Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 37
Раздел. Основа слова.
Тема. Обобщение знаний о составе слова.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание, основу, выполнять разбор по составу слова, соотносить схему слова с соответствующим словом.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, разбор слова по составу.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
Научимся:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
- соотносить схему слова с соответствующим словом.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим схему. О чём рассказывает данная схема? Составим рассказ на основе заданной схемы.
Как видно, данная схема отражает состав слова. В данном слове есть приставка, корень, суффикс, окончание и основа. На основе заданной схемы можно определить место каждой морфемы в слове. Приставка стоит перед корнем, суффикс стоит после корня, основу составляет приставка, корень, суффикс.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
Научимся:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
- соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфемика — это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
- Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком:
- Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу:
- Найди в слове корень. Эля этого подбери однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком::
- Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку.
- Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выдели его знаком: .
- Назови все значимые части слова.
Разбор заданий
Укажите все части слова (морфемы).
- Корень, суффикс, окончание.
- Приставка, корень, суффикс, окончание.
- Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Правильный ответ
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Укажите слово, в котором есть суффикс и приставка.
- Лесной
- Столовая
- Прибрежный
Правильный ответ
Прибрежный
Повышенный уровень
Заполните таблицу. Распределите слова в 2 столбика: формы одного и того же слова, однокоренные слова.
Стол, столу, столовая, застолье, столе, столом.
Однокоренные слова |
Формы слова |
Правильный ответ
Однокоренные слова |
Формы слова |
Стол |
столу |
столовая |
столе |
застолье |
столом |
ФИ_________________________________________________________________
1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.
золотые, светились, берёзках, искорки, на
2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох
ФИ_________________________________________________________________
1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.
золотые, светились, берёзках, искорки, на
2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох
ФИ_________________________________________________________________
1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.
золотые, светились, берёзках, искорки, на
2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох
ФИ_________________________________________________________________
1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.
золотые, светились, берёзках, искорки, на
2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох
ФИ_________________________________________________________________
1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.
ФИ_________________________________________________________________
1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.
ФИ_________________________________________________________________
1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.
3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.
Окончание -ED заслуживает отдельной статьи, прежде всего, потому что оно открывает перед изучающими новый уровень общения: прошедшее время. Изучив, как использовать окончание -ED, вы приобретаете новое языковое средство выражения своих мыслей и уже можете общаться с собеседником на новые темы, которые было сложно обсудить при помощи настоящего времени.
Мы впервые встречаемся с окончанием —ED на уровне elementary, когда приступаем к изучению английского. Тогда же мы учимся делить глаголы на правильные и неправильные. Окончание -ED добавляется только к правильным глаголам, чтобы образовать вторую и третью форму глагола. Вторая форма используется для образования времени Past Simple. Но недостаточно просто запомнить, что глагол с окончанием -ED употребляется в прошедшем времени. Необходимо также разобраться в особенностях использования окончания, а именно в произношении и написании глаголов с окончанием -ED.
Содержание
Произношение
Первый нюанс, который часто упускают из виду как преподаватели так и изучающие — это произношение окончания. Как только его не произносят, и чаще всего неверно. При изучении особенностей произношения любых окончаний помните, что окончание добавляется к слову, а не слово к окончанию, поэтому окончание будет приспосабливаться под слово, а не наоборот. Глагол всегда сохраняет свое звучание. Если, добавив окончание, у вас меняется произношение глагола, значит вы произносите его неправильно.
Чтобы понять, как следует произносить окончание—ED с тем или иным глаголом, вы должны обратить внимание на последний звук глагола.
После звуков /t/ и /d/, окончание произносится как /ɪd/, так как иначе вам будет очень сложно произнести слово:
count — counted
end — ended
invite — invited
land — landed
start — started
visit — visited
wait — waited
Запомните, что окончание —ED никогда не произносится как /ed/, только /ɪd/, а также просто /t/ или /d/.
Если глагол оканчивается на глухой звук: /p/, /h/,/s/, /k/, /f/, /tʃ/, /ʃ/, то окончание произносится глухо: /t/:
ask — asked
clap — clapped
dress — dressed
help — helped
like — liked
touch — touched
wash — washed
Если глагол оканчивается на звонкий или гласный звук, то окончание произносится звонко: /d/:
answer — answered
call — called
cry — cried
love — loved
move — moved
phone — phoned
play — played
К сожалению, многие изучающие откровенно пренебрегают произношением окончания —ED и произносят его так, как им кажется правильным. Так как в русском языке мы оглушаем звонкие окончания слов, сами того не замечая: мы произносим ‘хлеп’ (хлеб), ‘сапок’ (сапог), ‘снек’ (снег) и так далее, то и в английском мы произносим слова по тому же принципу, не задумываясь. В английском языке оглушать звонкие звуки нельзя. Это приводит не только к ужасному произношению, но и к искажению слов.
Например, если вы в слове played оглушаете окончание, то у вас выходит pleɪT. A plate — это тарелка. Если вы в слове lived вместо /lɪVd/ произносите /lɪFt/, то получается совершенно другое слово — lift, которое переводится «поднимать».
Таких примеров можно привести очень много. Вы никогда не избавитесь от акцента и не приобретете хорошее английское произношение, если будете оглушать окончания, поэтому не стесняйтесь тренироваться, лучше произносите слово медленно, но четко, не искажая звуки.
Написание
С произношением разобрались, теперь рассмотрим правила написания окончания -ED с глаголами.
Чаще всего окончание просто добавляется к основе глагола и никаких изменений в написании не происходит:
open — opened
call — called
look — looked
listen — listened
talk — talked
Существует ряд правил, которые вступают в силу, когда к глаголу добавляется окончание -ED.
-
Если глагол уже оканчивается на -Е, то к нему добавляется только -D:
smile — smiled
bake — baked
close — closed
live — lived
move — moved -
Правило, на которое важно обратить ваше внимание — это добавление окончания к глаголу, который оканчивается на -Y. По предыдущему опыту добавления окончаний (образование множественного числа или Present Simple, так как если вы уже знакомитесь с Past Simple, то по умолчанию Present уже вами освоен) вы помните, что если слово оканчивается на -Y, то с ним что-то должно происходить при добавлении окончания. Отсюда возникают всякие интересные варианты написания, которые не всегда правильные.
play — played
enjoy — enjoyed
prey — preyed
stay — stayed
employ — employedЕсли же правильный глагол, который вы хотите использовать в Past Simple, оканчивается на согласную, после которой стоит -Y, тогда с чистой совестью можете заменять Y на I и добавлять -ED:
copy — copied
cry — cried
try — tried
spy — spied
tidy — tidied -
Если глагол оканчивается на одну согласную, перед которой стоит ударная гласная (закрытый ударный слог), то перед добавлением окончания -ED последняя согласная удваивается:
star — starred
stop — stopped
drop — dropped
rob — robbed
beg — begged
refer — referred
prefer — preferred -
Если же глагол оканчивается на две согласные, то просто добавляется окончание и ничего не меняется:
climb — climbed
comb — combed
start — started -
Когда глагол состоит из нескольких слогов, и последний слог безударный, то последняя согласная не удваивается:
benefit — benefited
profit — profited -
В британском варианте английского (BrE) есть несколько глаголов-исключений, которые имеют удвоенную согласную перед окончанием -ED, несмотря на ударение:
travel — travelled
quarrel — quarrelled
label — labelled
signal — signalled
В американском варианте английского эти слова не удваивают конечную согласную.
Использование
Теперь поговорим об использовании глаголов с окончанием -ED.
Основное использование этой формы глаголов: время Past Simple. Кстати, глаголы с окончанием можно встретить только в утвердительной форме Past Simple, потому как в отрицательных и вопросительных предложениях появляется вспомогательный глагол DID и основной глагол остается в первой форме, без окончаний.
У правильных глаголов вторая и третья форма совпадает, поэтому во всех временах группы Perfect нам тоже будут встречаться глаголы с окончанием -ED во всех типах высказывания.
Пассивный залог ( Passive Voice ) тоже непременно включает третью форму глагола, поэтому в пассивных конструкциях вы обязательно столкнетесь с глаголами с окончанием -ED.
И наконец, многие глаголы с окончанием -ED приобрели функцию прилагательных:
interested — заинтересованный
motivated — мотивированный
prepared — приготовленный
isolated — изолированный
recommended — рекомендованный
Важно помнить, что окончание можно добавлять только к правильным глаголам, а неправильные просто выучить. Если у вас с этим проблема — воспользуйтесь нашими полезными советами.
Узнать больше
в онлайн-школе
ENGINFORM
Если вы только приступили к изучению английского, то именно на этом этапе важно усвоить те особенности, о которых мы рассказали в этой статье, потому что в дальнейшем вас ждут более сложные аспекты иностранного языка. Таким образам, запомнив несложные особенности использования окончания -ED в самом начале, вы облегчите себе задачу на будущее.
Успехов вам! Изучайте английский с удовольствием!
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 150, Полякова, Учебник
Упражнение 169, Полякова, Учебник
Упражнение 55, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 144, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 31, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 155, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 179, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 251, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 252, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 256, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 259, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 260, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 35, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 77, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 174, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 190, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 191, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 115, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 117, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 127, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-10, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-11, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 157, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть