Высказывания про архитектуру

Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни. Д. Бернини

Живопись — самое доступное и удобное из искусств. И. Гёте

Архитектура — онемевшая музыка. И. Гёте

Из всех искусств, которым отдает себя гений, живопись неоспоримо требует наибольших жертв. Ж. Давид

Какое чудо — восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься! Э. Делакруа

Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском. Д. Драйден

Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только современников, но и будущих поколений. И. В. Жолтовский

Живопись — нечто среднее между мыслью и вещью. С. Колридж

Внешность в картине не имеет сама по себе никакой цены и должна всецело зависеть от идеи. И. Н. Крамской

Живопись — это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи. Г. Курбе

Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи

Жаль, что мы не рисуем прямо глазами. Как много пропадает на длинном пути от глаз через руку к кисти. Г. Лессинг

У художника только один серьезный враг — его собственные плохие картины А. Матисс

Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык. А. Матисс

Художник рисует, по существу, глазом: его искусство — это искусство воспринимать окружающее в правильных пропорциях и во всей красоте. Новалис

Великая архитектура — это величайшее свидетельство человеческого величия. Ф. Райт

В живописи, как и в других жанрах искусства, нет ни единого приема, который можно было бы подогнать под словесную формулировку. О. Ренуар

Портрет должен быть картиной и характеристикой лица. И. Е. Репин

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. О. Роден

В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота — это правда, которая становится зримой. О. Роден

Чтобы изобразить бурю, незачем живописать каждую волну, достаточно дать картину взволнованного моря. Р. Роллан

Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не картину! Право, было бы смешно, если бы самое главное у художника была его рука. Р. Роллан

Живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим .отношением к сюжету, сочувственным или ироническим. Стендаль

Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить. Стендаль

Тело планеты — учитель скульпторов, ее атмосфера — учитель живописцев. Э. Фор

Искусство живописи есть не что иное, как искусство выражать невидимое через видимое. Э. Фромантен

Нет более безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие. С. Цвейг

Архитектура — это застывшая музыка. Ф. Шеллинг

Мы много говорим о впечатляющих зданиях, мастерах своего дела и архитектуре в целом. В этой статье предлагаем сделать пару шагов назад, к истокам современной архитектуры, чтобы разобраться, что лежит в ее основе.

Вспоминаем историю и основные черты главных направлений архитектуры XX века: функционализма, конструктивизма, экспрессионизма, брутализма, а также метаболизма.

Функционализм, 1910–1940

История

Форма должна соответствовать функции — таков был девиз направления архитектуры, зародившегося в начале XX века в Европе. — это мировоззрение, отождествляющее лаконичность и осознанность. Еще в I веке до нашей эры архитектор Витрувий утверждал, что архитектура — это прочность, польза и красота. Однако к IX веку случился перекос в сторону стиля. Только к концу столетия стали появляться те, кто был против излишнего украшательства, в их числе были основоположники функционализма.

Одним из пионеров функционализма стал учитель Фрэнка Ллойда Райта Ллуис Салливан — отец американского модернизма, создатель первого небоскреба и концепции органической архитектуры. В 1880-х он же и провозгласил девиз соответствия формы функции, а чуть позже, уже в XX веке, Ле Корьбюзье назвал дом «машиной для жизни».

Официально функционализм вступил в свои права к 1930-м годам благодаря появлению Баухауса и в частности благодаря Вальтеру Гропиусу. Здание школы в Дессау по сей день является иконой функционализма. Так же, как и Ле Корбюзье, архитектор был приверженцем унифицированного массового строительства, стремившимся восполнить нехватку жилья в послевоенное время.

Дома в поселке Вейссенгоф, Ле Корбюзье. Штутгарт, Германия, 1927 Дом Фарнсуорт, Людвиг Мис Ван дер Роэ. Плано, Иллинойс, 1946–1951 Фабрика «Фагус», Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Альфельд, Германия, 1910–1913

Архитектурные принципы

Предпосылкой для революции в архитектуре стал прорыв в строительных технологиях, а точнее — появление железобетона. Благодаря ему архитекторы ушли от массивных кирпичных стен и упростили конструктивную схему до каркасной. Колонны заменили несущие стены и позволили внедрить ленточное остекление, тем самым осветив бо́льшую площадь пространства. Скатные крыши также подверглись метаморфозам, уступив место плоским кровлям, увеличивающим эксплуатируемую площадь.

Не углубляясь в инженерию, можно заметить, что все изменения происходили не просто так. У каждой детали есть свое обоснование, как и у ее отсутствия. Предназначение и функция составляющих диктуют глобальное преобразование внешнего облика здания. А красота, в свою очередь, заключается в честности: если бетон, то он не прикрыт, пандус становится акцентом в интерьере, окна полностью меняют облик здания. Каждый элемент самодостаточен и открыт наблюдателю.

Признаки:

  • Простые геометрические формы
  • Отказ от декора: строительные конструкции, такие как бетонные плиты или деревянные балки, часто остаются непокрытыми
  • Плоская эксплуатируемая кровля
  • Ленточное горизонтальное остекление
  • Пандусы вместо лестниц
  • Возвышение здания над землей на так называемых «ножках»

Архитекторы:

  • Ле Корбюзье
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • Петер Беренс
  • Вальтер Гропиус
  • Якобус Йоханнес Ауд
  • Филип Джонсон

Конструктивизм, 1920–1930

История

Советские архитекторы, взяв за основу функционализм, использовали архитектуру как инструмент политической пропаганды пролетарского аскетизма. Основой жизни нового человека, по мнению архитекторов-революционеров, должен был стать всеобщий труд на благо государства. Все отвлекающие факторы, например, бытовые заботы, перекладывались на общественную инфраструктуру. В результате стали появляться дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы и дворцы труда.

, автор знаменитого проекта Памятника III Интернационала, был одним из родоначальников конструктивизма. Также на него большое влияние оказали и братья Веснены. Они совместно с Моисеем Гинзбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), включающее в себя всех советских перспективных архитекторов того времени.

В противовес мастерам конструктивизма, членам ОСА и ВОПРА, выступали рационалисты из ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и объединения архитекторов урбанистов (АРУ). Рационалисты выступали за влияние архитектуры на сознание человека, призывая его развиваться в сторону прогресса.

Дом Наркомфина, Моисей Гинзбург. Москва, СССР, 1928–1930 Дом культуры имени Русакова, Константин Мельников. Москва, СССР, 1929 Культурный центр ЗИЛ, братья Веснины. Москва, СССР, 1930–1937 Дом культуры имени Зуева, Илья Голосов. Москва, СССР, 1927–1929

Архитектурные принципы

В основе проектирования лежал тщательный анализ функционирования промышленных и жилых зданий. Под каждую функцию подбиралось свое объемно-планировочное решение. Динамика чистых вертикальных и горизонтальных линий диктовала внешний вид зданий.

В отличие от функционализма, течение конструктивизма обладало большим разнообразием архитектурных форм: кубы, параллелепипеды, окружности окон, обтекаемые балконы и разноступенчатые секции. Такие формы не создают хаос, а гармонично дополняют друг друга.

Признаки:

  • Масштабность
  • Монолитность
  • Секционность
  • Разнообразие геометрических форм
  • Отказ от декора

Архитекторы:

  • Моисей Гинзбург
  • Константин Мельников
  • Братья Веснины
  • Илья Голосов
  • Иван Леонидов

Метаболизм, 1950–1960

История

Теория метаболизма — в первую очередь градостроительная теория, целью которой было глобальное преобразование городского пространства. Она возникла в Японии в 50-х годах, а ее стремительное развитие началось в 60-х благодаря резкому экономическому росту в стране.

К ряду основоположников относятся такие архитекторы, как Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фумихико Маки, а во главе них находился Кэндзо Танге, который руководил восстановлением Хиросимы после бомбардировок. Для Японии метаболизм стал глотком свежего воздуха, надеждой на возрождение после Второй мировой войны.

В 1960 году в Токио прошел Всемирный конгресс архитекторов, на котором был представлен манифест «Метаболизм: план нового урбанизма». Он описывал города будущего и вмещал несколько глав, написанных каждым членом группы. Города, по мнению архитекторов, должны были состоять из отдельных капсул и могли плавать в океане, летать в космосе. Конечно, перестроить уже существующую структуру города очень сложно, поэтому многие проекты так и остались на бумаге. Но несмотря на это идеи метаболизма оставили существенный след в истории и оказали большое влияние на все последующие поколения японских архитекторов.

Капсульная башня «Накагин», Кисё Курокава. Токио, Япония, 1970–1972 Отель Sofitel Tokio, Киёнори Кикутакэ. Токио, Япония, 1994 Центр коммуникаций, Кэндзо Танге. Кофу, Япония, 1962–1967 гг. Музей современного искусства, Арат Исодзаки. Гумма, Япония, 1974

Архитектурные принципы

В основу теории метаболизма японские архитекторы заложили концепцию развития живого организма. Всё, как и в живой природе, подчиняется стадиям зарождения, развития, угасания, смерти и перерождения. В здании могут быть как постоянные, так и органически меняющиеся во времени элементы. Совершенно не удивительно, что именно Япония стала родиной метаболизма: такой подход неразрывно связан с местной культурой и ее мировоззрением.

Особенностью стиля является некая недосказанность, незавершенность с перспективой на дальнейшее развитие. Объекты нельзя рассматривать как законченные — это скорее структура, предполагающая возможность что-то добавить, изменить или убрать, отталкиваясь от требований нашего изменчивого мира.

Признаки:

  • Модульность
  • Ячеистость
  • Эффект «незавершенности»

Архитекторы:

  • Кисё Курокава
  • Киёнори Кикутакэ
  • Фумихико Маки
  • Кэндзо Танге
  • Арат Исодзаки

Если вам понравилась статья, то советуем вам посмотреть еще на 10 проектов архитектора или . А также посмотрите нашу .

Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:

15 июля 2019 / Партнерский материал

Где найти интересные книги о советском архитектурном модернизме, что такое «Гроб Малевича» и кто печатает проекты аэропортов?

Все это — книги и предметы, выпускаемые в екатеринбургском издательстве TATLIN, названном в честь великого русского художника, основоположника художественного конструктивизма Владимира Татлина. В 2005 году издательство первым стало выпускать монографии современных российских архитекторов, в 2010 году — печатать книги по архитектуре советского модернизма, а в 2015 году открыло первую в России серию архитектурных путеводителей. «TATLIN вдохновляет!» – девиз издательства, которое выпустило за 18 лет работы более 600 книг и журналов и реализовало более 400 событий.

Недавно мы поговорили о работе издательства с его главным редактором Эдуардом Кубенским, а сегодня представляем новинки, выпущенные в TATLIN.

Монография Alexey Kozyr

Алексей Козырь, Илья Бабак, Татьяна Кубенская

Монография Alexey Kozyr является самым полным собранием архитектурных проектов Алексея Козыря. Повествование ведётся в обратном порядке, начиная с последних работ таких как Ледяная пещера в парке Зарядье до самых первых – Самолётная квартира в Москве. Издание представлено в твёрдом переплете с тканевой обложкой, «без лишнего шума, все по существу» как и требовал архитектор, что читателю, по сути, и надо – решил издатель и подчинился.

Купить на сайте

Автомонография «Евсей Перченков»

Евсей Перченков, Эдуард Кубенский, Ольга Казакова

Евсей Перченков — заслуженный архитектор России, член-корреспондент Международной академии архитектуры, лауреат Государственных премий, признанный мастер архитектуры курортных сооружений, на счету которого не один десяток реализованных проектов санаториев, домов отдыха и горнолыжных баз. На страницах автомонографии архитектор делится своими представлениями об архитектуре, рассказывает о своей биографии, учёбе в МАрхИ, первых командировках и продолжительной работе в «ЦНИИЭП курортных зданий и туристских комплексов». Основную часть книги составляет портфолио проектов мастера, богато иллюстрированное историческими фотографиями и оригинальными чертежами.

Купить на сайте

Журнал TATLIN Plan #33 Музей железных дорог России

Настя Елизарьева, Никита Явейн, Даниил Ширяев

Музей железных дорог России у Балтийского вокзала в Петербурге, объединивший историческое здание железнодорожного депо, новый павильон, а также экспозицию под открытым небом, был спроектирован Никитой Явейном и его командой из архитектурного бюро «Студия 44». В первые же дни работы новый музей, в коллекции которого более ста объектов железнодорожной техники, побил все рекорды посещаемости и моментально завоевал славу одного из самых популярных технических музеев России. Теперь, спустя два года после открытия музея, можно с уверенностью говорить о том, что одна из основных причин столь громкого успеха напрямую связана с теми архитектурными и инженерными решениями, которые были предложены петербургскими архитекторами и конструкторами.

Купить на сайте

Настя Елизарьева, Александр Острогорский, Константин Ходнев, Мария Серова, Даниил Лоренц, Наталья Сидорова

Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев — именно в такой последовательности следует располагать имена трех архитекторов, которые с 2001 года и по сегодняшний день работают вместе. Название архитектурного бюро DNK ag — это не просто аббревиатура, составленная из первых букв имен его основателей, а своеобразный посыл, который они вкладывают в каждый свой проект. Сценарный подход к проектированию, внимание к мелочам, рациональность и последовательность — лишь не многие характеристики, которые можно применить к описанию работы бюро.

TATLIN Mono #55 DNK ag — это уже вторая монография, посвященная работе бюро и выпущенная издательством TATLIN. Помимо рассказа о принципах работы от лица каждого из архитекторов-основателей бюро, в новом номере в деталях представлены знаковые проекты DNK ag: редевелопмент территории «Рассвет» «Рассвет LOFT*STUDIO», участие во второй и третьей очереди застройки территории ЗИЛ, CO_LOFT — проект реконструкции Московского завода электроизмерительных приборов и другие работы команды.

Купить на сайте

Книга «Архитектурный композитор»

Книга посвящена приёмам композиции, но в ней вы не найдёте длинных определений и развёрнутых подписей. Во многом инфантильные названия приёмов подкреплены такими же иллюстрациями известных (и не очень) примеров законченных, временных или не реализованных архитектурных и градостроительных проектов. Идея издания принадлежит архитектору и преподавателю Владимиру Ляпустину. На протяжении нескольких лет он собирал мысли, цитаты и изображения, формируя личную подборку. Результаты его продолжительных поисков и наблюдений уместились на сотнях листов. Иллюстратором книги выступил молодой российский архитектор, выпускник Казанского государственного архитектурно-строительного университета Егор Орлов.

Купить на сайте

Журнал TATLIN Plan #32 Аэропорт «Симферополь»

Новый терминал аэропорта Симферополь запоминается своей сложной волнообразной формой. Архитектурная концепция была разработана южнокорейским бюро Samoo Architects & Engineers, а генеральным подрядчиком строительства выступила компания «Аконс Про». Терминал возведён в сжатые сроки — всего за 22 месяца — и в первый год после открытия принял более 5 млн пассажиров. Он был спроектирован и реализован как комфортная среда, позволяющая превратить путешествие в приятный опыт. Начиная с прохода к терминалу через ландшафтный парк на привокзальной площади и заканчивая открытой смотровой площадкой, пребывание в аэропорту становится частью отпуска. Проект можно считать одним из лучших примеров развития аэропортов, реализованных за последние годы.

Купить на сайте

Каталог «Лекало архитектора»

В этом необычном каталоге представлены авторские лекала, разработанные ведущими российскими архитекторами и архитектурными бюро — героями монографических публикаций издательства TATLIN. Каждое лекало состоит из набора двухмерных элементов, наиболее часто используемых ими при работе над своими проектами.

Купить на сайте

Супрематический конструктор • Набор магнитов + открытка

Супрематический конструктор — уникальный сувенир, изготовленный из магнитного винила, покрытого цветной плёнкой. Его элементы — это художественный конструктор, созданный по мотивам произведений художника Казимира Малевича.

Размеры 23 магнитов набора варьируются от 1.0х1.0 до 21.0х5.0 см и спропорционированы друг относительно друга согласно законам золотого сечения. Цветовой набор в каждом конструкторе индивидуален. Магниты гнутся во всех направлениях и могут быть смонтированы почти на любых поверхностях, повторяя их форму. Количество возможных вариантов композиций бесконечно, а их характер зависит только от фантазии собирающего.

Подложкой изделия служит открытка из плотного книжного картона с изображением, повторяющим формы магнитов и объясняющим логику их составления. Конструктор может стать отличным подарком или украсить книжную полку любителя искусства, дизайна или архитектуры.

Купить на сайте

Супрематизм. Основные фигуры • Набор магнитов + открытка

Этот классный сувенир изготовлен из магнитного винила. Магниты являются основными фигурами супрематизма. Их размеры — квадрат 8.0х8.0 см, крест 10.0х10.0 см и круг D 8.0 см. Магниты гнутся во всех направлениях и могут быть смонтированы почти на любых поверхностях, повторяя их форму. Подложкой изделия служит открытка из плотного книжного картона с изображением фрагмента экспозиции футуристической выставки картин «0,10», проходившей с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Открытка может быть оформлена в рамку, отправлена по почте или украсить рабочий стол и книжную полку. Эта штуковина издательства упакована в вакуумный пакет и может стать отличным подарком.

Купить на сайте

Гроб Малевича

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. Организаторы похорон, его ученики и родные, изготовили гроб прямоугольной формы, оформив его в духе супрематизма. Саркофаг везли на открытой платформе грузовика с «Черным квадратом» на капоте, в одежде покойного были строго соблюдены его любимые цвета — белая рубашка, черные брюки и красные туфли. Тело перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновка. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1879—1935)».

В издательстве TATLIN создали реплику гроба Малевича, изготовленную из выбеленного белым маслом бука. Его форма воспроизводит реальный внешний облик гроба Малевича. Деревянный брусок в виде «поваленного набок» архитектона не имеет прямого функционального назначения. Это штуковина весом 500 граммов и в габаритах 200х68х65 мм. На лицевой стороне изделия нанесены изображения квадрата и круга — важных супрематических элементов, которым Малевич придавал почти религиозное значение.

Купить на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *