выпустят на ковер ребенка, который не уверен в элементе. Детей никогда не заставят делать то, что они еще не могут физически. Даже из чисто меркантильных соображений тренеру, каким бы он ни был монстром, нет смысла травмировать (выводить из строя) ребенка, который потом, возможно, принесет ему медали. Но чем серьезнее становится спортивный разряд, тем ближе это шальное «а вдруг получится».

Суровый спорт начинается тогда, когда понимаешь, что по-хорошему тебе сейчас нужно отлежаться пару дней, восстановиться, собраться мыслями – но ты упорно идешь на тренировку.

Идет столкновение силы воли и «здравого» разума. И вот тут начинается самое главное: кому-то это подходит, а кому-то — нет. Кто-то склонен к математике, а кто-то-то — нет. Кто-то умеет петь, а кто-то — нет. Кто-то может идти в миллиметрах от надрыва и больших неприятностей, а кто-то — нет. Кто-то может прийти отзаниматься с температурой, а кто-то лежит в кровати и ест таблетки.

— Читайте также: Как отдать ребенка в большой спорт и выжить

Травмы – это очень страшно. И если бы Елена Мухина не занималась гимнастикой, она прожила бы совсем другую жизнь, факт. Кому-то не везет. Кто-то сам осознанно идет на риск. Чем ближе ты становишься к месту абсолютного лидера, чемпиона мира – тем темнее и страшнее бездна вокруг тебя. Кто-то проходит через нее красиво и с ровной спиной, а кто-то падает и ломается. Чтобы стать чемпионом, нужно приложить титанические, нечеловеческие усилия. За это чемпионов и ценят, потому что их — единицы. Но это все равно твой и больше ничей выбор – замотать ноющее колено эластичными бинтами и идти дальше тренироваться, потому что в это же время в других залах по всему миру сейчас тренируются твои конкуренты, которые не будут ждать, пока ты отдохнешь и восстановишься. Кому-то это подходит, а кто-то считает, что медали не стоят того. И оба правы, потому что решают для себя.

Я знаю, что мы всегда можем остановиться. Что когда на кону будет стоять медаль или здоровье, мы все примем правильный, осознанный выбор и не пожалеем о нем.

Миф 2. Тренер-монстр

Часто слышу, что родители считают «недопустимыми» методы общения тренеров с воспитанниками: «Мой ребенок — личность, и никто не в праве с ним так обращаться». Считается, что дети-спортсмены все сплошь моральные калеки с подавленной волей и хронической депрессией.

На самом деле

Мир большого спорта – взрослый мир. И маленькому ребенку, попавшему туда, на 3-4 часа каждый день приходится играть по взрослым правилам – прагматичным, как вся наша суровая жизнь. Это мир, где тебе приходится тяжело работать, выкладываясь по-честному, чтобы стать лучше себя вчерашнего и, возможно, лучше своих конкурентов, таких же мальчиков и девочек, оттачивающих в таком же зале такие же точно элементы по всему миру. Хочешь быть лучше – работай больше. Это закон. Работа тренера заключается в том, что он помогает ребенку преодолеть себя и сделать больше, чем он думает, он способен сделать. Происходит процесс творения и трансформации, а это всегда сопровождается сильными эмоциями. Тренер помогает сконцентрироваться на том, что действительно важно, он призывает ребенка быть максимально собранным, точным и бесстрашным. Очень часто для этого нужно повышение голоса. Очень часто ребенка нужно вынуть из его комфортного состояния, в котором он – умница и молодец для себя и своих родителей, но способный на что-то большее, просто не знает, как туда попасть. «Пинок» от тренера творит чудеса.

Тренер не может быть добрым и сюсюкать – это задача родителей. Тренер всегда недовольный, переживающий, со срывающимся голосом и не склонный к сантиментам.

Работа тренера отнюдь не заключается в погружении в глубокий внутренний мир ребенка и его переживания. Чем больше тренер кричит, вкладываясь в ребенка, тем сильнее верит в него. Мир так устроен, что к переменам нужно прорываться через дискомфорт и через «я не могу». Мы жалеем себя, часто переоцениваем, считаем, что «я и так много сделал» и «так сойдет». Тренер видит картину в целом: кто на что способен, кого можно напрячь и заставить сделать еще больше для его же блага. Если тренер ласков и нетребователен, спортсмен не будет расти.

Слезы на тренировке – распространенное явление. Мамам очень тяжело на это смотреть, потому, кстати, родителей часто не пускают в зал для занятий. Ведь функция родителей – оберегать и утешать. Но тут приходится выбирать – плакать на соревнованиях из-за отсутствия призового места или плакать на тренировке, пытаясь стать лучше. Мои дети честно рассказывают про свои слезы на тренировках, они не стыдятся их и философски принимают как некую данность, неотделимую от них самих. Скажем, есть слезы, когда «я думала, что у меня получилось, а тренер говорит, что не получилось», когда «просто тупо не получается» и когда «не получается у партнера\члена команды и из-за него не получается у всех остальных», когда «тяжело на подкачке\растяжке». Это «легкие» слезы, не оставляющие травм. Их можно просто принять и пережить.

Еще важно понимать, что крик тренера – это не оскорбления и унижения. Врачи кричат на рожениц в момент потуг – давай! Еще! Ты можешь! Собралась! Не валяй дурака! И это нужно, это не обидно. Болельщики орут на стадионах – это крик веры и глубокой поддержки, хотя по факту там могут быть даже бранные слова. Крик тренера на ребенка – не крик неуравновешенного хама на невинного интеллигента, который «не сделал ничего плохого».

Увы, есть и такие тренеры, которые получают удовольствие, унижая детей или даже избивая их. Возможно, у таких тренеров даже получаются серьезные чемпионы, но у родителей всегда есть выбор, у кого и где заниматься и какой ценой. Очень важно отношение самого ребенка к тренеру, его мнение должно быть первичным – если ребенок любит и уважает своего тренера, хоть и боится – значит, все хорошо.

Миф 5. Спортсмены – тупые

Когда им учиться, когда все время на тренировках? Потом один удел – институт физкультуры.

На самом деле

Есть очень много тупых детей, которые со спортом никак не связаны. Если вы возьмете актив двоечников из разных школ, то убедитесь, что профессиональных спортсменов среди них совсем немного. А вот спортсменов-отличников как раз предостаточно. Помните – отличница, спортсменка, комсомолка? Вот таких много и сейчас. Спорт – это дисциплина и организованность, если вы не знали. А эти качества очень помогают в учебе. Дети учатся не отвлекаться, они быстрее соображают.

Еще спортсмены тщеславны, для них это уже дело выправки – быть первыми и не суть важно где – на тренировке или в школе.

Есть, конечно, разные примеры. Но детский спорт не влияет катастрофически на учебу в школе. Когда дело доходит до сборной страны и жизни в спортивном интернате, там включаются другие правила, но шансов попасть в сборную не так уж много. А доучиться можно, например, и после завершения карьеры. Светлана Хоркина – опять-таки яркий тому пример.

Миф 6. После завершения карьеры – кто они?

Ничего, кроме как прыгать, не умеют, да и не могут потом, потому что поломанные все. Кому они нужны в 30 лет?

На самом деле

Начнем с того, что сейчас многие спортсмены учатся еще на кого-то. Переводчики, юристы, реабилитологи – эти все специальности вполне можно освоить, будучи мастером спорта. И реализовывать себя потом в чем-то, близком к спорту и к выбранной профессии одновременно. Еще всегда можно стать тренером. В наших реалиях спорт становится все ближе к luxury-сегменту. Достойные и сильные мира сего считают, что им важно иметь тело, которым они могут гордиться и нанимают профессиональных тренеров. Ваш ребенок вполне может стать одним из них – организовывать фитнес-кемпы, писать статьи и выступать на мастер-классах.

Когда ты начинаешь учить какое-то дело в 7 лет, то в 27 у тебя будет уже 20 лет стажа! Это очень здорово. Много вы знаете людей, которые в 27 имеют такой огромный стаж чего-либо?

После завершения карьеры, акробатам и гимнастам открываются двери в мир шоу-бизнеса. Кастинг-менеджеры Цирка Дю Солей приезжают прямо на соревнования в Киев, Винницу и другие города, чтобы там заполучить новых профессионалов для своих шоу. В Дю Солей очень достойная оплата, соцпакет и возможность хорошенько покататься по миру. Попасть в этот цирк весьма непросто. Говорят, что для этого нужно тренироваться с 5-6 лет и по несколько часов каждый день. Именно столько тренируются профессиональные спортсмены.

Ситуации, которые действительно ломают

А сейчас я расскажу о том, что мне из «знаек» почему-то никто не говорил. И что в нашем детско-спортивном деле действительно ранит больше всего. Это невозможность реализовать истинный потенциал ребенка. Вот самое страшное в спорте – когда смотришь, как на твоих глазах погибает талант, как с каждым месяцем гаснет возможность сделать классного чемпиона, как он сникает и постепенно становится как все. Когда есть все – и «данные», и характер, и желание… но нет возможности адекватно тренироваться и расти. Или денег нет и, достигнув какого-то уровня, вы просто не можете шагнуть дальше, потому что там – индивидуальные занятия, участие в международных соревнованиях — все становится слишком серьезно и вам, родителям, это просто не по силам. И когда вы видите чужих детей, у которых такие возможности есть, а таланта как раз не хватает, вам становится очень-очень больно: они идут вперед, а вы остались позади, хотя могли бы… Или когда уходит тренер. Или закрывается зал. Или ушел партнер. Или тренер поставил в другой состав, подразумевающий меньшее количество тренировок. Или вы понимаете, что переросли свою секцию, но дальше идти некуда. Или получили травму и врач запретил тренироваться.

Польза гимнастики: решение детских проблем

С первых дней жизни малышу важно чувствовать заботу и любовь родителей. А при их отсутствии возникают проблемы. Нехватка любви и контакта с родителями – это одна из главных причин заболеваний у новорожденных. Другая важная причина – это врожденные или приобретенные в процессе родов патологии. Правильная лечебная гимнастика (например, комплекс Юлии Анкудимовой «Прима») помогает корректировать эти состояния, делая кроху здоровым и крепким.

Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.

  • Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу. Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
  • Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
  • Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
  • В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
  • Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов. Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 — 6 лет.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога.

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой.

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Как настроить малица на гимнастику?

Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия. Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой.

Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?

1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.

2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.

3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.

4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.

При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *