Ребенок не держит голову

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.

Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.

Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой

Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону. Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

I раздел

Главная задача на данном этапе — выработка навыков формирования эмбриональной позиции, компонентами которой являются сгибание шеи с приведением головы к грудной клетке, подъем и самостоятельное удержание ног в положении на спине.

1.1 «Базовая укладка»

1. Исходное положение (И.П.) лежа на спине, валик под затылком (стопка пеленок), валик под ногами, препятствующий касание пятками поверхности. 2. Величина валика под затылком у ребенка старше года подбирается так, чтобы между подбородком и грудиной было расстояние в 1 палец При наличии насильственных разгибаний (ребенок запрокидывает голову, поднимая грудную клетку) можно применить укладку с фиксацией корпуса или конечностей

Данные варианты не заменяют упражнений с участием взрослого, а лишь увеличивают эффективность занятий в перерывах между упражнениями.

В качестве основы для активных упражнений используем 2 варианта, выбираемые исходя из размеров ребенка:

На бедрах

1. бедра взрослого расположены горизонтально и сведены вместе;

2. голова лежит на животе взрослого;

3. угол наклона подбираем, исходя из необходимого расстояния между подбородком и грудиной (1 палец);

4. под поясничный отдел родителя кладется валик;

5. стопы фиксируем руками подошвами друг к другу с носками, развернутыми на себя.

На диване

Базовая укладка – это пассивная позиция, которая должна быть использована в качестве основы для активных упражнений.

1.2 Стимуляция подъема и удержания ног на основе «базовой укладки»

Проводим стимуляцию кончиками пальцев передней грудной и брюшной стенки с достаточным усилием для поднятия и удержания ног малыша.

1.2.2. То же, что и 1.2.1., но голова на валике.

Базовая укладка на коленях + стимуляция подъемов ног (1.1-1.2)

1.2.3.

Голова на валике, рука прижимает грудную клетку. Такой вариант используем при попытках ребенка разогнуться, запрокинув голову, при начале стимуляции.

1.2.4. на бедрах.

Проводится стимуляция поверхности груди и живота, вызывающая подтягивание ног. Чем дольше ребенок удерживает ноги, тем лучше.
Если подобная стимуляция не приводит к подъему и удержанию ног, используем другие варианты.

1.2.5.

Кончиками пальцев массируем переднюю брюшную стенку. Упражнение заключается в удержании одной ноги и стимуляции подъема другой. С каждой ногой работаем от 30 секунд до 1 минуты, многократно их чередуя.

1.2.6.

Массируем переднюю поверхность бедра разминающими движениями.

1.2.7.

Наиболее эффективным инструментом для стимуляции подъема и удержания ног является фрагмент коврика для входной двери – «колючка».

Воздействуем на подошвенную и тыльную сторону стопы в зависимости от того, какой вариант приводит к более эффективному и длительному удержанию ноги в приведенном к животу состоянии. Второй рукой удерживаем грудную клетку, прижимая ее к бедрам. В случае, если не удается стимулировать удержание обеих ног одновременно, ноги стимулируются попеременно. Когда ребенок начинает стабильно удерживать каждую ногу по 20-30 секунд, можно переходить к одновременной стимуляции удержания обеих ног. Если ребенок не помещается на коленях или сложно дотянуться до стоп, то используем стимуляцию подъема ног на диване (кровати, столе). Частота подобной стимуляции – не менее 10 раз в день. Время стимуляции в течение одного подхода сильно варьирует в зависимости от состояния ребенка и его возможностей (от 1 до 10 минут).
Чем быстрее мы сформируем у ребенка способность удерживать ноги самостоятельно, тем лучше.

СПОСОБЫ НОШЕНИЯ

Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.

1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.

2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.

3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.

4. 2 варианта поддержки ног у маленького ребенка – спереди за бедра и под бедра.

При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».

При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед. Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:

Способы взятия и ношения ребенка

1.4

1. Голова ребенка находится на одном уровне с головой взрослого.

2. Плечо направлено вперед, рука располагается горизонтально. Голова ребенка не должна иметь опоры в данном положении.

3. Тело ребенка отклоняем назад на угол от 10 до 45 градусов.

1.5. «Свечка»

Как и в упражнении 1.4 голова ребенка находится на одном уровне с головой взрослого, а тело ребенка отклонено назад.

Особенности позиций 1.4, 1.5 – высокое расположение ребенка, делающее невозможной опору затылком.

При относительно больших размерах ребенка используем ношение в позиции «обезьянка»:

1.6 Упражнение «Обезьянка 1». Выполняется в двух вариантах.

Первый вариант

1. Плотная фиксация предплечьем туловища ребенка в области нижне-грудного и поясничного отделов;

2. Возможная фиксация задней стопы.

Второй вариант

1. Обеспечиваем хват ребенком большого пальца руки;

2. При слабом хвате фиксируем запястье средним пальцем.

При удержании ребенка таз прижимаем к себе плотно, удерживаем по возможности высоко, а корпус ребенка несколько отклоняем назад.

В «Обезьянке 1» необходимо носить на правой и левой руках попеременно.

Объект, привлекающий внимание ребенка, должен находиться в области противоположного плеча взрослого.

Варианты выполнения «Обезьянки 1»

Первый вариант

1. Плотная фиксация предплечьем туловища ребенка в области нижне-грудного и поясничного отделов;

2. Возможная фиксация задней стопы.

Для поддержки ребенка используем: «Хип Ситт» Для поддержки ребенка используем: «Кенгуру» или «Слинг»
Верхний край «Кенгуру» или «Слинга» должен быть не выше лопаток ребенка. Освоение «Обезьянки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ребенка можно носить в положении:

1.7 «Ленивец»

В этом положении удобно укачивать и успокаивать ребенка.

Использовать такое положение удобно и при насильственных разгибаниях головы. При этом плечо, упираясь в затылок, не дает запрокидывать голову.

Родителю необходимо чередовать стороны, используя правую и левую руку примерно одинаково по времени.

Позиция «Ленивец»

1.8

1. Начальный угол наклона корпуса взрослого 30-45 градусов, спина прямая.

2. Фиксация корпуса с возможным раздражением кончиками пальцев грудной клетки.

3. Валик под затылком такой толщины, которая препятствует запрокидыванию, но не прижимает голову к груди. Валик убираем после того как ребенок начинает уверенно удерживать голову в течение 15-20 секунд.

Переход из укладки в положение 1.8

Упражнение считается успешно выполняемым, если ребенок удерживает голову не менее минуты.

С этого момента можно параллельно осваивать активное лежание на животе, т.е. II раздел.

1.9.

Применяется наряду с 1.8 при повышенном мышечном тонусе в нижних конечностях.

1. Исходное положение 1.8.

2. Хват за стопы с разворотом носочками к себе.

3. Руки ребенка над руками взрослого.

4. Ребенка отвлекаем с помощью игрушки.

Активные упражнения первого раздела — 1.9 Стимуляция кивательных мышц

Переход из лечебного ношения в активные позиции 1 раздела (1.8, 1.9)

Модификация 1.8-1.9

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

Что делать?

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 — 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо

Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

Что делать?

В качестве лечебной используем «косую» позицию: пассивную и активную фазы.

1.11. Пассивная фаза

Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция

1.12 Коррекция «дуги» вправо

На данном этапе нельзя:

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус — ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

Мобилизация тазобедренных суставов. Снижение тонуса в мышцах бедер.

Потягивание (тракция) за руки

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи — «кивателей»:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок «выгибается»);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на «мостик», отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Примечание к разделу

Упражнения первого раздела являются основными:

  • в первые три месяца жизни;
  • в любом возрасте при неумении переворачиваться со спины на живот;
  • при наличии патологических переворотов на живот с помощью разгибаний головы и тела, их ротации и отталкивания пятками от поверхности;
  • при наличии переворотов на живот и на спину, но неумении разворачиваться на животе и ползать по-пластунски;
  • при сохраняющихся тенденциях к запрокидыванию головы на более поздних этапах развития.

Последовательность освоения упражнений не зависит от возраста и состояния ребенка.

Первоначально осваиваются 1.1, 1.2, 1.3. Лежание на животе используется по остаточному принципу после основных упражнений для коррекции дисбаланса мышц шеи — 1.7, 1.10 и 1.11 (пассивная фаза).

Затем к 1.3 добавляем 1.6 — 1.9 и дополнительные способы ношения 1.4, 1.5. Начинаем приучать к положению на животе с помощью упражнений 2 раздела.

Таким образом, обеспечивается формирование способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении, а затем и готовность к переворотам со спины на живот.

Если в шее покалывает, пощёлкивает, простреливает, её сводит судорогой, можете выдыхать: с вероятностью 99% ничего жуткого с вами не происходит. Лишь 1% болей в шее вызван When to Worry About Neck Pain… and when not to! действительно тревожными причинами. И чаще всего эти опасные заболевания проявляют себя не слишком сильно.

Когда боль в шее действительно опасна

Иногда боль в шее может быть симптомом аутоиммунного заболевания, опухолей, воспалений, защемления нерва, проблем с кровеносными сосудами или повреждения спинного мозга. Предположить неприятное заболевание можно, если вы наблюдаете у себя сразу три важных признака.

  1. Дискомфорт или боль в шее не прекращается минимум несколько дней.
  2. Неприятные ощущения нарастают.
  3. У вас есть как минимум один «отягчающий фактор»:
    • возраст старше 55 или младше 20 лет;
    • усиливающаяся болезненность при постукивании;
    • лихорадка, тошнота или общее недомогание;
    • потеря веса;
    • регулярные головные боли;
    • скованность в простейших движениях;
    • онемение, покалывание, слабость в других частях тела — руках или ногах.

При совпадении всех трёх пунктов постарайтесь как можно быстрее обратиться к терапевту. Врач назначит вам анализы и, возможно, направит к узким специалистам для уточнения причин и постановки диагноза.

Существует ещё одна очевидная ситуация, когда боль нельзя оставлять без немедленного внимания: если вы попали в ДТП, упали с велосипеда, лыж, сноуборда или травмировались другим способом и острые болезненные ощущения в шее возникли сразу после этого. Тут можно немедля обращаться в травмпункт или к хирургу.

Почему болит шея

Шея тонкая и гибкая, а ей приходится держать увесистую голову, которая ещё и крутится туда-сюда, нарушая равновесие. В общем, напряжения хватает. Но в некоторых ситуациях Neck pain нагрузка увеличивается и появляется боль. Кроме того, нередко свою роль в возникновении последней играют и другие факторы.

Мышечное напряжение

С ним знакомы почти все, кто проводит много времени за компьютером или столом. Сидя, мы неосознанно подаёмся вперёд, вынося голову за плечевой пояс. Чтобы удержать её в таком нефизиологичном положении, мышцам приходится всерьёз напрягаться. Если это длится часами, шея начинает болеть.

Есть и дополнительный нюанс: со временем мускулы привыкают находиться в неправильном положении и их уже не так просто расслабить. А значит, боли напряжения становятся регулярными.

Кстати, мускулы шеи перегружают даже такие, на первый взгляд, безобидные вещи, как чтение в постели или привычка стискивать зубы.

Изношенные суставы

Как и другие суставы в теле, шейные изнашиваются с возрастом. Прокладки между ними — эластичные хрящи, которые обеспечивают необходимую амортизацию при нагрузках и мягкие повороты, — становятся тоньше, а иногда и вовсе разрушаются.

Из-за истончившихся хрящей суставы при движении трутся один о другой. Это вызывает скованность и болезненность.

Хлыстовые травмы

Едете вы, например, в маршрутке, и в какой-то момент она резко тормозит. Ваша голова по инерции подаётся вперёд, а затем откидывается назад и снова движется вперёд, на грудь.

Нагрузка на мышцы увеличивается, они резко растягиваются, появляются микроразрывы. Ортопеды называют это хлыстовой травмой из-за характерного движения шеи.

Воспаление мышц

Побегал без шарфика зимой или посидел на сквозняке — и вот, шею продуло. Говоря медицинскими терминами, из-за воздействия холода воспалились мышцы — начался миозит Myositis .

Мышцы шеи могут воспалиться также на фоне инфекционных заболеваний: ОРВИ, гриппа, вирусной ангины… Чаще всего миозит не опасен и в течение нескольких дней проходит сам собой. Однако важно отслеживать симптомы, перечисленные в пункте «Когда боль в шее действительно опасна», чтобы при необходимости вовремя обратиться к врачу.

Воспаление лимфатических узлов

Строго говоря, в данном случае болит не сама шея, а скопления лимфатических клеток. Увеличившиеся, болезненные лимфоузлы — верный признак того, что организм борется с инфекцией Swollen lymph nodes , сосредоточенной в области шеи и головы.

Чаще всего речь идёт о простудных заболеваниях — гриппе, ОРВИ, инфекциях уха. Но иногда причиной воспаления лимфоузлов в районе шеи может быть и «экзотика». Например, развивающийся кариес в одном из зубов, начинающаяся корь, расстройства иммунитета и даже ВИЧ.

Установить точную причину может только квалифицированный врач, поэтому тщательно отслеживайте своё состояние, чтобы не пропустить опасные признаки и вовремя проконсультироваться со специалистом.

Что делать, если шея болит прямо сейчас

Абсолютное большинство проблем с шеей связано либо с мышечными болями напряжения, либо с изношенностью суставов. Эти ситуации не требуют специального лечения. Дискомфорт, как правило, проходит в течение нескольких дней.

Облегчать боль, если она совсем уж портит вам жизнь, медики рекомендуют Why Does My Neck Hurt? так:

  1. Примите обезболивающее — аспирин, ибупрофен или парацетамол.
  2. Приложите к шее завёрнутый в тонкое полотенце пакет со льдом или замороженными овощами — это в том числе поможет снять отёчность, если она есть. Использовать холод можно в течение первых 2–3 дней.
  3. Если дискомфорт не прошёл через 2–3 дня, облегчать состояние лучше с помощью влажного тепла. Например, принимая горячий душ или прикладывая к шее смоченное в горячей воде полотенце.
  4. Делайте упражнения, которые помогут мягко растянуть мышцы шеи и улучшить кровообращение. Учтите, тренировки запрещены при острой боли или подозрении на заболевания шейного отдела позвоночника — защемление нерва, грыжу и так далее. Ещё раз сверьте свои ощущения с пунктом «Когда боль в шее действительно опасна» и при малейших сомнениях как можно быстрее проконсультируйтесь с врачом.

Что делать, чтобы шея не болела

Самый эффективный способ борьбы с болью в шее — профилактика. Чтобы облегчить жизнь этой важной части тела, выполняйте следующие рекомендации.

  1. Следите за осанкой. Когда вы стоите или сидите, убедитесь, что ваши плечи расположены прямо над бёдрами, а уши — над плечами.
  2. Делайте перерывы и разминку. Если вы много работаете за компьютером или путешествуете сидя, при каждом удобном случае вставайте, двигайтесь, разминайте плечи и вытягивайте шею.
  3. Отрегулируйте высоту стола и стула, монитора и клавиатуры компьютера. Дисплей должен находиться на уровне ваших глаз, а колени — чуть ниже бёдер. Клавиатура — лежать на столе так, чтобы вы могли комфортно работать на ней, положив локти на подлокотники кресла.
  4. Избавьтесь от привычки держать телефон между ухом и плечом во время разговора. Если руки заняты, используйте гарнитуру или громкую связь.
  5. Если вы курите, вот вам ещё один повод бросить. Курение ухудшает состояние питающих мышцы кровеносных сосудов и хрящевой ткани. В итоге повышается риск развития болей в шее.
  6. Не носите тяжёлые сумки на ремнях через плечо.
  7. Спите так, чтобы голова и шея находились на одном уровне с телом — это уменьшит нагрузку на позвоночник. В идеале спать на спине, подложив под шею небольшой валик, а под бёдра — плоскую подушку.
  8. Следите за своим меню, даже если прямо сейчас у вас ничего не болит. Сбалансированный рацион обеспечит питанием мышцы и продлит здоровье суставов.
  9. Будьте осторожны, избегайте сквозняков и травм.
  10. Тщательно следите за здоровьем в простудный сезон. Лайфхакер уже советовал, как не подхватить грипп.

Полимиозит – это системный недуг воспалительного характера, поражающий мышечную ткань мускулатуры верхних и нижних конечностей. Как следствие, развивается болевой синдром, прогрессирует слабость, а также постепенно начинают атрофироваться мышцы. Заболевание может поразить сердце и лёгкие.
Полимиозит относится к группе идиопатических воспалительных миопатий. Поражает людей из различных возрастных групп, но чаще всего им болеют дети от 5–15 лет, а также взрослые люди от 40 и до 60 лет. Полимиозит может развиться на фоне другой аутоиммунной патологии, а также у людей, в анамнезе которых есть онкозаболевания.

Причины

Учеными доказано, что полимиозит появляется из-за генетической предрасположенности.
Также заболевание могут провоцировать такие факторы – хроническая инфекция, аллергические реакции на лекарство – крапивница, дерматит и т.д.

Симптомы

Заболевание начинается с поражения мышц плеча и таза, затем добавляются симптомы поражения сердца, легких, ЖКТ, а у 15% пациентов еще и суставной синдром.
Мышечный синдром – боли в мышцах при движении, прикосновении и даже в состоянии покоя, мышечная слабость, уплотнение мышц, отечность. Со временем происходит атрофия мышц, контрактура, кальциноз.
Иногда страдает и гладкая мускулатура, например мышцы гортани и пищевод. Человеку трудно глотать пищу, происходит расстройство речи, лицо приобретает вид маски, т.е. обездвиживается мимика. В отдельных случаях возникает птоз верхнего века, косоглазие, диплопия.

Снижение двигательной активности – больной не в состоянии встать и даже сесть, поднять руку, держать в руке ложку, оторвать голову от кровати и т.п.
Суставной синдром – покраснение, отек суставов, ограничение движения, а также боль в суставах. Чаще всего страдают суставы запястья и кисти, реже – локтевой, коленный и голеностопный суставы.
Синдром поражения внутренних органов – кишечная непроходимость, понос или запор, анорексия, боли в животе; пневмония, синдром Рейно, миокардит, симптомы сердечной недостаточности.

Диагностика

Диагностика полимиозита включает консультации ревматолога и смежных специалистов, лабораторные исследования, электромиографию, биопсию мышечной ткани, обследование соматических органов (ЭКГ, УЗИ, рентгенографию).
Большую диагностическую ценность при полимиозите представляет собой гистологическое исследование мышечных волокон, для получения которого проводится биопсия мышц. Забор материала чаще производят из участка двуглавой мышцы плеча, бицепса или квадрицепса. Гистологическое исследование выявляет характерное для полимиозита наличие в мышечной ткани полостей (вакуолей), дегенерацию и некроз мышечных волокон, лимфоцитарную инфильтрацию мышечной ткани и стенок проходящих в ней сосудов.

Лечение

Лечение полимиозита, как правило, длительное. Обычно терапия начинается с курсового применения препаратов-кортикостероидов. При остром течении назначают высокие дозировки Преднизолона (по 50-100 мг ежедневно). В дальнейшем, при постепенной нормализации активности ферментов, дозировку постепенно снижают.
Эффективность лечения определяется клиническими наблюдениями, полученными результатами исследования ферментов, а также гистологическими данными.
Помимо преднизолона также используют другие гормональные лекарственные средства. Однако при их применении следует учитывать, что гормоны сами по себе могут спровоцировать развитие миопатии.
Если через месяц терапии с применением глюкокортикоидов нет необходимых результатов, лечение дополняют препаратами – иммунодепрессантами.

Встречают по одёжке – и по осанке тоже. Расправленные плечи добавляют нам грациозности и уверенности в себе, но оказывается, ровная спина – это результат не только привычки, но и эмоционального состояния человека в определённый момент. Разбираемся, как формируется осанка и что можно сделать, чтобы перестать сутулиться.

Система цигун: простые позы для похудения и укрепления здоровья Благодаря этим практикам китайский врач смог избавиться от неизлечимых болезней.

Контроль эмоций

Остеопат Владимир Животов в блоге для журнала Marie Claire рассказал о причинах формирования осанки, а также походки и позы. Эмоции отражаются не только на лице, но и на теле человека. В случае стресса или другой неприятной ситуации человек, сам того не замечая, зажимается – плечи опускаются или наоборот, неестественно поднимаются, спина горбится, голова наклоняется вперёд. И наоборот, вид преисполненного радости человека кричит о его счастье: он распрямляется, голова тянется вверх. Поэтому одно из основных правил в борьбе за красивую осанку – стараться искать положительные моменты в любой ситуации.

Фото: istockphoto.com

Комфорт против внешнего вида

Если не брать в расчёт эмоции, которые в мгновение ока могут превратить вас в Квазимодо, искривление осанки происходит от того, что такое положение становится максимально комфортным и естественным для организма.

«Если мы видим, например, сидящего в транспорте мужчину, который каким-то причудливым образом переплетает свои руки или ноги или принимает несколько неестественную на наш взгляд позу, мы должны понимать: для него это положение наиболее удобно, так его мышцы лучше всего разгружаются. Поэтому говорить о том, что осанка находится целиком и полностью под произвольным контролем нашего сознания, я бы не стал», — пишет Животов.

Враги красивой осанки. Три привычки, которые портят внешний вид Мы совершаем эти ошибки ежедневно, не догадываясь, как они влияют на спину.

Сутулость – не приговор

Тем не менее есть способы заставить себя держать спину ровнее. Конечно, можно банально «натренироваться», но лучше всего дополнительно к этому создать правильные условия. Следующие простые советы помогут вам вернуть красивую осанку.

Фото: istockphoto.com

Тренируйтесь и растягивайтесь

Уделяйте внимание физической нагрузке, ведь дряблым, не проработанным мышцам тяжело держать спину прямо. Особенное внимание надо уделять прямым и косым мышцам живота, ягодиц, широчайшим мышцам спины, поясницы и бёдер. Также надо тренировать растяжку – упражнения на гибкость помогут снять напряжение со спины и шеи.

Создайте комфортные условия для сна

Ещё один важный совет Животова касается спального места. «Идеально подобранные подушки и матрас помогут мышцам лучше восстанавливаться в течение ночи, и, благодаря вашему хорошему состоянию, телу будет значительно легче держаться прямо», — говорит остеопат.

«Произошла магия!» Что случится с позвоночником, если целый месяц спать на полу Но врачи такой экстрим не одобряют.

Организуйте рабочее место

Грамотно организованное рабочее место – один из факторов успеха в борьбе с сутулостью. Удобно ли вам сидеть за компьютером? Чтобы было удобно, нужно следовать нескольким правилам.

  • Отрегулируйте кресло по высоте так, чтобы высота стола стала максимально комфортной для работы. При этом будет идеально, если колени при сидении будут на уровне или чуть выше бедёр. В противном случае они будут тянуть за собой всё тело и спина начнёт быстро уставать. Спинка стула должна быть наклонена чуть вперёд.
  • Поставьте монитор на расстояние вытянутой руки так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Так вы избавитесь от надобности наклоняться вперёд к монитору и не будете создавать лишнюю нагрузку на спину.

Фото: istockphoto.com

Делайте перерывы

Возьмите в привычку делать короткие перерывы в работе каждые 45-60 минут, иначе ваше тело будет получать излишнюю нагрузку, устанет к концу дня и начнёт непроизвольно сутулиться.

Смотрите в зеркало

Не проходите мимо зеркал – один вид вашей сутулой спины заставит вас расправить плечи. Отведите голову назад, спину держите прямо, втяните живот, плечи – назад и вниз. Такое положение может показаться непривычным, но выглядит гораздо лучше, чем горб.

Трансформация: что мешает вашему телу стать красивым? Упражнения, которыми вы пренебрегаете. А зря.

Поставьте на место голову

Красивая осанка во многом зависит от положения головы. Только вы опускаете голову, как за ней вниз тянутся и плечи, и спина. Чтобы понять правильное положение, достаточно встать вплотную к стене, касаясь поверхности затылком, лопатками, ягодицами и икрами. Постойте так немного и запомните свою позу. Отойдите от стены и походите, не меняя положения тела. Запомнили? Теперь почаще напоминайте себе, как надо правильно держать голову и спину – мышцы вспомнят ваш эксперимент и займут нужное положение.
Есть и другие способы – представить, что вы держите на голове увесистый том «Войны и мира», например. Или что ваши лопатки склеены скотчем.

Фото: istockphoto.com

Идите на уловки

Телеведущие новостей идут на простую уловку, чтобы ненароком не ссутулиться в кадре – они садятся на краешек стула. Таким образом, тело вынуждено постоянно балансировать, а значит, держать спину прямо.
Другой вариант похож на рисунки, по которым первоклашек учат правильно сидеть за партой. Одна нога – под стулом, другая вытянута вперёд. Такое положение поможет сохранять равновесие и не сутулиться.

Копируйте кошек

Владельцы кошек и собак знают, как сладко потягиваются их любимцы после сна. Братья наши меньшие делают это не просто так – мышцы устают долго находиться в одном положении. И нам, людям, полезно потягиваться не только по утрам, но и каждый раз, когда мы встаём со стула.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *