Социализация ребенка в семье

Сущность семейной социализации ребенка

Одной из ключевых функций семьи в жизни ребенка является функция социализации. Она предполагает процесс постепенного освоения и осознания новых социальных установок и ценностей, принятие их, поскольку они являются общеобязательными. По мнению многих авторов, в более широком смысле социализация может длиться на протяжении всей жизни человека, но некоторые отмечают, что в узком смысле социализация может ограничиваться периодом взросления личности вплоть до достижения ею совершеннолетия.

Определение 1

Семейная социализация – это процесс постепенной подготовки человека к будущим социальным ролям (в том числе, к семейной роли), а также влияние со стороны семьи и ее членов на формирование психологически зрелой личности. Именно от отношений в собственной семье будут зависит отношения в семье человека, которую он потом будет выстраивать самостоятельно, будучи уже во взрослом возрасте.

Некоторые исследователи отмечают, что социализация детей практически во все времени считалась очень специфической функцией семьи, единственной в своем роде. Что касается других функций, то они были дополнительными, могли меняться под влиянием тех или иных внутренних или внешних условий и на протяжении многих веков. Особое влияние со стороны семьи ребенок испытывает в раннем возрасте, поскольку его психика более всего восприимчива и гибка, а значит ему легче воспринять совершенно новые ценности и реализовывать свои потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Семейная социализации детей 440 руб.
  • Реферат Семейная социализации детей 240 руб.
  • Контрольная работа Семейная социализации детей 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Семья оказывает сильное социализирующее воздействие на личность человека посредством некоторых механизмов влияния:

  1. Эмоциональное влияние, отношение, которое родители проявляют к ребенку; отношения, которое демонстрируют супруги друг к другу;
  2. Нормативное влияние – привитие правил поведения в обществе, определение основных норм и ценностей, которыми в дальнейшей жизни будет пользоваться ребенок;
  3. Информационное влияние – совокупность информации и необходимых данных о явлениях и процессах, происходящих в жизни. На основе данного опыта человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизнь.

Этапы социализации детей

Социализация ребенка в семье проходит несколько ключевых этапов, поэтому данный процесс нельзя однозначно назвать простым. Исследователями было доказано, что только по прохождению всех этапов социализации в рамках семьи ребенок может в дальнейшем адаптироваться к социальным условиям. В целом, процесс социализации предполагает две неравные по времени стадии, которые также отличаются друг от друга степенью интенсивности и продолжительностью.

Первый этап социализации человека – период активного становления индивида как полноценной личности в рамках родительской семьи и с учетом родительского воспитания. Таким образом, происходит развитие личности, начиная с момента рождения человека и до юношеского возраста. В целом, от этого этапа социализации ребенка зависит в дальнейшем его жизнь, восприятия общепринятых норм и ценностей, а также норм и ценностей, которые соответствуют семейному укладу. Если в семье ребенок не получил должного воспитания, то во взрослой жизни ему будет достаточно сложно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Второй этап социализации человека – это период развития уже сложившейся личности в ходе дальнейшего социального функционирования, но при создании уже своей собственной семьи. Этот этап охватывает период молодости до взросления (23-25 лет). В этот период человек начинает привыкать к самостоятельности, несет ответственность за свои поступки, примеряет на себя совершенно новые социальные роли и приобретает социальный статус, который может быть желаемым и достигаемым.

В целом семейный климат оказывает влияние на восприятие детьми семейных ролей, а также на желание в будущем обрести собственную семью и завести детей. Иногда человеку достаточно сложно завести отношения, поскольку в детстве, на неблагоприятном примере своих родителей он видел все стороны конфликтов и неприятия семьи и некоторых семейных ценностей. Взрослый человек выбирает себе спутника жизни по одному из критериев: например, того человека, с которым ему проще всего будет воспроизвести ситуацию, которая была не разрешена в детстве, вернуться к своим внутренним проблемам и конфликтам.

В целом, стандартный сценарий, который отражает процесс социализации в семье, выглядит следующим образом:

  1. Изначально дети получают в качестве образца модель отношений супругов, которая была продемонстрирована в родительской семье;
  2. Далее дети проигрывают отношения, выступая в различных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами, предоставляя им пример в поведении и примеряя на себя новые роли, которые могут как подходить им, так и быть совершенно чужими;
  3. На основе оценки сходства моделей семьи дети уже во взрослом возрасте выбирают себе нового партнера, с которым и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Замечание 1

Таким образом, от успешности социализации в рамках семьи зависит физическое и психологическое состояние ребенка.

Он может или благоприятно воспринимать самого себя, видеть свое будущее, собственную семью. Но если в рамках семьи изначально подавался неблагоприятный пример, то это приводит к тому, что во взрослой жизни человек перестает адекватно оценивать семейные отношения, воспринимает их негативно, перекладывая негативный опыт из прошлого на настоящие отношения. Отсутствие адекватной оценки не позволяет человеку в полной мере насладиться своей жизнью, поскольку страхи и риски будут постоянно преследовать его по жизни.

Семья – это важный источник ценностей и жизненных ориентиров, и воспроизводиться они должны непосредственно обоими супругами, чтобы в дальнейшем передавать их детям. Социализация в семье – один из ключевых этапов развития личности, и от ее организации зависит многое уже во взрослой жизни человека. Поэтому часто, если ребенок воспитывался в неполноценной семье, или в семье, где его преследовали конфликты, то он будет в меньшей степени доверять людям.

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом

и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи

строится педагогическая мудрость школы.

В. Сухомлинский

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Работа с родителями в условиях современной школы

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень-очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир.

Роль семьи и школы в воспитании младших школьников

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит.

Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Однако родительская любовь может быть разной – от неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности до слепой, неразумной. Одним из условий воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Чаще всего использование родителями двойной морали: одной – для окружающих, другой – для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни разрушает их авторитет. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми – вот основа родительского авторитета.

Сотворчество родителей

Современную проблему необходимости детско-родительского сотворчества ярко иллюстрирует мысль известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведёт к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».

Современным родителям не следует забывать, что если ребенок получает удовольствие от совместного общения, то он ни только чувствует родительскую любовь, но и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она представлена в трудах таких педагогов, как П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

Энциклопедический словарь педагога дает следующее определение термина «Сотворчество»: «сотворчество – форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте… » .

Совместное творчество со школьниками — это очень важный этап в развитии творческих способностей ребенка. Занятия творчеством развивают фантазию ребенка, усидчивость, а также способствуют развитию мелкой моторики рук. К тому же, совместное творчество взрослого и ребенка формирует доверительное отношения между ними, приучает к сотрудничеству.

Для решения такой социально острой и современной проблемы, как занятость родителей и, вследствие этого, детско-родительская отчужденность, следует искать пути решения. В нашем учреждении педагоги используют самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Для объединения школьников, родителей и педагогов, педагоги организуют:

– выездные семинары для родителей;

– день семьи;

– совместные выставки;

– познавательные экскурсии;

– консультации с участием специалистов;

– вечера развлечений с чаепитием и конкурсами.

Творчество помогает отразить внутренний мир ребенка, его стремления, желания и переживания. Творчество, – пишет психолог В. В. Давыдов, – является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» (1).

Важно помнить, что ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с ребенком время. Важно не количество часов, проведенных с ребенком, а что и как вы делали с ним вместе.

Совместное творчество – это та разновидность игры, которая лучше всего запоминается как ребенку, так и взрослому. Занимаясь вместе с ребенком аппликацией, оригами, делая какие-то поделки, вы приобщаете ребенка к искусству и развиваете в нем аккуратность, мастеровые навыки и творческие способности.

Семья и школа – это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные, замечательные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо. Он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей младшего школьного возраста, чтобы их чувства, помыслы, поступки были нравственными?

Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, – вот условия истинной родительской и учительской любви.

К. Джибран «Предсказание»

Ваши дети – это не ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли посредством Вас, но не от Вас.

И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать кров их телам, но не их душам,

Потому что их души живут в завтрашнем доме,

Который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается во вчерашнем дне.

Приложение. Презентация «Личность родителя как пример социализации ребенка. Сотворчество родителей»

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Василенко, Маргарита Анатольевна, 2011 год

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов./ Г.С.Абрамова // М.: Академический проект, 2001. 480с.

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская // М.: Просвещение, 1980. 335 с.

4. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. / К.А. Абульханова //М.: Просвещение, 1973. 288 с.

6. Авдеева H.H., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. / Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова // М.: Педагогика, 1991.-158 с.

10. Авдеева H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. / Н.Н.Авдеева // Вопросы психологии 1997. — №4. — с. -3 -12.

11. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управлениепроцессом, диагностика, рекомендации / автор — составитель Н.В. Соколовская — Волгоград: Учитель, 2008. — 188с.

12. Адлер А. Лекции по аналитической психологии. / А.Адлер // М.:РЕФЛ бук, 1996. — 278с.

13. Адлер- А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А.Адлер // М., 1990. 242с.

14. Аллан Д. Ландшафт детской души. / Д.Аллан // М.: ПЕР СЭ, 2006. 272с.

15. Американская’ социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г.Ананьев // СПб.: Питер, 2001. 272с.

17. Андреева А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду. / А.Д.Андреева // Вестник образования. 1998. — №1.

18. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М.Андреева // М.: Аспект Пресс, 2000. 376с.

19. Андреева Т. В. Семейная психология. / Т.В.Андреева // СПб., 2004. 285с.

20. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. / Н.В.Андреенкова // М., 1970. 303с.

24. Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г.Асмолов // М.: МГУ. 1990.-367с.

25. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. / Э.А.Баранова // СПб.: Речь, 2006.- 176с.

27. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. / С.А.Беличева //М., 1993. 199с.

29. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. /Ф.Б.Березин // Л., 1988.

30. Берк Л.Е. Развитие ребенка. / Л.Е.Берк // 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 1056 с.

31. Би X. Развитие ребенка. / Х.Би // 9-е изд. СПб.: Питер, 2004. -768с.

34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И.Божович //М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352с.

35. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Л.И.Божович // Журн. Вопросы психологии, 1979. № 2

36. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Л.И.Божович // Журн. Вопросы психологии, 1979 . № 4.

37. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. / Е.А.Бондаренко // М.: Просвещение, 1967. 198 с.

38. Боулби Д. Привязанность. / Д.Боулби // пер. с англ.- М.: Гардарики, 2003. 477с.

40. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. / У.Бронфенбреннер // пер. с англ. М., 1976. 167с.

41. Бубер М. Два образа веры. / М.Бубер // М., 1995. 464с.

42. Буева Л.П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности. / Л.П.Буева // М.: Наука, 1982. 246с.

43. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. / Ф.Бурнард // СПб.: Питер, 2002. 304с.

44. Валлон А. Психическое развитие ребенка. / А.Валлон // М: «Просвещение», 1968. 195с.

45. Варга А.Я. Типы родительского отношения. / А.Я.Варга //1. Самара, 1997. 88с.

46. Варга А.Я. Радости родительских забот. / А.Я.Варга // М.: Прогресс, 1983. 526 с.

48. Венгер A.J1. Психологические рисуночные тесты. / А.Л.Венгер // Владос-Пресс, 2006. 159 с.

49. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. / Л.А.Венгер, В.С.Мухина // М. Просвещение, 1990. 336с.

50. Винникот Д., Игра и реальность. / Д.Винникот // М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 240с.

52. Винникот Д. Разговор с родителями. /Д.Винникот// М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 460 с.

53. Винникот Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. / Д.Винникот // Екатеринбург: Изд. «ЛИТУР», 2004. 400с.

54. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. / К.Витакер, В.Бамберри // М.:-Независимая фирма «Класс», 1997. 161с.

55. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. / К.Витакер // М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 208с.

56. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С.Выготский // М.,2006. 380с.

57. Выготский Л.С. Психология. / Л.С.Выготский // М.: Изд во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008с.

58. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. / Л.С.Выготский // Т.1, т.З М. Педагогика, 1982. 368с.

59. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. / Р.Гарднер // Спб.: Речь, 2002. 329с.

60. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. / Я.И.Гилинский // Человек и общество. Вып. 9. JL, 1971. С.45 56.

61. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер // М.: ACT: Астрель, 2007. 238с.

62. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах. / С.М.Громбах // Вопр. охр. матер, и детства. 1973. — №7. — С.З — 7.

63. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. / В.В.Давыдов // Вопросы психологии. 1992. — № 1 — 2.-С. 22 -33.

64. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей. / В.В.Давыдов // Психологическая наука и образование. -1996. №1. -С.20-30.

68. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. / И.Ф.Дементьева // СОЦИС 2001, №11.

69. Детская практическая психология. Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2003. 255 с.

70. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. / У.Диксон // 2-е междунар. изд. СПб. Прайм — Еврознак, М.: Олма — Пресс, 2004. — 448с. ;

71. Дольто Ф. На стороне ребенка. На стороне подростка. / Ф.Дольто // Екатеринбург: У Фактория, 2010. — 424с.

72. Дружинин В.Н. Психология семейных отношений. / В.Н.Дружинин // Екатеринбург, Деловая книга, 2000. 208с.

73. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей. / Т.А.Думитрашку // Вопросы психологии — 1996. №2. — с. — 104 — 111.

74. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. / М.И.Еникеев // М.: Норма, Инфра, 2000. 268с.

76. Журавлев А.Л. Социальная психология. / А.Л.Журавлев // М.: ПЕР СЭ, 2002. -351с.

77. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. / Д.В.Зайцев // Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.

78. Запорожец A.B. Психологическое развитие ребенка. / А.В.Запорожец // Избр. Психологические труды в 2 т. М., 1986. 360с.

79. Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. / А.В.Запорожец // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 1981. 430с.

80. Зарецкая И.Н. Цель воспитания личность, готовая к взаимодействию со средой. / И.Н.Зарецкая // Директор школы. — 2003. — №2.

81. Зеньковский В.В. Психология детства. / В.В.Зеньковский // Екатеринбург: Просвещение, 1995. 189 с.

83. Изард К. Психология эмоций. / К.Изард // СПб.: Питер Пресс, 1999. 464с.

84. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П.Ильин // СПб.: Питер, 2002. -370с.

85. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. / М.Н.Ильина // СПб.: Питер, 2006. 368с.

86. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. / Д.Н.Исаев // СПб.: Питер, 2000. 512с.

93. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. / Р.Кемпбелл // СПб.: Мирт, 1995. 295с.

94. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. / М.Кляйн // Психоанализ в развитии, сборник переводов. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. — 387с.

95. Ковалев C.B. Психология семейных отношений. / С.В.Ковалев // М.: Прогресс, 1987. 420с.

96. Кон И.С. Ребенок и общество. / И.С.Кон // М.: Академия, 2003. -236с.

99. Кохут X. Восстановление самости. Анализ самости. / Х.Кохут // М.: Когито центр, 2003. — 368с.

100. Крайг Г. Психология развития. / Г.Крайг // Спб.; М.: Питер, 2000.- 992с.

101. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. / Е.Е.Кравцова // Вопр. психол. 1996. — №6. С. 64 — 76.

102. Крысько В.Г. Словарь справочник по социальной психологии. / В.Г.Крысько // СПб.: Питер, 2003. 415 с.

105. Кулаков С.А. Основы психосоматики. / С.А.Кулаков // СПб.: Речь, 2005. 288с.

107. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. / И.Лангмейер, З.Матейчик // Прага: Авиценум, 1998. 320с.

108. Левис Ш. Ребенок и стресс. / Ш.Левис // СПб.: Питер, 1997.208с.

109. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности, / Ж.Ледлофф // М.: Генезис, 2003. 207с.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев //М., 1975.-304с.

111. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н.Леонтьев // М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575с.

112. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф.Лесгафт // М., 1991. 247 с.

114. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / М.И.Лисина // М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384с.

115. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И.Лисина // М., 1986. 144с.

116. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б.Ф.Ломов // М.: Наука, 1984. С. 329 — 333.

117. Майерс Д. Социальная психология. / Д.Майерс // Перев. с англ. СПб.: ЗАО «Издательство» «Питер», 1999. 688с.

118. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. / Л.В.Мардахаев // М.: Гардарики, 2005. 269с.

119. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М.Марковская // СПб.: Речь, 2002. 150с.

120. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. / Т.Д.Марцинковская // М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. 272с.

121. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. / И.С.Марьенко//М., 1985.-368с.

126. Мид М. Культура и мир детства. / М.Мид // М., 2000. 428с.

127. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я» /

128. A.Миллер // Пер. с нем. М.: Академический проект, 2006. — 144с.

129. Миллер С. Психология развития: Методы исследования. / С.Миллер // СПб.: Питер, 2002. 464с.

131. Мудрик А. В. Социализация человека. / А.В.Мудрик // М.: «Академия», 2004. 304 с.

132. Мудрик A.B. Социальная педагогика / А.В.Мудрик // Под ред.

133. B.А.Сластенова.- 3-е изд. испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -200с.

135. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. / Р.Ж.Мухаммедрахимов // СПб.: Питер, 2006. 288с.

136. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С.Мухина // М.: ACADEMA, 2003. 456с.

137. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. / В.С.Мухина // М.: ИПП, 1998.-285с.

138. Мясищев В.Н. Психология отношений. / В.Н.Мясищев // М.: 1998. -368с.

139. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. / Ш.А.Надирашвили // Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. С. 237 249.

140. Немов P.C. Психология в 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. / Р.С.Немов // М.: Изд-во «Владос», 2008. 688с.

141. Никифоров Г.С Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С.Никифоров // Под ред. проф. Спб.: Речь, 2007. — 950 с.

143. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. / И.М.Никольская, Р.М.Грановская // СПб.: Речь, 2006. 352 с.

144. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф.Обухова // М., 2007.460с.

145. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф.Обухова // М.: Тривола, 1995. 360с.

147. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. / Р.В.Овчарова // М., 1998.-397с.

148. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. / В.Оклендер // М: «Класс», 1997. 389с.

149. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. / Г.Олпорт // Под общ. ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 461с.

150. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общ. ред. H.H. Посысоева. М.: Владос, 2004. 286с.

151. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. / М.В.Осорина // Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2007. — 276с.

155. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. / Б.Д.Парыгин // СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с

156. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. / Б.Д.Парыгин // Л.: Лениздат, 1967. 208с.

158. Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. / А.В.Петровский // М.: Знание, 2007. 375 с.

163. Прекоп И. Маленький тиран. / И.Прекоп // СПб.: Речь, 2002.192с.

164. Психология. Словарь. Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494с.

166. Райгородский Д.Я. Родители и дети. / Д.Я.Райгородский // Самара: Бахрах, 1999. 448с.

167. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д.Я.Райгородский // Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672с.

168. Рахматшаева В.А. Проблемы. Но чьи? / В.А.Рахматшаева // Семья и школа. -1989.-№8.

170. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн // СПб.: Питер 2005.-713с.

173. Сатир В. Психотерапия семьи. / В.Сатир // СПб.: Ювента, 1999.284с.

174. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В.Сидоренко // СПб.: ООО «Речь», 2001. 350с.

175. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин Минск: Харвест, 1998.-800с.

176. Смелзер Н. Социология. / Н.Смелзер // М.: Феникс, 1994. 688с.

177. Смирнова Е.О. Детская психология. / Е.О.Смирнова // М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 366с.

179. Смирнова Е.О. Теория привязанности: Концепция и эксперимент. / Е.О.Смирнова//.Журн. Вопросы психологии, 1995. №3. С. 17 — 28.

182. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. / Е.Соловьева // Дошкольное воспитание. 1993. №8. С. 2Г- 26.

183. Стерн Д. Дневник младенца. / Д.Стерн // М.: Генезис, 2000.280с.

184. Стерн Д. Межличностный мир ребенка. / Д.Стерн // СПб.: ВЕРШ, 2006. 376с.

185. Столин В.В. Самосознание личности. / В.В.Столин // М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284с.

186. Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д.Столяренко // М: . Феникс, 2009.-671с.

187. Спиваковская A.C. Как быть родителем. / А.С.Спиваковская // М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО, 1986. 525с.

188. Спиваковская A.C. Психотерапия, игра, детство, семья. / А.С.Спиваковская // М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО, 2000. 525с.

190. Тайсон Ф., Тайсон Р., Психоаналитические теории развития. / Ф.Тайсон, Р.Тайсон // М.: Когито Центр, 2006. — 407с.

191. Тард Г. Социальная логика. / Г.Тард // СПб.: Социально -психологический центр, 1996. 500с.

192. Узнадзе Д.Н. Общая психология. / Д.Н.Узнадзе // СПб.: Питер, 2004.-413с.

194. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. / Д.И.Фельдштейн // М., 2002. 432с.

195. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / Д.И.Фельдштейн // М.: Педагогика, 1989, 208с.

196. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. / Д.И.Фельдштейн // М.: МПСИ, 2005 456с.

197. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. / Д.И.Фельдштейн // М., 1997 160с.

199. Фрейд А. Детский психоанализ. / А.Фрейд // СПб.: Питер, 2004. -477с.

200. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. / А.Фрейд // М.: Педагогика, 1993. 144с.

203. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. / Г.Г.Филиппова//М., 2002. 192с.

204. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. / Г.Т.Хоментаускас // М.: Педагогика, 1989. 160с.

205. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. / К.Хорни //М., 1993. 480с.

206. Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности. / П.Хьелл, Д.Зиглер // СПб.: Питер, 2000. 608с.

207. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / С.Ю.Циркин // СПб.: Питер, 1999. 752с.

210. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. / Т.И.Чиркова // М.: Педагогическое общество России, 2001. 224с.

212. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / И.В.Шаповаленко // М.: Гардарики, 2004. 349с.

213. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин // М.: Владос, 1998. 512с.

215. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. / П.Н.Шихирев // М., 1999. 448 с.

216. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. / Л.Б.Шнейдер // М.:ЭКСМО, 2000. 512с.

218. Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста. / Р.А.Шпиц // М.: СГТБ Университет. Книга, 2001. 159с.

219. Шпиц P.A., Коблинер У.Г. Первый год жизни. / Р.А.Шпиц, У.Г.Коблинер // М.: Академический Проект, 2006. 352с.

221. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий // СПб.: Питер, 2000. 656с.

222. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий//Л., 1990.- 180с.

223. Экслайн В. Развитие личности в игровой терапии (Ибс в поисках себя). / В.Экслайн // М.: Апрель Пресс; ЭКСМО Пресс, 2000. — 256с.

224. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Д.Б.Эльконин // М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 416с.

225. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б.Эльконин // М, 1978. -304с.

226. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б.Эльконин // М., 1989. 560с.

230. Ainsworth M.D. Mother-infant attachment / M.D. Ainsworth // J. Amer. Psychol., 1979. V. 11. P. 67 104.

233. Belsky I. Early human experience: A family perspective. / I.Belsky // Development Psychology 1981. — V.17. — P.3 — 23.

234. Bowlby J. Maternal care and mental health. / J.Bowlby // Geneva, 1951.P. 118

235. Bowlby I. Attachment and loss: Vol. 1. Attachment (Sec. ed.). / J.Bowlby // N.Y. Basic Books, 1982.

236. Bowlby J. A secure base: Clinical applications of attachment theory. / J.Bowlby // London, Routledge, 1988.

237. Crittenden P.M. Quality of attachment in the preschool years. / P.M. Crittenden // Devel. Psycopathol.1992. V. 4. P. 209 241.

245. Moore C. Theories of Mind in Infancy. / C.Moore // British Journal of Developmental Psychology. V. 14. 1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *