Святые места в Казахстане

АСТАНА, 26 мая — Sputnik, Данияр Дауталиев. Пока в Казахстане карта сакральных мест только разрабатывается, корреспондент и фотограф Sputnik Казахстан отправились в Южно-Казахстанскую область, город Туркестан. Туда, где покоится прах Ходжа Ахмеда Яссауи и Арыстан-баба, почитаемых у паломников всего тюркского мира.

По дороге в Туркестан

Рабочая поездка начинается с железнодорожной станции Алматы-2, откуда поезд должен доставить нас за 12 часов до Туркестана. Вдоволь насмотревшись на бесконечные степные пейзажи, идем поужинать в вагон-ресторан.

© Sputnik / В скромном интерьере мчащегося к святым местам вагона сразу обращают на себя внимание два молодых человека. Свободный стиль одежды, яркая прическа явно выдают в них гостей из дальнего зарубежья. Парни — подданные британской короны. Девятнадцатилетний студент из Лидса − Хамиш и двадцатилетний Джош − из Бристоля.

Разговорившись, Хамиш рассказывает, что уже четыре месяца путешествует по Средней Азии, Джош заехал в нашу страну на три недели. По словам ребят, раньше Казахстан был скрыт от мира, но они давно интересуются историей Великого Шелкового пути, и вот они здесь, едут по железной дороге, практически повторяющей древний маршрут.

© Sputnik / Данияр Дауталиев Туристы из Великобритании Хамиш и Джош по дороге в Туркестан

«Мы едем в Туркестан, потому что нас интересует культура этой части Азии. Это место — основная архитектурная достопримечательность Казахстана и тюркского мира. Если все знают такие известные места, как Таиланд, то мы решили попробовать что-то новое. Казахстан отменил визы для Британии, это стало ключевым моментом для приезда. Мы не должны оформлять визу, просто купили билет и поехали», — оживленно рассказывают наши попутчики.

О Казахстане интуристы узнали из британского сайта, где путешественники делятся своими впечатлениями от поездок.

«Наш основной маршрут — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и руины Отрара. Конечно, мы знаем, что в Узбекистане намного богаче архитектура, но есть проблема в получении визы. Еще нам все говорили, что казахи более дружелюбны. После Туркестана мы едем в Астану», — говорит Джош.

— На ЭКСПО?— задаю я им вопрос.

© Sputnik / Анатолий Устиненко — Нет, ребята, извините, — смеясь отвечают они.

Интересуюсь, успели ли они выучить пару фраз на казахском языке. На что собеседники уверенно кивают: «Спасибо!». Но с мгновенной реакцией вежливых людей спохватываются: «Рахмет! Салам алейкум!».

За разговорами и путевым бытом проходят несколько часов. Мы в Туркестане.

Здесь, как и на любом вокзале страны, первыми прибывших встречают таксисты, тут они в основном ездят на стареньких «Жигулях» и потрепанных иномарках. Город встречает не по-утреннему жарким солнцем. Дорога от вокзала до гостиницы близ мавзолея составляет примерно десять минут.

Мистика или случайность?

На часах 11 утра, а на улице жара под сорок градусов. Перед нами одна из главных целей поездки — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. К этому времени близ мавзолея уже ходят десятки паломников. Со стороны входа сооружены строительные леса до самой крыши — идет реставрация.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи

Здесь же, у входа, стоят контролеры, проверяющие билеты (вход — 200 тенге с человека). В обязанностях контролеров выдача непокрытым женщинам платков на голову. За отдельную плату можно воспользоваться услугами гида, которые говорят на казахском, русском и английском языках. Услуги профессионалов Джошу и Хамишу, с которыми мы попрощались еще в поезде, обойдутся в две тысячи тенге.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи © Sputnik / Серикжан Ковланбаев Сам мавзолей поражает масштабами. Это огромное, прямоугольное здание (46,5×65,5 метра). Высота главного купола — 44 метра, диаметр — 22 метра. Вокруг центрального зала расположено 35 помещений. Как такие здания строили в древности — непонятно. Внутри мавзолея приятная прохлада.

Усыпальница Ходжа Ахмеда Яссауи закрыта для посетителей, но нашему фотографу делают исключение. В центре усыпальницы сооружено надгробие Яссауи, которое изготовлено из камня серпентинита. По легенде, здесь же захоронены его жена и сын Ибрагим.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Надгробие Яссауи в центре усыпальницы в мавзолее

«Тайказан — это главный экспонат мавзолея — подарок полководца эмира Тимура в XIV веке. Был отлит в Карнаке из семи редких и благородных сплавов: золота, серебра, бронзы, меди, свинца, олова, железа. Вес казана — две тонны. Воду из него давали паломникам в качестве освященной», — рассказывает нам гид Гаухар.

Во время ее рассказа откуда-то с потолка прямо на тайказан падает кусок отделки.

«Мистика, не иначе», — восхитятся верующие. «Последствия реставрации», — возмутятся скептики. Нам неожиданно не до иронии — после рассказа гида начинаешь проникаться уникальностью места.

На втором этаже располагаются 23 комнаты, где раньше проходило обучение. Лестницы на второй этаж в наше время закрыты. Хотя местные жители, встретившиеся нам на площади, рассказывали, как еще детьми бегали по крыше мавзолея.

Гид, оправившаяся от «камнепада», продолжает рассказ. В мавзолее также захоронен прославленный полководец Абылай-хан. Во времена Казахского ханства здесь же находились официальные комнаты — Большой и Малый Аксарай. В этих святых местах принимались важные государственные решения.

Малый Аксарай в народе еще называют «братской могилой». Сюда перезахоронили найденные останки известных ханов, батыров, султанов. Из более 300 великих известны имена лишь 186.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Малый Аксарай в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Позже выяснится, что по сравнению с паломниками мавзолея Арыстан-баба, посетители гробницы Ходжа Ахмеда Яссауи более «светские». Здесь не совершается никаких нетрадиционных обрядов. Многие просто читают молитву с просьбами о благополучии для себя и близких. Здесь же стоят ящики для того, чтобы каждый верующий мог оставить садака (милостыню).

С чистыми помыслами

«Внук учился в шестом классе, привез его сюда. Когда приехали, мы начали с Арыстан-баба, после пришли к Яссауи. Затем посетили мавзолей Айша-биби. Мы поверили в священность этих мест. Тогда здесь были люди, которые давали напутствие с пожеланием счастливого пути. Один из них сказал мне: твой внук поедет за границу, будет там учиться. И я удивился, когда это сбылось», — рассказал свою историю пенсионер Сарсен Кожамкулов из Алматы. В святые места он приезжает уже во второй раз.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Паломник из Алматы Сарсен Кожамкулов

По его словам, главное, что должен помнить приезжающий сюда человек, — нужно верить во Всевышнего, и единственная традиция, которая должна соблюдаться, — это чистые помыслы.

© Photo : из личного архива Анатолия Устиненко «Для пришедшего в мавзолей первое — это Тайказан — там оставляешь садака. Потом садишься и произносишь свои желания, молитвы. В первую очередь, просишь здоровья для близких, светлого будущего», — говорит он.

Замечаю, как некоторые паломники обходят мавзолей по кругу, периодически прислоняясь к нему рукой. Но наш собеседник утверждает: такого обряда нет.

«Сюда приходят разные посетители. Кто-то приходит с какими-то проблемами, приходят сектанты. Есть те, кто приходит и просто читает «дуга» (молитва). Мы не сектанты. Мы простые казахи, приходим читать «дуга». Это сектанты говорят, что можно излечиться от болезни. Я прихожу очиститься духовно», — говорит собеседник.

После мавзолея люди идут к личному колодцу Ходжа Ахмеда Яссауи. До начала XX века после пятничной молитвы люди не расходились, им давали воду из этого колодца.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Колодец на территории мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи

«В постсоветский период только Динмухаммеду Кунаеву (первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР) разрешалось пить воду. Потом вам», — шутит гид Ардак. Вода в колодце солоноватая, люди пьют ее, читая молитвы и веря в ее чудодейственность.

Из мавзолея выходишь с ощущением, что тебе удалось прикоснуться к истории.

«Благословение» Арыстан-баба

Согласно легендам, по распоряжению эмира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссауи началось строительство мечети, но все попытки возвести стены терпели неудачу: сильная буря сносила их. По другой версии, появлялся зеленый бык, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а только потом над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи, поэтому паломники сначала посещают мавзолей Арыстан-баба.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Мавзолей Арыстан-баба

К этому священному месту мы отправились на следующее утро. От Туркестана до мавзолея Арыстан-баба около 70 километров в одну сторону. Дорога временами напоминает гармошку. На обочине — вода. Как рассказывает водитель — последствия разлива Сырдарьи.

© Sputnik / Анатолий Устиненко Подъезжая к месту, сначала обращаешь внимание на то, что все местные носят на голове шляпу с закрывающей лицо сеткой. Зачем? Об этом мы узнаем сразу, стоит только выйти из машины. Нас облепляет мошкара, тут она кусает, лезет в рот, уши, застилает глаза.

Вскоре к святыне приезжает группа паломников. У многих славянские лица. Выйдя из автобуса, они организованно двигаются к мавзолею, привлекая внимание тем, что через плечо у каждого перекинута белая ткань с именами. На вопрос откуда они, отвечают: приехали из России — Ижевск, Челябинск. Об этом месте узнали от тех, кто здесь уже был.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев Паломники из России направляются в мавзолей Арыстан-баба

Проделать долгий путь их заставляет надежда и вера в исцеление от болезней.

© Sputnik / Анатолий Устиненко Предварительно сняв обувь, они заходят в мавзолей со своими мольбами, просьбами, пожеланиями. Группа людей удивляет и своими обрядами: каждый снимает свой «именной» лоскут ткани с плеча и накидывает на дверь у входа в усыпальницу Арыстан-баба, потом паломники прислоняются к двери, кланяются и садятся в круг.

Шыракшы (смотритель мавзолея) Нуржан Додабаев читает молитву, которую, затаив дыхание, слушают паломники. После окончания молитвы они, кланяясь, выходят.

Также организованно все идут к колодцу с соленой водой (похожий на тот, что стоит в мавзолее Яссауи). Вода эта, как гласят легенды, обладает целебными свойствами.

Причина вторая: испить воды из целебного колодца

В колодец, который находится в мавзолее Укаш-ата, нужно опустить ведро. Если ты человек с чистой душой, то он наполнит его водой. А если ты пришел с плохими намерениями, то не даст ни капли. Набрать воды удается не каждому. Поэтому многие возвращаются сюда не раз, чтобы повторить попытку. Говорят, полным ведро будет только у безгрешного человека. Надо также обращать внимание на качество вода в ведре: чистая она или мутная. Цветы, амулеты на дне считаются большой удачей.

— Исполнится мое желание? – спрашивает Чинохон Абдухалликова, которая приехала сюда для того, чтобы прикоснуться к целительной силе колодца. — Иншаллах! (значит, «На все воля Аллаха!») – отвечает ей экскурсовод.

Женщина уже приезжала сюда и вытащила полное ведро. После этого, как она сама говорит, ее жизнь изменилась. Поэтому она вернулась вновь к волшебному источнику. «Мы приехали из Узбекистана. У нас в стране нет такого святого источника. Я приезжаю сюда уже второй раз поклониться и набрать воды. И все мои желания исполняются. Сына женила, дочь замуж отдала. Главное, сильно верить», – говорит она.

Глубина колодца 25 метров. Местные жители говорят, что на самом деле он пуст. «В самом колодце воды нет, – говорит Калиден Есембаев, житель Шымкентской области. – Но в периметре 1,5-2 метра бежит родник. Никто не может доказать и сказать, кто в ведро воду наливает и как она оттуда выходит».

Причина третья: загадать желание в пещере Акмешит

Необыкновенную энергетику хранит пещера Акмешит (в переводе с казахского «Белая мечеть»). Ее называют одним из десяти чудес Казахстана и советуют обязательно посетить туристам. Спуститься в пещеру можно по длинной металлической лестнице. Огромный подземный зал поражает своими масштабами. Он напоминает декорации фантастического фильма с драконами и райскими растениями. Камни, из которых образовалась пещера, относятся к периоду Энеолита. Она очень помогала казахам в разные века. Здесь разбивали свой лагерь войска. Сюда приходили для утреннего намаза. Пещера напоминает купол, поэтому ее прозвали «Белой мечетью».

По одной из легенд, во время джунгарского нашествия здесь прятались дети и женщины. Возможно, поэтому бездетные пары стремятся сюда, преодолевая тысячи километров. По поверью, женщина, которая проведет ночь в молитвах в пещере, обретет материнское счастье.

Причина четвертая: попробовать местную кухню

Когда желание исполнится, казахи благодарят Всевышнего. И устраивают большой той (пир, праздник), на который зовут всех родных и друзей. Туркестан находится неподалеку от границы Узбекистана. Поэтому на праздничном дастархане (столе) нередко можно увидеть казахские лепешки и узбекский плов. Готовить его умеют здесь даже дети.

Бабумурату Абдурахманову всего 15 лет. Он показывает блюдо, которое приготовил: 5 килограммов плова. «Этому меня научил папа и дедушка. Я думаю, что в Туркестане готовят самый вкусный плов», – говорит он.

Причина пятая: взять мастер-класс у лучших ремесленников Казахстана

Многие годы через Туркестан проходил маршрут Великого Шелкового пути – из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Город стал торговым и ремесленным центром Средней Азии. До сих пор считается, что лучшие специалисты прикладного искусства живут на юге Казахстана.

Мы решили воспользоваться случаем и взять мастер-класс у одного из них. Абайхан Рысбаев гончарным делом занимается всю жизнь. Он принимал участие в реставрации мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Больше всего ремесленник любит создавать кувшины, небольшие статуэтки и музыкальные инструменты. Его изделия имеют знак качества ЮНЕСКО. Мастер принимал участие на выставке ремесленников в городе Санта-Фе в США.

Мы попросили мастера помочь нам сделать глиняную пиалу. «Чтобы глина была более плотная, нужно ее хорошенько размять, – объясняет нам ремесленник Абайхан Рысбаев. — Делаем из нее шар, смачиваем водой, кладем на гончарный круг и вытягиваем необходимую нам фигуру».

Работы местных мастеров пользуются огромной популярностью не только в Казахстане, но и за его пределами. Купить их можно в ремесленном центре или на восточном базаре Туркестана. Где-то на прилавках, возможно, вам посчастливиться встретить и нашу пиалу.

Другие экскурсии

Помимо предложенного варианта, можно также выбрать и съездить на экскурсию:

  • Мавзолей Домалак Ана (Святая мать) — архитектурный памятник XI века.

  • Мавзолей святого Шахан-ата — легендарный воин сражался с джунгарами.
  • Акмешіт, Карабура аулие, Акбура-ата, «40 ангелов» (здесь находяться знаменитые скалы вплотную стоящие друг к другу, более известные, как скалы Адам и Ева. Скалы имеют сильную энергетику. Пройти через расщелину удается не каждому. Одних людей пропускают, других – нет) и др.

Туркестан. Погода. Когда лучше ехать в Туркестан

Туркестан – это Южный Казахстан. В Туркестан лучше ехать весной с марта по май месяцы (до середины мая) и осенью с конца августа по октябрь. В конце мая в Туркестане уже начинается пекло (жара), а к зиме – не везде асфальт, а дороги к святым местам проходят и по холмистой местности, может быть гололед, грязь, снег. Поэтому обычно едут туда в этот период. Но дело ваше. Это ведь индивидуальный тур.

Как правильно вести себя при посещении святых мест, Мавзолеев святых?

Во время посещений могил, мазаров, мавзолеев и других святых мест:

  • предварительно совершить омовение;
  • быть в чистой одежде;
  • входя в Мавзолей снимать обувь;
  • быть с прикрытой головой, не обнажая плечи, спину, грудь и колени;
  • нельзя громко разговаривать, плакать, смеяться, шутить, разговаривать по телефону;
  • не разрешается обниматься, целоваться и держаться за руки, даже в том случае, если они считаются законными супругами;
  • во время посещения не разрешается есть, пить;
  • у могилы нельзя резать скот, разжигать огонь, курить, сморкаться и т.п.;
  • не разрешается наступать на могилу, садиться, ложиться, спать;
  • нельзя могилу целовать, гладить руками;
  • запрещается развешивать на рядом стоящих деревьях кусочки тканей, тряпки;
  • нельзя читать намаз возле могилы.

Как одеваться в Туркестан?

Женщинам обязательно взять с собой платки, чтобы прикрыть голову при входе в Мавзолеи, при чтении Құрана, одеться, не обнажая плечи, спину, грудь и колени.
Мужчины тоже должны прикрывать голову во время молитвы. Одежда должна прикрывать колени.

Планируйте поездку в Туркестан в любое удобное для вас время и комфортным для вас способом, предварительно созвонившись с гидом Саидом Алиакбаровичем, который вас встретит на вокзале, выступит вашим гидом по старейшим памятникам и сопровождающим по Святым местам Туркестана.

Телефон Саида Алиакбаровича — 8 701 493 12 15, 8 771 142 1888

Где находиться Туркестан?

Город Туркестан находится в Казахстане, в Южно-Казахстанской области, недалеко от реки Сырдарья. Расположен в 160 км к северо-западу от Шымкента на Ташкентской железной дороге между Кызылордой и Ташкентом. Город областного подчинения. Один из древнейших городов Казахстана.

Туркестан на карте Казахстана. Карта увеличивается

Мавзолей Кыз Аулие

Совершая паломничество в город Туркестан, отчаявшиеся пары посещают этот мавзолей. Старинная легенда гласит, что это место связано с тремя смелыми девушками. Джунгарские воины пожелали сделать их своими женами. Не желая подчиняться воле врагов, невинные казашки погибли в неравной схватке. С тех времен земли считаются священными.

Фото: edu.e-history.kz: UGC

Местные жители верят, что дух Святой Девы блуждает по степи и помогает молящимся. Чтобы сбылись задуманные желания, первым делом почитают память усопших, читая молитву. Девушки, мечтающие о замужестве, готовят своими руками три блюда. После этого надевают свадебное платье и обходят помещение мавзолея под прощальную песню невесты.

Мавзолей гордится невероятными историями. Одна из пар, отчаявшись зачать ребенка, посетила святое место. Гуляя по территории, молодые люди сорвали с дерева и съели два яблока. Через год у счастливых родителей появился на свет сын.

Другая история рассказывает о мужчине, который приехал с матерью. Женщина давно пыталась найти ему невесту. Но он нашел ее сам среди девушек, молящихся в мавзолее.

Мавзолей Айша-Биби

Знаменитая усыпальница находится в 20 км от города Тараз. Святые места овеяны тайнами средневековой казахской степи. Одна из легенд рассказывает о большой и несчастной любви.

Фото: biaprom.ru: UGC

Айша была известной красавицей. Молодые парни пытались завоевать ее сердце. Но взаимностью девушка ответила только Карахану. А строгий воспитатель отказал джигиту. Айша не захотела повиноваться его воле и убежала к возлюбленному. Но влюбленные так и не встретились.

После купания в реке беглянку укусила змея. На месте долгожданного свидания Карахан нашел бездыханное тело любимой. Убитый горем джигит решил построить усыпальницу, чтобы в широкой степи навсегда осталась память о его любви.

Место захоронения окутано тайнами. Местные жители отмечают, что в ветреную погоду возле мавзолея слышны звуки органа. Паломники, гуляя по святым местам, ощущают атмосферу спокойствия и умиротворения. Сюда едут за благословением на долгую и счастливую жизнь новобрачные, молятся и строят планы на будущее.

Фото: biaprom.ru: UGC

Достопримечательности Актобе

Село Унгуртас

Это удивительное и загадочное место находится в 100 км от Алматы у подножия горы. Согласно старинным легендам в этих священных местах провел последние дни великий Ахмед Ясави.

Гора считается местом обмена энергией Земли и космоса, в народе называется «пупом Земли». Участки обмена энергией обозначены камнями. Черный камень стоит на месте, где энергия космоса входит в землю. Возле него люди молятся, чтобы очиститься от грехов.

Фото: tengrinews.kz: UGC

На месте, из которого энергия земли уходит в небеса, возвышается красный камень. Здесь паломники просят об излечении от болезней.

На горе просят о материнстве и семейном счастье. Между камнями стоит небольшой столб. Жители Унгуртаса говорят, что если девушка посидит на нем, вскоре обязательно забеременеет.

Пещера Бектауата

Сакральное место расположено в северном Прибалхашье. Одна из сказочно красивых гор называется Бектауата.

Фото: rocksport.kz: UGC

Древняя легенда гласит, что у ее подножия размещался аул. Однажды на жителей напали враги. Старец по имени Бек повел народ в горы, чтобы спрятать от преследования. Дорогу им перекрыла широкая река. Мудрец взмахнул рукой, и произошло чудо — потоки воды разошлись в стороны.

Когда народ оказался в безопасности, старец поселился в пещере горы. В молитвах он провел там оставшуюся жизнь. Скалу и пещеру жители назвали в честь спасителя.

Мудрец давал людям советы, готовил целебные настойки. Женщины, которые не могли родить ребенка, приходили к нему со своими страданиями, плакали от душевной боли. Их слезы превратились в целительные источники, которых много на склонах горы.

Фото: titus.kz: UGC

С тех времен верующие приезжают к пещере за исцелением. Сюда приходят с просьбами о замужестве, счастье в семье, молитвами о зачатии и здоровье ребенка.

Мавзолей Карашаш-Ана

Посещая сакральные места Казахстана, нельзя обойти вниманием усыпальницу матери Ахмеда Ясави. Мавзолей расположен в селе Сайрам. Карашаш-Ана выросла в богатой и уважаемой семье, но не была высокомерной. Народ любил и почитал ее. Женщина была знахаркой, помогала нуждающимся, умела объяснять сны. Она была грамотной и образованной, много времени уделяла воспитанию детей.

Фото: shymkent13.ru: UGC

Сегодня мавзолей стал местом паломничества. Женщины из разных уголков мира приезжают к святому месту, молятся и оставляют в стенах записки с просьбами о материнстве. Считается, что самые безнадежные пары, побывав здесь, обретут родительское счастье.

Верить в чудодейственную силу или нет — решает каждый сам. Надеемся, что святые места Казахстана помогут многим обрести семейное счастье. Нужно только искренне молиться и не терять надежду.

Казахстан — поистине уникальная страна, в которой проживает мультикультурное сообщество, органично вобравшее в себя теплоту и позитивную энергетику разных традиций. Такое единение и взаимопроникновение различных культур можно наблюдать у нас повсюду. Наше общество стоит на верном пути, постепенно избавляясь от высокомерия, чванства и нетерпимости к чужой культуре, и обретая уважение к еще вчера, казалось бы, далеким ценностям. Показательно, что в эти дни, когда отмечается священный праздник Курбан-айт, поздравления с ним можно услышать от представителей самых разных национальностей.

Русская по национальности Елена Савченко выросла в православной семье, и с детства была далека от исламских канонов. Но вот уже много лет она собирает и возит группы паломников по святым местам южного Казахстана. «У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа», писал в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев. Одной из приоритетных задач этой работы президента стало создание проекта «Духовные святыни Казахстана», в рамках которого будет создан культурно-географический пояс сакральных мест страны.

Такой духовной святыней для Елены стал Туркестан, и она уже не мыслит своей жизни без регулярных — раз в месяц — визитов в сакральную обитель страны.

В прошлом году супруги Савченко вместе произнесли шахаду, а в этом побывали на родине ислама. Из поездки они вернулись наполненные новыми незабываемыми впечатлениями.

Первые шаги паломника

— Елена Станиславовна, с чего началось Ваше паломничество в Туркестан?

— С болезни первого мужа — я искала все доступные способы его излечить, прибегала к самым различным, о которых знала на тот момент. Однажды мне сказали, что святые места Туркестана могут исцелить от недуга, и мы всей семьей поехали туда.

— Каковы были результаты поездки для Вашего мужа?

— Наверное, его болезнь уже пустила глубокие корни, и положительного результата мы не получили. Но может обстоятельства сложились именно таким образом, чтобы я просто узнала о Туркестане?

— Что было потом — Вас стало тянуть туда?

— Именно так, но это было чуть позже. Для меня Туркестан не открылся сразу же, как неординарное явление, а я для него, пожалуй что — да. Постепенно какая-то непреодолимая сила стала тянуть меня туда, и я не могла этому противиться. Было такое ощущение, что какая-то неведомая доселе мощь взяла власть над моей душой, и направляет ее именно туда. Так началось мое единение с Туркестаном, моя кровная связь с ним. Это был примерно 2005-й год. Стала добираться туда на автобусах сама, или со знакомыми, незнакомыми и друзьями на машинах.

— С какой удивительной стороны открылся для вас Туркестан?

— Это можно назвать чудом, истинным волшебством. Во время первой пятидневной поездки я столкнулась со множеством бытовых трудностей — мы толком не ели, не спали, не мылись, и меня то и дело терзал вопрос — зачем, для чего я сюда приехала? Мне было по-настоящему страшно. Из той первой поездки я вернулась в смятенных чувствах. Но вскоре после этого я увидела в углу комнаты своей квартиры сидящего на коленях в глубокой медитации старца: у него был отрешенный вид и он что-то беспрерывно нашептывал. Это был худощавый старик с длинной бородой, облаченный в старинную восточную одежду, на голове его была тюбетейка. Тогда еще я не понимала, что это напрямую связано с Туркестаном. Это был святой аулие. Я наблюдала его в течение нескольких дней. Ходила мимо него, занималась своими делами и не воспринимала как что-то необычное. Даже успела привыкнуть к нему, как к члену семьи. Это воспринималось естественно. И только на второй день до сознания дошло, что я стала видеть вещи, которые нельзя увидеть обычному человеку. С этого момента начался отсчет моей новой жизни.

Святые молятся за нас

— Мне доводилось слышать мнение, что такие поездки не одобряются с точки зрения традиционного ислама…

— Не знаю, как это оценивает ислам. Люди разные, и у каждого есть свое мнение. Я просто знаю, что святые духи стоят на служении у Всевышнего и помогают людям в решении многих земных проблем. Я неоднократно наблюдала моменты, которые принято называть чудесами, но перестала их так воспринимать — для меня это обычное нормальное явление. Не у каждого есть связь с Богом, и святые являются посредниками — они вымаливают, просят за нас. В моей практике не раз бывали случаи, как совершенно отчаявшиеся женщины с официальным диагнозом «бесплодие» после посещения святых мест беременели и рожали. Люди исцелялись от сложнейших заболеваний, находили выход из самых сложных жизненных ситуаций, разрешали запутанные судебные вопросы. Другим открывались дары ясновидения и целительства. И таких примеров множество. В поездках паломники наполняются особой энергетикой. У людей в начале поездки тусклые лица, печальные глаза, потому что они не могут найти выход из жизненного лабиринта, а потом их лица начинают светиться счастьем, в глазах горит настоящая неподдельная радость, а сами они переполняются огромной энергией! Ну разве это не чудо?! Главное — ехать туда с открытым сердцем, и святые аулие обязательно нам помогут.

У каждого святого свой характер

— Несколько лет назад я был с Вами в такой поездке, но главным впечатлением для меня стала удивительная природная красота тамошних мест…

— Да, места там действительно замечательные. Такое впечатление, как будто Всевышний особенно постарался, плеснув на здешний земной холст свои самые яркие краски.

— У Вас ведь тоже открылся дар целительства?

— Не сразу. С каждой новой поездкой для меня открывалось что-то новое, я постепенно познавала новые грани неизведанного. Что-то прояснилось после поездки в Туркестан, другое — после увиденного в святых местах в Узбекистане. Я начала видеть и слышать святых, позже стали открываться целительские способности.

— Многие могут счесть такие откровения за бред, настолько мистифицированными они могут показаться неподготовленному человеку…

— Понимаю, но я говорю всё как есть. Каждый воспринимает такую информацию в меру своей подготовленности. Для некоторых людей эти дороги к святым закрыты, и как бы они ни пытались приоткрыть для себя завесу таинственности, у них ничего не получается, они как бы натыкаются лбом на глухую стену. Если святой не захочет, то он дорогу не откроет, не подпустит к себе. Случайные люди туда, как правило, не попадают. Практически в каждой поездке встречаются один-два человека, которые не могут добиться контакта. Для меня это самый больной вопрос. Я виню себя в том, что не смогла помочь открыться сердцам таких людей. К сожалению, так бывает, что поездка для некоторых оказывается бесполезной. Но если святой захочет, то так ухитрится, что все равно завлечет к себе человека, – будет приходить к нему во сне, или создаст определенные трудности, и таким образом дорога приведет к аулие, и он даст необходимые благословения.

Вот как можно, к примеру, оценить такое чудесное место, как колодец Укаша-ата, который одним дает воду, а другим — нет? Святой Укаш был сподвижником пророка Мухаммеда (с.а.с.). Глубина колодца — 25 метров, и по свидетельствам очевидцев, которые в него спускались, речка на дне протекает на расстоянии нескольких метров в стороне. Одна из моих паломниц, ранее долгое время страдавшая от бесплодия, наконец-то родила, и когда ее долгожданной дочке не было еще сорока дней, отправилась в поездку, чтобы поблагодарить святых. Она бросила ведро за свою малышку и вытащила его полное воды, да к тому же с большими камнями. Я впервые видела такие большие валуны из этого колодца.

— В чем особенность сакральных мест, их главное отличие от захламленности городской жизни?

— В святых местах ощущаешь особую чистоту, там уникальная энергетика, а самое главное — бесконечная любовь святых. Они рады послужить нам, но главное условие при этом, чтобы наши сердца были чисты и открыты. И тогда там можно зарядиться бесконечной любовью.

Фото: из открытых источников

О священном водопаде Жылаган-ата наслышаны многие. А вот правда ли, что он плачет только после прочтения ему суры из священной книги мусульман, и как добраться до одного из самых труднодоступных сакральных мест Туркестана, решили выяснить участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.

Жылаган-ата — так называют не только водопад, но также холм, пещеру и родник. Расположены они далеко в Каратауских горах. Добраться до них крайне сложно, а потому тур к водопаду Жылаган-ата, поистине, один из самых экстремальных. Начинается он из Туркестана, что в 80 километрах. Как правило, гиды поднимают туристов еще до рассвета. Группа выезжает в 3 часа ночи…

40 километров еще можно попробовать отоспаться в автобусе. А дальше будет не до сна! Оставшиеся 40 километров — это крутое бездорожье на самую вершину Каратау. Ехать нужно по горным рекам, вдоль обрывов. Слабонервным придется несладко. До самой вершины, высота которой составляет более 2 тысяч метров над уровнем моря, им приходится буквально молиться на водителя. А водитель здесь один — Амиржан, который уже 30 лет на советском КавЗе, возит туристов…

4 часа езды и до самого Жылаган-ата — ни души! Изредка встречаются кони, но и они дикие. Растут также дикие тюльпаны. Вид из окна потрясающий.

Вокруг только горы и холмы. Идеальное место для обретения гармонии и душевного спокойствия.

Автобус останавливается на самой вершине трапециевидной горы. Но это не все. Дальше — еще 3 километра нужно пройти пешим шагом. Обойти гору и спуститься в самый низ…

Полчаса пути, и группа на месте — около водопада Жылаган-ата находится небольшой домик егеря и есть место для пикника. Воду для чая черпаем прямо из речки.

К самому же водопаду группа отправляется, как правило, позже. Нужно отдохнуть от тяжелой дороги, поесть и собраться с мыслями. Водопад, по поверьям местных жителей, обладает священными свойствами. С ним связана древняя и очень печальная легенда.

Научный консультант проекта, профессор кафедры культурологии и религиоведения КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова рассказывает, что некогда здесь жили пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. К сожалению, детей у них не было. С мольбой о ребенке они обратились к Всевышнему. Их просьбу он удовлетворил, но с условием — ребенка мать должна носить в кожаном мешке аж 7 лет, пока он не встанет на ноги. Женщина почти доносила положенный срок и буквально в последний день не выдержала. Взмолилась о тяжелой ноше! Мешок упал, еще не рожденный младенец выпорхнул из него и, словно ангел, начал уноситься вдаль со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда!» Унесся он, согласно легенде, в горы и исчез в пещере на самой вершине. Отец малыша был убит горем. Рыдал он долго и горько. Из его слез и возник водопад. Считается, что течет он только после того, как прочитать ему суру из Корана.

Правда это или нет, решили выяснить и мы. Подошли к водопаду в сопровождении смотрителя. Скала была совершенно сухой. Он принялся читать Коран. Прочитал суру дважды. Но вода вовремя так и не поступила. Прошло еще минут 10, пока сверху, словно из ниоткуда, полилась чистейшая вода.

На вопрос, почему так произошло, смотритель ответил, что, скорее всего, некоторые участники нашей экспедиции пришли не с благими намерениями, не покрыв голову, например. Так это или нет, спорить мы не стали. Остались при своем мнении. Для нас водопад — это удивительно красивое место юга и, пожалуй, самая труднодоступная туристическая достопримечательность Туркестана. А вот по поводу святости, мнения разошлись… Справедливости ради стоит отметить, что к Жылаган-ата часто приезжают женщины. Как и пожилые родители из легенды, здесь, вдали от цивилизации и людей, они просят у Всевышнего самого простого — женского счастья и возможности стать матерью. Как правило, женщины остаются здесь на ночь. Уезжают к утру. И в этом тоже есть своя прелесть. Почти сутки наедине с природой и самим собой — наверное, это то, что так сильно сегодня не хватает городским, привыкшим к суете и шуму людям.

Наша же группа к вечеру отправилась назад. Ехали уже другой дорогой. Признаться, страшно, когда за многие километры нет ни одной человеческой души. Наш водитель Амиржан рассказывает, что туристический сезон к Жылаган-ата длится всего 6 месяцев — с мая по октябрь. И если летом здесь бывают редкие туристы, то зимой — ни души. Как-то ранней весной он в первый раз отправился к водопаду и нашел человеческие останки с запиской, что люди здесь погибают от холода. Чтобы такого впредь не случалось, Амиржан привез на это место несколько тонн угля. Добрая душа! Наши же ребята благодарили его за смелость возить людей по экстремальному маршруту и профессионализм, с которым он справлялся с каждым крутым поворотом и обрывом. Как правило, после сложной поездки привозит Амиржан группу прямо к себе домой, где туристов угощают ужином и дают им возможность отдохнуть.

Жылаган-ата входит в число ста сакральных мест Казахстана. И даже если вы сомневаетесь в священных его свойствах, отправиться к водопаду стоит хотя бы из-за величественной природы, что окружает водопад, тишины и спокойствия.

Автор текста: Мадина Ашилова

Фотографии: Алибек Бегалинов

Однажды пророк Мухаммад ел со своими сподвижниками хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение : ,, Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан- Баб ответил ,, если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму» И согласно источникам Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ахмеда и действительно передал ему хурму. В 1338году полководец воздвиг мавзолей на месте старого захоронения поэта, просветителя Ходжи Ахмеда Ясави. В 63 года он решил уйти из мира, в возрасте пророка, заточив себя в келью, ибо считал, что никто не может быть выше пророка и , как человек преданный исламу не может больше видеть солнце. Мавзолей стоит под открытым небом и посещяем многочисленными посетителями: как поломн ками , так и туристами. Прекрасное творение старых зодчих степняков.(строили на века и на совесть. Толи боялись божьего суда, толи твердой руки Тамерлановского меча- которая, как показывает практика, карала быстрее божьего суда. Голова на плечах во все времена — Одна. Да и практика ,, откатов» видать появилась намного позже- видать и здесь не обошлось без европейской цивилизацией и демократией). В древние времена Мавзолей был не только местом поклонения святому , но был и культурным центром. Здесь находилась библиотека и ставка Казахских ханов. Кирпичные своды несут в себе память покорителя мира Тамерлана . Во времена набегов монгол и ногайцев становился не покорной крепостью. В нижних сводах есть еще 47 захоронений великих ханов степи. Комплекс состоит из 8 залов, главный ,, казандых» обьединяет вокруг себя остальные залы. Здесь и находится Тай казан, большая чаша- для воды. Во времена осады или великих праздников, в нем варилось мясо из 7 жеребцов. Чаша отлита местными умельцами из 7 сплавов металла- без всяких там,, нана» технологий, космических инноваций и знаний таблицы Менделеева ну и конечно без нынечных китайских ремесленников. Поверхность Тай казана украшена 3 рядами барельефной росписью, а ручки сделаны в виде лотоса. Где Туркестан и лотос.
Двери усыпальниц украшены слоновой костью и резьбой по дереву. Здесь еще есть светильники той эпохи, а 2 из них находятся в Лувре и Эрмитаже.( За сколько лет до
появления яиц Фаберже- я про творения ювелира, а не про то , что могли
подумать). И на всех этих реликвиях, оставлены ,, автографы» местных мастеров( уже тогда понимали, что такое авторские права). Здесь же находится знамя-копье Баян батыра- великий воин- полководец.( копье длиной метров 15- как он с ним управлялся???? !!!!!!! и какой он был сам????!!!!!! — чудеса да и только) советую туристам и гостям нашей Родины не пропустить этот Степной Лувр( как музей искусства, намного ближе по расстоянию), и как Мусульманская Киево-печерская лавра(здесь чуть спокойние, хотя , что тут, что там- вроде усыпальницы). А сколько исторических событий, фактов Вам здесь расскажут и покажут- и у Вас может поменятся мнение на многие исторические моменты. Да и легенды здесь зазвучат былью, а быль, как легенда. Очень рекомендую- возрастной ценз отсутствует, а фактор любознательности будет вознагражден!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *