Слова без окончаний 3 класс

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 37

Раздел. Основа слова.

Тема. Обобщение знаний о составе слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание, основу, выполнять разбор по составу слова, соотносить схему слова с соответствующим словом.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, разбор слова по составу.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
  • соотносить схему слова с соответствующим словом.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим схему. О чём рассказывает данная схема? Составим рассказ на основе заданной схемы.

Как видно, данная схема отражает состав слова. В данном слове есть приставка, корень, суффикс, окончание и основа. На основе заданной схемы можно определить место каждой морфемы в слове. Приставка стоит перед корнем, суффикс стоит после корня, основу составляет приставка, корень, суффикс.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
  • соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфемика — это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

  1. Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
  2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком:

  1. Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу:

  1. Найди в слове корень. Эля этого подбери однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком::
  2. Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку.
  3. Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выдели его знаком: .
  4. Назови все значимые части слова.

Разбор заданий

Укажите все части слова (морфемы).

  1. Корень, суффикс, окончание.
  2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Правильный ответ

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Укажите слово, в котором есть суффикс и приставка.

  1. Лесной
  2. Столовая
  3. Прибрежный

Правильный ответ

Прибрежный

Повышенный уровень

Заполните таблицу. Распределите слова в 2 столбика: формы одного и того же слова, однокоренные слова.

Стол, столу, столовая, застолье, столе, столом.

Однокоренные слова

Формы слова

Правильный ответ

Однокоренные слова

Формы слова

Стол

столу

столовая

столе

застолье

столом

ФИ_________________________________________________________________

1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.

золотые, светились, берёзках, искорки, на

2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох

ФИ_________________________________________________________________

1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.

золотые, светились, берёзках, искорки, на

2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох

ФИ_________________________________________________________________

1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.

золотые, светились, берёзках, искорки, на

2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох

ФИ_________________________________________________________________

1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении.

золотые, светились, берёзках, искорки, на

2. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

весна, переезд, сад, грибы, переехал, обход, вылет, горох

ФИ_________________________________________________________________

1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.

ФИ_________________________________________________________________

1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.

ФИ_________________________________________________________________

1. Приставка – это___________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

2. Суффикс – это_____________________ часть ____________, которая стоит_______ _________________ и служит для ___________________________________________.

3. Окончание – это __________________ часть ____________, которая образует_____ ______________________ и служит для ______________________________________.

Окончание -ED заслуживает отдельной статьи, прежде всего, потому что оно открывает перед изучающими новый уровень общения: прошедшее время. Изучив, как использовать окончание -ED, вы приобретаете новое языковое средство выражения своих мыслей и уже можете общаться с собеседником на новые темы, которые было сложно обсудить при помощи настоящего времени.

Мы впервые встречаемся с окончанием —ED на уровне elementary, когда приступаем к изучению английского. Тогда же мы учимся делить глаголы на правильные и неправильные. Окончание -ED добавляется только к правильным глаголам, чтобы образовать вторую и третью форму глагола. Вторая форма используется для образования времени Past Simple. Но недостаточно просто запомнить, что глагол с окончанием -ED употребляется в прошедшем времени. Необходимо также разобраться в особенностях использования окончания, а именно в произношении и написании глаголов с окончанием -ED.

Произношение

Первый нюанс, который часто упускают из виду как преподаватели так и изучающие — это произношение окончания. Как только его не произносят, и чаще всего неверно. При изучении особенностей произношения любых окончаний помните, что окончание добавляется к слову, а не слово к окончанию, поэтому окончание будет приспосабливаться под слово, а не наоборот. Глагол всегда сохраняет свое звучание. Если, добавив окончание, у вас меняется произношение глагола, значит вы произносите его неправильно.

Чтобы понять, как следует произносить окончание—ED с тем или иным глаголом, вы должны обратить внимание на последний звук глагола.

После звуков /t/ и /d/, окончание произносится как /ɪd/, так как иначе вам будет очень сложно произнести слово:

count — counted
end — ended
invite — invited
land — landed
start — started
visit — visited
wait — waited

Запомните, что окончание —ED никогда не произносится как /ed/, только /ɪd/, а также просто /t/ или /d/.

Если глагол оканчивается на глухой звук: /p/, /h/,/s/, /k/, /f/, /tʃ/, /ʃ/, то окончание произносится глухо: /t/:

ask — asked
clap — clapped
dress — dressed
help — helped
like — liked
touch — touched
wash — washed

Если глагол оканчивается на звонкий или гласный звук, то окончание произносится звонко: /d/:

answer — answered
call — called
cry — cried
love — loved
move — moved
phone — phoned
play — played

К сожалению, многие изучающие откровенно пренебрегают произношением окончания —ED и произносят его так, как им кажется правильным. Так как в русском языке мы оглушаем звонкие окончания слов, сами того не замечая: мы произносим ‘хлеп’ (хлеб), ‘сапок’ (сапог), ‘снек’ (снег) и так далее, то и в английском мы произносим слова по тому же принципу, не задумываясь. В английском языке оглушать звонкие звуки нельзя. Это приводит не только к ужасному произношению, но и к искажению слов.

Например, если вы в слове played оглушаете окончание, то у вас выходит pleɪT. A plate — это тарелка. Если вы в слове lived вместо /lɪVd/ произносите /lɪFt/, то получается совершенно другое слово — lift, которое переводится «поднимать».

Таких примеров можно привести очень много. Вы никогда не избавитесь от акцента и не приобретете хорошее английское произношение, если будете оглушать окончания, поэтому не стесняйтесь тренироваться, лучше произносите слово медленно, но четко, не искажая звуки.

Написание

С произношением разобрались, теперь рассмотрим правила написания окончания -ED с глаголами.

Чаще всего окончание просто добавляется к основе глагола и никаких изменений в написании не происходит:

open — opened
call — called
look — looked
listen — listened
talk — talked

Существует ряд правил, которые вступают в силу, когда к глаголу добавляется окончание -ED.

  1. Если глагол уже оканчивается на -Е, то к нему добавляется только -D:

    smile — smiled
    bake — baked
    close — closed
    live — lived
    move — moved

  2. Правило, на которое важно обратить ваше внимание — это добавление окончания к глаголу, который оканчивается на -Y. По предыдущему опыту добавления окончаний (образование множественного числа или Present Simple, так как если вы уже знакомитесь с Past Simple, то по умолчанию Present уже вами освоен) вы помните, что если слово оканчивается на -Y, то с ним что-то должно происходить при добавлении окончания. Отсюда возникают всякие интересные варианты написания, которые не всегда правильные.

    play — played
    enjoy — enjoyed
    prey — preyed
    stay — stayed
    employ — employed

    Если же правильный глагол, который вы хотите использовать в Past Simple, оканчивается на согласную, после которой стоит -Y, тогда с чистой совестью можете заменять Y на I и добавлять -ED:

    copy — copied
    cry — cried
    try — tried
    spy — spied
    tidy — tidied

  3. Если глагол оканчивается на одну согласную, перед которой стоит ударная гласная (закрытый ударный слог), то перед добавлением окончания -ED последняя согласная удваивается:

    star — starred
    stop — stopped
    drop — dropped
    rob — robbed
    beg — begged
    refer — referred
    prefer — preferred

  4. Если же глагол оканчивается на две согласные, то просто добавляется окончание и ничего не меняется:

    climb — climbed
    comb — combed
    start — started

  5. Когда глагол состоит из нескольких слогов, и последний слог безударный, то последняя согласная не удваивается:

    benefit — benefited
    profit — profited

  6. В британском варианте английского (BrE) есть несколько глаголов-исключений, которые имеют удвоенную согласную перед окончанием -ED, несмотря на ударение:

    travel — travelled
    quarrel — quarrelled
    label — labelled
    signal — signalled

В американском варианте английского эти слова не удваивают конечную согласную.

Использование

Теперь поговорим об использовании глаголов с окончанием -ED.

Основное использование этой формы глаголов: время Past Simple. Кстати, глаголы с окончанием можно встретить только в утвердительной форме Past Simple, потому как в отрицательных и вопросительных предложениях появляется вспомогательный глагол DID и основной глагол остается в первой форме, без окончаний.

У правильных глаголов вторая и третья форма совпадает, поэтому во всех временах группы Perfect нам тоже будут встречаться глаголы с окончанием -ED во всех типах высказывания.

Пассивный залог ( Passive Voice ) тоже непременно включает третью форму глагола, поэтому в пассивных конструкциях вы обязательно столкнетесь с глаголами с окончанием -ED.

И наконец, многие глаголы с окончанием -ED приобрели функцию прилагательных:

interested — заинтересованный
motivated — мотивированный
prepared — приготовленный
isolated — изолированный
recommended — рекомендованный

Важно помнить, что окончание можно добавлять только к правильным глаголам, а неправильные просто выучить. Если у вас с этим проблема — воспользуйтесь нашими полезными советами.

Узнать больше
в онлайн-школе
ENGINFORM

Если вы только приступили к изучению английского, то именно на этом этапе важно усвоить те особенности, о которых мы рассказали в этой статье, потому что в дальнейшем вас ждут более сложные аспекты иностранного языка. Таким образам, запомнив несложные особенности использования окончания -ED в самом начале, вы облегчите себе задачу на будущее.

Успехов вам! Изучайте английский с удовольствием!

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 150, Полякова, Учебник

Упражнение 169, Полякова, Учебник

Упражнение 55, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 144, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 155, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 179, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 251, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 252, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 256, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 259, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 260, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 35, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 77, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 190, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 191, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 115, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 117, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 127, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-10, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-11, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 157, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *