В каком возрасте ребенок начинает есть самостоятельно?

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Психологи рекомендуют начинать предлагать ребенку ложку, когда он уже хорошо сидит и кушает с помощью мамы в стульчике для кормления. Это происходит, как правило, в 7–8 месяцев.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет то, что ему больше нравится, а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.

Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить «инструмент» в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

• поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
• питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи «Питание ребенка: идеи для второго завтрака» и «Недостаток кальция у детей и питание» на сайте mamaexpert.ru

Как ребенок начинает ползать

Новорожденный с самых первых дней своей дней жизни начинает активно изучать окружающий его мир. Постепенно адаптируются органы чувств, появляются первые рефлексы, а благодаря тесному контакту с мамой укрепляется ощущение надежности и комфорта. Спустя несколько недель малыш уже проявляет большой интерес к предметам вокруг. Он пытается дотянуться рукой, и если не получается – начинает искать другие способы приблизиться к цели.

Стоит также отметить, что в этот период развитие движений и ориентации в пространстве тесно связано с постнатальными изменениями позвоночника. Обычно у новорожденных прямой позвоночный столб. Когда малыш в возрасте 2-3 месяцев, лежа на животе, начинает самостоятельно держать голову, в области шеи появляется физиологический изгиб вперед – шейный лордоз. С 6-8 месяцев ребенок уже начинает сидеть, и тогда же формируется грудинный изгиб назад – кифоз. Для умения ползать первые два изгиба играют большую роль, обеспечивая подвижность и амортизацию позвоночника.

Прежде всего, ребенок учится переворачиваться на бок и на живот, лежать с поднятой головкой. Так он замечает предметы вокруг себя. Для стимуляции процесса можно привлечь его внимание яркой игрушкой. Используя ручки и ножки, малыш упирается в пол, отталкивается и немного разворачивает туловище. Со временем он более уверенно двигается в нужную ему сторону. Как раз в этот момент можно ждать начала активных «поползновений».

Виды ползания

В зависимости от возраста и личных предпочтений ребенок выбирает один из трех вариантов ползания:

1. На животе. Самый простой способ, доступный еще с 3-4 месяцев. Так как малыш в основном отталкивается от пола руками, он больше двигается назад. Помимо общеукрепляющего действия, такое ползание также улучшает работу пищеварительной системы.

2. По-пластунски. В этом случае ребенок задействует и ноги, сгибая их в коленках и подтягивая себя вперед. Такое ползанье, характерное также для взрослых, помогает научиться чередовать свои движения и разработать тазобедренные суставы.

3. На четвереньках. Ближе к полугоду уже развивается грудинный кифоз, малыш может сидеть и из этого положения опираться на руки. Сначала он просто покачивается, привыкая удерживать свое тело и балансировать, а затем все более уверенно перебирает ножками и ручками по направлению к цели. С этих пор ребенок активно путешествует по дому, исследует новые места и предметы. Обязательно следите за тем, чтобы ваш малыш мог ползать на четвереньках по полностью безопасной траектории, не рискуя пораниться или что-нибудь разбить.

Польза ползания

Ползание открывает перед ребенком новые горизонты. Лежа в кроватке, находясь на руках у мамы или папы, он может наблюдать, воспринимать окружающий его мир, запоминать лица и разные предметы. А вот как только, перевернувшись на живот, малыш начал ползать, у него появляется масса новых возможностей. Да, поначалу это лишь милое барахтанье, но и оно очень значимо для развития ребенка. Перемещение на четвереньках – важный переходный этап, который следует за сидением и предшествует ходьбе; освоив этот навык, гораздо легче пытаться делать первые шаги.

В целом ползание имеет большую пользу для здоровья и полноценного развития малыша, ведь оно:

  • укрепляет мышечную массу малыша, особенно в области спины и конечностей;
  • способствует правильному формированию позвоночных изгибов (что важно при дальнейшей нагрузке на спину);
  • развивает координацию, умение сохранять равновесие;
  • готовит малыша к вертикальной ходьбе;
  • способствует формированию нервной системы: полушария мозга развиваются равномерно, между ними образуются прочные нейронные связи, своевременно начинает появляться умение говорить.

От чего зависит момент начала ползания

Впервые дети начинают ползать в возрасте 3-5 месяцев. Разброс достаточно большой, так как развитие – процесс строго индивидуальный. Иногда первые попытки могут происходить и гораздо позже. Существует несколько критериев, которые определяют, во сколько начинают ползать малыши:

  • Телосложение: более пухленьким деткам, как правило, сложнее научиться ползать, поэтому они осваивают навык чуть позже.
  • Уровень развития нервной системы: в первые месяцы продолжает активно формироваться головной мозг, улучшаются координация движений и ориентация в пространстве.
  • Развитость опорно-двигательного аппарата: чем крепче мышцы малыша, тем легче ему будет начать ползать.
  • Пол: считается, что, когда начинают ползать мальчики, девочки уже активно осваивают этот процесс; однако данный критерий нельзя считать абсолютно верным.
  • Здоровье: недоношенные малыши закономерно начинают ползать позже, а часто болеющие могут столкнуться с трудностями при первых попытках.
  • Действия родителей: постоянно держа ребенка в кроватке и не перекладывая его на живот рядом с игрушками, родители препятствуют развитию естественного навыка; укрепляющие упражнения и разминки наоборот стимулируют обучение ползанию.
  • Причины отсутствия навыка

    Нельзя сказать точно, во сколько месяцев малыши начинают ползать, ведь для каждого этот момент индивидуален. Если малыш отказывается ползать, возможно, он еще просто не готов. Однако ближе к 8 месяцам навык уже должен быть достаточно развит, в противном случае есть повод сменить тактику обучения или обратиться к педиатру.

    Есть несколько факторов, связанных с нежеланием перемещаться ползком:

    • проблемы со здоровьем – слабые мышцы или определенные отклонения в развитии;
    • характер – некоторые малыши от природы не так активны и любознательны;
    • вес – как уже говорилось ранее, полным карапузам сложнее начать передвигаться самостоятельно.

    Иногда дело может заключаться в поведении родителей – они редко кладут ребенка на живот, оставляя его в кроватке большую часть времени. Как бы то ни было, проблему отсутствия навыка можно исследовать и решать.

    Как помочь ребенку научиться ползать

    Нельзя уверенно сказать, во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Но если вы видите, что карапуз уже активно совершает первые попытки, и хотите ему помочь, можете воспользоваться несколькими советами опытных педиатров.

    Обеспечьте малышу удобное и безопасное место. Можно класть его на вымытый пол, поверх мягкого одеяла или пледа, на кровати ребенка лучше не учить. Убедитесь, что рядом нет маленьких и острых предметов, шнуров, а также штор, за которые можно потянуть. Одежда на малыше должна быть свободная и не раздражающая кожу при движениях.

    Стимулируйте малыша, чтобы у него самого возникло желание ползти. Кладите его на живот в окружении интересных предметов; внимание можно привлекать игрушкой, которая звенит или самостоятельно двигается. Не забывайте также разговаривать с ребенком, направлять его голосом или показывать, как ползти.

    Лечебный массаж. Безусловно, такую процедуру лучше всего проводит профессионально обученный специалист, который привык работать с детьми, но мама и сама может помассировать малыша дома. Помимо укрепления мышц и костей, что имеет большое значение для умения ползать, массаж полезен для:

    • кровообращения,
    • иммунитета,
    • спокойствия и здорового сна,
    • уменьшения колик и вздутий,
    • профилактики дисплазии и плоскостопия,
    • эмоционального укрепления материнской связи с ребенком.

    Перед массажем убедитесь, что у вас чистые руки и аккуратно подстриженные ногти, снимите все украшения. В достаточно теплой комнате подготовьте хорошее место, например столик для пеленания. Начинать делать массаж можно спустя месяц после рождения, уделяя этому не больше 10 минут. Далее время можно увеличивать. Подходящее время – незадолго до кормления или перед сном. Массаж стоит начинать и заканчивать мягкими и осторожными поглаживаниями, переходить на животик лучше только после того, как пупочная рана полностью заживет. Кожу ребенка также можно осторожно растирать для улучшения кровотока.

    В первые месяцы не используйте какие-либо средства вроде масел, особенно ароматических, ведь они могут вызвать аллергию или раздражение на нежной коже. Впоследствии можно подобрать специальный крем, который одобрит педиатр, или масло из натуральных компонентов. В аптеке продается немало средств, которые конкретно действуют против воспаления, обезболивают, способствуют хорошему кровообращению и многое другое.

    Для разных частей тела малыша существуют собственные рекомендации и упражнения для массажа.

    Голова: от затылка к подбородку помассируйте лицо и шею малыша, погладьте нос, уши и кожу между бровями и висками; движения должны быть очень легкими.

    Брюшная область: погладьте животик по часовой стрелке, а грудь от центра к бокам.

    Руки: вращательными движениями помассируйте обе кисти, потом все пальчики по одному; пройдитесь поглаживаниями по поднятым ручкам от кончиков до плеча.

    Ноги: подвигайте ножки врозь и навстречу друг другу, помассируйте пальцы, пяточки и лодыжки, а бедра и голени можно размять с внешней стороны, когда ноги приподняты.

    Спина: помассируйте спину лежащего на животе малыша сверху вниз круговыми движениями.

    Важно также улыбаться и подбадривать малыша, внимательно подмечать, нравятся ли ему ваши действия или причиняют неудобства.

    Укрепляющие упражнения

    Малыши, когда начинают ползать, особенно на четвереньках, уже должны иметь достаточно крепкие мышцы и разработанные суставы. Для этого могут помочь специальные упражнения. Выполнять их, как и массаж, нужно в комфортном безопасном месте, не оставляя малыша одного без присмотра. Занятие проводите спокойно, общаясь с ребенком и даря ему вашу положительную энергию.

    Вот несколько несложных и полезных упражнений:

    1. Если малыш еще не умеет переворачиваться, вложите свой большой палец ему в ладонь, сжимая кисть. Затем направьте тело ребенка на переворот, другой рукой придерживая ногу для поворота таза.

    2. «Лягушка» – обхватите ножки лежащего на спине малыша за голени, согните их, как у лягушки, и медленно разогните обратно. Переверните ребенка на живот и дайте попробовать оттолкнуться от ваших рук согнутыми ножками, чтобы он подтянулся вперед.

    3. Положите грудничка животом на большой мяч (фитбол) и слегка удерживайте за подмышки. Так он сможет потренироваться напрягать мышцы спины, которые задействованы при ползании. Упражнение также полезно для лечения колик.

    4. Возьмите за руки малыша, лежащего на спине, осторожно поднимите вверх и обратно вниз, разведите руки по сторонам и скрестите на груди.

    Также полезны упражнения в воде, которые можно выполнять и в ванной, и в бассейне. Например, плавание в разных направлениях, толчки, повороты, ныряние и плескание. Все это укрепит мышцы и кровоток малыша, распрямит конечности и приблизит момент начала ползания. Кроме того, водные процедуры и упражнения полезны для:

    • иммунитета,
    • профилактики простудных и инфекционных заболеваний,
    • правильной осанки,
    • работы органов дыхания,
    • нормального сердечного ритма и артериального давления,
    • крепкого сна.

    Дети, когда начинают ползать, по-новому открывают для себя мир. С этого момента маленькие непоседы требуют еще большего внимания и заботы. Но радость, которую они дарят своим родителям – бесценна. И во сколько бы месяцев ваш ребенок не начал ползать на животе или на четвереньках, ему очень нужно ваше присутствие рядом, ваша поддержка и любовь. Ведь мама для малыша – самый важный и родной человек в мире.

    Пусть ваш малыш растет здоровым и любимым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *