В каком возрасте дети должны знать цвета?

11 Мая 2015

Когда лучше знакомить ребенка с цветами? Как научить малыша отличать один цвет от другого? И может ли ребенок быть для этого слишком мал? Наш автор-эксперт, учитель-логопед, блогер и молодая мама Алевтина Коровкина рекомендует начинать как можно раньше и делится с читателями «Первого Липецкого» интересными методиками.

В работе мне часто приходилось сталкиваться с удивительным явлением, что дети в 5 лет не только не различали цвета, но и не знали их названий. Печально, что некоторые родители придерживаются принципа: «Вы специалист – это ваша задача учить моего ребенка». Конечно же, для малыша нет ничего лучше, чем знакомство с миром через совместные игры и занятия с мамой и папой. Лично я начала изучать цвета, когда моей дочке было 5 месяцев. Чем раньше начать этот процесс, тем он более эффективен. Сколько бы не было на данный момент вашему малышу – 6 месяцев, год или полтора – начинайте прямо сейчас! Научиться хорошо различать цвета, группировать их и называть ребенок должен до 3 лет.
Изучение цветов всегда следует начинать с базовых. К ним относятся красный, синий, желтый и зеленый. Пока ребенок не научится распознавать именно эти цвета – к другим лучше не переходить.
Волшебные кубики и карточки
Так как со своей дочкой я начала учить цвета очень рано, и она еще даже не сидела, то первым делом в обиход пошли мои любимые кубики фирмы BATAT. У меня нет цели делать им рекламу, скажу только одно, что удобнее кубиков я пока не встречала. Их можно и погрызть, и искупаться с ними в ванной, и они напоминают наши советские резиновые кубики.
Начинаем изучение с красного цвета. Берем красный кубик и показываем малышу со словами: «Посмотри, какой прелестный кубик. Он красный». Рассказываем стишок и держим кубик перед малышом, покручивая его в руках:
«Красный цвет — он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный — посмотри!»

Потом даем кубик малышу, он его рассматривает, пробует на «вкус». Берем кроху на ручки, идем по комнате и рассматриваем все вокруг, находим красные предметы, щупаем их. Далее вместе рассматриваем карточки, где нарисованы предметы красного цвета. Естественно, что все это надо проделываем не за один день, а постепенно. Далее, через несколько дней показываем ребенку 2 кубика – один красный, другой любого цвета. Задаем малышу вопрос: «Покажи, где красный кубик?». Проделываем это, пока малыш не будет показывать верно. Затем переходим к следующему цвету.
Начинаем изучать синий цвет. Проделываем то же самое, что и с красным кубиком, только рассказываем уже другой стишок:
«Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом.
Синие волны — родной его дом!»
Картинки, соответственно, тоже с синими предметами. Так же, как и с красным, изучаем все, что есть синее в доме. Затем через какое-то время проводим конечный эксперимент с синим кубиком и кубиком другого цвета. Если малыш показывает верно, то приступаем к следующему цвету.
Далее идет желтый цвет. Все по шаблону с цветами изученными выше. Стишок:

«Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке – серединка.
А у курочки-наседки
Будто одуванчик детки» (Т. Красюк)
Зеленый цвет. Стишок:
«Все зеленое вокруг:
Вот растет зеленый лук,
Зеленеют огурцы —
Длинношеие бойцы.
Шелестят в зеленом клены
И кузнечик, весь зеленый.
Песенку поет нам вслух
Он, взобравшись на лопух.
И с глазами на макушке
Сплошь зеленые лягушки.
Вьется по забору в сад
И зеленый виноград.
И коленки все в зеленке
У соседской у Аленки» (С. Галс)
Когда ребенок начинает отличать один цвет от другого, переходим к следующему этапу. Положите перед ребенком четыре кубика и попросите назвать тот или иной цвет. Со временем малыш научится не путать цвета. Пробуем следующий способ.
Изучаем цвет с помощью ассоциаций
У ребенка до 3 лет преобладает ассоциативное мышление. Ассоциируя любой цвет с чем-либо, ему проще его запомнить. Данный вид изучения для детей постарше. Берем альбом и цветные карандаши и начинаем рисовать с ребенком картину. Желтое – солнце, синее – небо, красный – цветок, зеленая – трава. И вовсе не обязательно быть художником – самое главное для ребенка, что это понятно и запоминаемо. Со временем ребенок запомнит все ассоциации и без труда будет находить нужный цвет. Рисуйте чаще и больше.
А для детей еще постарше я бы порекомендовала пластилин. С помощью него можно не менее интересно изучать цвета. Берем картон, цветную бумагу. Отрезаем от куска пластилина по кусочку. Рисуем на цветной бумаге или картоне дерево или что-то еще. У нас это было дерево. А потом лепим на него красные яблоки из пластилина. Эта игра не только помогает запоминать цвета, но и развивает мелкую моторику. Еще одно направление работы с пластилином. Рисуем на белом картоне облака, солнце, травку, цветок. Затем лепим на каждый рисунок соответствующий кусок пластилина и размазываем его пальчиками. Обязательно при этом помогаем малышу.
Очень помогают в изучении цветов книги. И неважно, специализированные они или нет. Мы с дочкой изучали в том числе и по книжкам, в которых можно нажимать на цвет и услышать, как его название проговаривается голосом цвет и какие предметы бывают такого цвета.
А вот и еще один из моих любимых способов изучения цветов.
Доска Монтессори
Она состоит из крупной мозаики основных цветов, но разной формы. Из нее можно и строить башенки из фигурок одного и того же цвета, и просто вставлять в отверстия по цветам. Способов большое количество.
Игры для закрепления и группировки цветов.
После того, как вы с малышом попробовали самые разные способы изучения цветов, работа на этом не заканчивается. Теперь нужно выученные цвета закреплять.
Игра №1 «Принеси карандаш, который я назову» Здесь все очень легко. Берем охапку цветных карандашей, разбрасываем их на полу, а сами садимся в другой конец комнаты. Малыш приносит карандаш цвета, который вы называете.
Игра №2 «Разложи правильно предметы по цвету» Мне попалась одна замечательная книжка, в которой были вкладыши для вырезания – 4 разноцветных куколки, 4 сумочки к ним, зонтики и флажки. Мы с дочкой все это вырезали и играли. Книга это из серии «Литера детям», 55 развивающих игр для малышей.

Игра №3 «Найди у клоуна» Можно называть одежду у клоуна по цветам, а ребенок ищет их.
Игра№4 «Супер коврик» Также в закреплении цветов нам помог «Супер коврик». Я говорила, на какой цвет встать, и дочка вставала.
Я поделилась с вами способами, которые использую сама и в работе, и с другими детьми, и со своим ребенком. Желаю удачи в освоении нового материала!

Как выучить цвета с ребенком и в каком возрасте это можно сделать быстро?

В большинстве случаев готовность малышей к изучению цветов проявляется в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

И, прежде чем начинать разучивать с крохой основные цвета, рекомендуется провести небольшой, но очень простой тест.

Необходимо заранее подготовить «дидактические материалы» — много предметов одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету (пуговицы, элементы конструктора, кубики, разноцветные конфетки — драже и др.). Затем ребенку предлагается разобрать эти предметы на отдельные группы с одним характерным признаком. Если малыш без труда справляется с сортировкой этих предметов по цветовому признаку, значит, он готов к восприятию и изучению цветов.

Знакомимся с цветом по детским книжкам

  • Олеся Жукова, «Рисуем пальчиками»

Эта книжка предназначена для самых маленьких «художников». И рисовать можно прямо в ней! В книге множество разнообразных заданий по рисованию: от простых — к сложным. А еще она крайне полезна, поскольку дает возможность малышу не только провести время очень весело, но и потренировать мелкую моторику, заодно разучивать цвета и их названия.

  • Хинтон Стеф, «Цвета + наклейки»

Эта книжка позволяет изучить наиболее распространенные цвета в игровой форме. Здесь предусмотрены интересные задания: игры, чтение, наклейка наклеек. Занимаясь с этим пособием, ребенок учится различать форму и оттенки. Кроме этого, предусмотрена возможность получить навык самого первого чтения.

  • Анна Гончарова, «Еня и Еля. Изучаем цвета»

В этой доброй книжке изучать цветовую палитру предлагается в стихотворной форме и в виде интересных заданий, выполнив которые, ребенок усвоит полученный урок еще лучше.

  • Фелисити Брукс, «Мои первые слова. Играем и учим цвета»

Это не столько увлекательная и познавательная книга для малышей, сколько отличная книжка-игрушка. В книге предлагается принять участие в настоящем детском приключении и провести «научные» эксперименты прямо на страницах книжки!

  • Кордье Северин, Бадреддин Дельфин, «Я познаю мир. Цвета»

На страницах этой книги ребенок знакомится не только с цветами, но и с разными их оттенками. Но, кроме этого, книжка является еще и прекрасным пособием для развития речи малыша, потому что в ней огромное количество сюжетных изображений, которые ребенок с удовольствием будет обсуждать!

  • Анастасян Сатеник, «Учим цвета и счет»

Книжка предназначена для самых маленьких читателей от года. Занимаясь по ней, малыш не только узнает оттенки, но и получит навыки простого счета до 10. В этой книге яркие и занимательные иллюстрации, а все задания преподносятся в форме увлекательной игры.

Поможет рисование

Дети постарше очень любят рисовать, в этом плане открывается очень много возможностей для названий цветов. Так картинки можно рисовать самостоятельно, например, пусть это будет несколько разноцветных воздушных шаров, к которым ребенок уже сам должен дорисовать недостающие детали, например, веревочки для воздушных шаров соответственных цветов. Естественно, действия свои необходимо сопровождать комментариями, равно, как и действия ребенка: Берем зеленую краску. Рисуем травку. Какого цвета должно быть солнышко? Верно, желтое.

Обязательно нарисуйте с ребенком радугу, существует очень много считалочек, которые помогают запомнить цвета в радуге и их последовательность.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период — начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

Советы

С самого раннего детства родители стараются развивать своих детей во всем. Для того, чтобы научить кроху различать оттенки существуют многие методы:

  1. Купить малышу, который уже интересуется игрушками разноцветные кубики и пирамидки. Чтобы понемногу запоминать расцветки.
  2. Можно превратить полезные уроки в игру. Например, прикупить цветную бумагу, клей и картон. Вырезать из бумаги фигурки, и такие же из картона. Склеить и показывать, так тренировать память. Сначала маме необходимо произносить цвет вслух, так кроха научиться различать их. Потом кроха самостоятельно будет называть оттенки, которые ему будет показывать мама.
  3. Можно тренировать кроху при помощи его любимых игрушек. Показывать машинки или статуэтки, и произносить вслух цвета. Таким образом, карапуз будет учить палитру и запоминать ее. Тренировки можно перенести на улицу во время прогулок. Если в семье мальчик, ему будет интереснее играть в такую развивалку, наблюдая за машинами. А если еще мама научит запоминать марки автомобилей, у него появится больший интерес к транспорту.
  4. В каждом доме, где живут дети, всегда разбросаны игрушки. Каждый день родителям приходится убирать и собирать все предметы по ящикам. Можно совместить приятное с полезным, особенно, если малыш уже различает понемногу палитру. Например, попросить собрать сначала игрушки одного цвета, потом другого. Маме следует помогать ему, тогда у крохи появится азарт. Можно тренировать или учить кроху цветам, если есть большие детали от конструктора LEGO. Не стоит забывать хвалить и поощрять детей. Таким образом у них будет желание развиваться и учиться.
  1. Книга тоже поможет развивать знания цветов. Например, когда перед сном мама будет читать крохе книгу, и показывать ему изображения на картинках. Там же и задерживаться на цветах.
  2. Совершая прогулки по улице, играя с карапузом можно называть и показывать ему предметы, учить палитру и форму. Карапуз поймет, как запоминать и учиться различать вещи.
  3. Есть еще очень хороший метод, научить малыша различать оттенки – это напольная мозаика. Такая игра обладает многочисленными преимуществами. Во-первых, современные производители стали делать такие игрушки, которые подходят для рук ребенка. Не так как раньше, очень маленькие детали, не привлекающие внимания. Во-вторых, элементы разного цвета, что также поможет научить малыша различать палитру. Кроме того, благодаря такой напольной игрушке будет развиваться и мелкая моторика.
  4. Можно купить малышу разноцветные карандаши или фломастеры, они будут не только привлекать внимание и тренировать его, но еще и развивать в нем искусство, стремление к рисованию. Во время рисования разбрасываются все колпачки, а когда придет время заканчивать игру, тогда мама может попросить кроху собрать все, и под каждый фломастер правильно подобрать крышку.
  5. Для более старшего возраста, чтобы научить ребенка палитре, можно воспользоваться компьютерными играми. Например, такими, где необходимо собирать или разбивать шарики одного цвета.
  6. Если проводить занятия, хотя бы пару часов в день, уже в скором времени будет виден результат.

Чтобы малыш старался и у него был стимул, его следует хвалить, говорить, что все правильно делает. Тогда появятся стремления делать еще больше.

Как научить ребенка различать цвета? Игры

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

  • Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
  • Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее — информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года — накапливание понимания разговорной речи. После — развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное — процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет — четыре основных.

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

Как видят новорождённые дети?

Установлено, что все здоровые и доношенные младенцы видят сразу после появления на свет, но качество их зрения не достаточно высокое. Новый мир представляется малышам тусклым и расплывчатым. Сначала они способны различать только силуэты, а чёткость появляется значительно позднее.

Особенности зрения в первые дни жизни

  1. Появление на свет для ребёнка является огромной физической и эмоциональной нагрузкой. Прохождение по родовым путям оказывает значительное давление на черепную коробку, в результате чего новорождённый видит окружающие его предметы и людей размыто. Послеродовая реабилитация и адаптация к окружающей среде происходят постепенно.
  2. В утробе матери ребёнок в течение девяти месяцев находится в амниотической жидкости, из-за чего появляется на свет с отёкшим лицом и глазками, что также мешает сфокусировать зрение.
  3. Сразу после рождения младенцы хорошо реагируют на дневной и искусственный свет.
  4. В первые дни жизни новорождённый способен узнавать лица мамы и папы на расстоянии 25 см. Поэтому во время частых кормлений ему удаётся детально изучить силуэты близких людей.
  5. Малыши лучше видят в вертикальном положении. На руках у мамы им проще сконцентрировать взгляд на крупном предмете, но только на короткое время.
  6. У новорождённых отмечается высокая чувствительность сетчатки глаза, поэтому лучше избегать яркого света, пока крохе не исполнится хотя бы 3 недели. В детской комнате обязательно должны быть плотные занавески, не пропускающие солнечные лучи.

На что нравится смотреть деткам?

  1. В последние месяцы беременности родители мечтают скорее увидеть своего ребёнка, который уже чувствует их любовь и заботу. Поэтому самое любимое занятие крохи – рассматривать лицо мамы и папы.
  2. Стоит молодой маме изменить цвет волос или сделать яркий макияж, как большинство малышей начинает выражать негодование и даже испуг. Дело в том, что младенцы привыкают к внешнему виду родителей, и любые перемены не приходятся им по вкусу.
  3. Из-за чётких границ чёрного и белого, груднички предпочитают смотреть на старые фотографии, игрушки или изображения контрастных цветов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *