Ребенок много разговаривает


Екатерина Ушахина

Ребенку полтора, два, а то и три года. «Когда же он заговорит?» — озадаченно спрашивает мама, а подразумевает: «…заговорит как взрослый».

Под словами «ребенок не говорит» каждая мама подразумевает свое. Одни первый лепет малыша «мамама» считают словом «мама», другие называют неговорящим ребенка, который активно использует звукоподражания и простые короткие слова. Очень часто родители ожидают от детей намного больше, чем нужно.

Всему свое время

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит.

Без паники!

Известный логопед и дефектолог Евгения Ершова написала книгу «Без паники!», которая поможет разобраться в том, как развивается речь вашего ребенка.

Эта книга поможет вам:

— перестать волноваться, когда действительно нет повода;

— развивать речь ребенка, но не подталкивать его, опережая естественный ход событий;

— не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие;

— а если что-то действительно идет не так — собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.

Причины разговорчивости

Возможных причин такого поведения может быть несколько, самая простая и банальная — нехватка внимания. Возможно, мама или папа проводят слишком много времени на работе и не успевают в полной мере пообщаться со своим ребенком. Тогда он начинает выражать все свои эмоции в те недолгие промежутки времени, пока родители находятся рядом.

Но есть и случаи когда у детей изначально такой склад характера — вербальный тип или оральный тип вектора, постоянно требующий внимания и ласки, чтобы их пожалели, поговорили с ними. Таких детей обязательно нужно выслушивать, даже если вам кажется, что они говорят несуразные вещи.

Даже если такие детки рано начали разговаривать, зачастую их речь не всегда получается идеальной. Как правило, они спешат, сбиваются и «глотают» слова. В таком случае нужно обязательно исправлять ситуацию с логопедом или самостоятельно заниматься улучшением речи, чтобы она была осмысленной, грамотной и не торопливой.

Нужно ли заставить помолчать?

Подчас родителям болтливых детей приходиться очень нелегко и под вечер уши буквально «сворачиваются в трубочку». Как же быть, ведь ваше чадо растет и развивается, выражая свои мысли и логические рассуждения. Но иногда становится просто не возможно без перерыва слушать болтовню и тут мы начинаем просить помолчать или заняться каким-нибудь спокойным занятием, например просмотром мультиков. Это не так просто как кажется на первый взгляд, потому что порой запретить болтать бывает сложней, чем слушать постоянный говор.

Мы подобрали несколько веселых детских игр в «молчанку», на случай экстренного спасения родительских ушей. Для большей заинтересованности и мотивации помолчать, придумайте заманчивый вкусный приз для победителя и 5-10 минут тишины вам обеспечены. Кто первый проговорится или даже засмеется, тот и проиграл. Тут подойдет даже самая простая и всем известная поговорка: «Кто скажет слово, того съела корова». Или варианты посложней:

Чок, чок, чок,
В огороде кабачок, отлежал себе бочок.

А кто заговорит —
Тому в лоб щелчок!

И еще одна очень интересная игра для развития самоконтроля, требует концентрации внимания и вдумчивости даже от взрослых.

Расскажите такую историю: в стране «Тилимилитрямдия» все наоборот, когда хотят сказать «нет» кивают, а когда говорят «да» мотают головой из стороны в сторону. Участнику нельзя разговаривать, все ответы только махом головы. Затем задаете различные вопросы, стараясь запутать, например:

-Сейчас лето?

Кивок

-А если лето, зачем ты шапку на улицу одеваешь, тебе холодно?

Кивок

И т.д.

Где граница?

У ребёнка-«говоруна» ещё не очень сформированы личные границы, он не знает, что его, что не его. Родители легко вторгаются в его жизнь и его тело, и действиями — например, моют в ванной, помогают в туалете, и словами. Например, говорят — и часто непрерывно — что ребёнку нужно делать в каждый момент времени: не сиди, читай, ешь, иди, говори, стой, сиди ровно. То есть ребенок привык, что в него вторгаются с помощью непрерывного словесного потока, и делает ровно то же самое с членами семьи. Да, конечно, это нормально — помогать маленькому ребёнку во всем, и самим какое-то время говорить, как радиоприёмник, когда вы учите его разговаривать. Но постепенно, по мере взросления, родители делают мысленный шаг назад, предоставляя ребёнку все больше и больше самостоятельности и отдельного пространства, и он учится делать то же самое со взрослыми в семье и вне семьи. Учится оставлять их на некоторое время с их делами, чтобы реализовать свои интересные идеи.

Иногда много болтающий ребёнок «забалтывает» свои настоящие переживания и секреты. Не желая рассказывать о чём-то, он говорит обо всем на свете, вьёт петли, как заяц, запутывая следы, или птица, уводящая от гнезда. Иногда делает это сознательно (обычно в возрасте старше 6−7 лет) — тогда это может выглядеть так, как будто он врет, сочиняет разную белиберду. А иногда неосознанно, и даже сам толком не знает, что он скрывает, для него важно не приближаться к пугающим темам. В таких случаях стоит подумать, а что на самом деле так сильно может его волновать и пугать, попытаться аккуратно обсудить это с ребёнком или показать его детскому психологу. Потому что за скрытыми переживаниями часто начинают образовываться разные невротические симптомы, которые помогают психике прятать страшное подальше.

Как развивается речь?

Практически каждая минута, проведенная родителями вместе с малышом, улучшает его речь. Это может быть неочевидно: приготовили горячую кашу — и ребенку пришлось дуть на нее; угостили черешней — и малыш выплевывает косточки сам; играете в футбол — и он радостно кричит «гол!»; читаете книгу перед сном… Казалось бы, всё это обычные, рутинные дела. Но именно они развивают речь ребенка без особых усилий. Другими словами, для развития речи ребенка достаточно день за днем любить ребенка, проводить с ним время: играть, наблюдать и общаться.

Как же определить, своевременно ли развивается речь вашего крохи и стоит ли обращаться к специалистам?

К логопеду в два года:

— если не понимает речь взрослого;

— если не произносит никаких звуков;

— если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

— если речевой дневник завели, а записать в него нечего.

К логопеду в три года:

— если не строит предложения;

— если говорит на своем языке;

— если «каша» во рту;

— если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Три года — тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

Таблица появления звуков в речи малыша. Таблица из книги

Что делать, чтобы помочь развитию речи?

1. Развиваем артикуляцию

Вот так можно заниматься с ребенком каждый день.

— облизывать мороженое, замороженный йогурт или фруктовый лед (холод дает

ребенку возможность лучше почувствовать язык, а форма и размер мороженого заставляют язык подстраиваться и менять форму);

— выплевывать косточки от арбуза или черешни;

— перекатывать карамельку, мармелад, чернослив, курагу во рту;

— есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;

— кусать сочную грушу или персик так, чтобы не испачкаться соком;

— грызть морковку или большое яблоко;

Во время еды тренируются все органы, участвующие в речи. Источник

— облизывать ложку с чем-то вкусным (фруктовое пюре, сладкий творожок, мед, варенье) или дно тарелки кончиком языка;

— выловить ложкой все фрикадельки из супа;

— есть вилкой только макароны определенной формы;

— палочками достать весь изюм из каши;

— чистить зубы и полоскать рот;

— поцелую обычные и воздушные: во время поцелуя работают мышцы губ, а когда мы отправляем воздушный поцелуй, то тренируем и дыхание.

Даже просто облизывая мороженое, ребенок развивает артикуляцию. Источник

2. Развиваем дыхание

Дыхание — важный компонент речи. Однако для речи нужен особый тип дыхания, он так и называется: «речевое дыхание». Речевое дыхание заключается в том, что вдох делается через нос (набираем воздух, чтобы говорить), а выдох — через рот (произносим звуки и выдыхаем при этом).

Существует множество упражнений на дыхание:

— дуть на горячую еду, дуть в свисток или свистульки;

— задувать свечи на торте;

— дуть в трубочку в стакане с водой. Не пить, а дуть в нее так, чтобы вода бурлила;

— дуть на руки. Продемонстрируйте, как дуть на них теплым воздухом, чтобы они согрелись. Покажите разницу между теплым выдохом и холодным. Теплый воздух получается, если выдыхаем со звуком х-х-х, а холодный — когда дуем через губы, сложенные трубочкой;

— подышать на зеркало, чтобы оно запотело, и нарисовать улыбающуюся рожицу; — сдувать перышки с ладошек;

— не проходить мимо одуванчиков;

— играть с мыльными пузырями.

Все это с самого раннего возраста тренирует дыхание, а значит, в дальнейшем поможет говорить более плавно, выговаривать длинные фразы, произносить сложные звуки с, ш, р.

Любимые детьми игры тренируют дыхание и способствуют формированию речи. Источник

3. Развиваем слух

Тренировка слухового внимания и восприятия также нужна для развития речи, это помогает научиться отделять одни звуки от других.

Все звуки делятся на НЕРЕЧЕВЫЕ (звон, грохот, шуршание) и РЕЧЕВЫЕ (звуки, которые мы произносим).

Обратите внимание, как слышит и слушает ваш ребенок:

— реагирует на громкие и тихие звуки (звук дрели в соседней квартире, писк комара, шум воды в ванной);

— может ли по звуку догадаться, что случилось (открылась входная дверь, упала ложка на кухне);

— хорошо понимает речь, выполняет просьбы, даже если не видит собеседника;

— умеет говорить шепотом и различает, что сказали шепотом ему.

Обращайте внимание ребенка на звуки, которые его окружают. Источник

Привлекайте внимание ребенка к звукам, которые вас окружают, учите его узнавать и различать их

— погремушки тихие и громкие;

— стук по столу и в дверь;

— шуршание пакета и бумаги;

— звон колокольчика и монет и др.

Постоянно называйте малышу различные звуки и наблюдайте за его слуховой реакцией (кто-то стучит в дверь — «тук-тук», колокольчик звенит — «динь-дон» и т. п.). Так вы не только развиваете у своего ребенка фонетический слух, но и готовите его к появлению первых звукоподражательных слов.

4. Зрительный контакт и понимание речи

Для развития речи необходимо, чтобы малыш наблюдал за вашей мимикой и жестами, смотрел вам в глаза. Один из способов наладить зрительный контакт с неговорящими малышами — накрасить губы яркой помадой, чтобы привлечь внимание к артикуляции.

Только с общения глаза в глаза начинается речевое развитие малыша — задолго до того, как появляется сама речь.

Еще до появления первых слов ребенка вы заметите, что он понимает вашу речь. Малыш поворачивается в сторону предмета, о котором вы говорите. Может взять или принести то, что вы попросите.

Понимание речи поначалу носит ситуативный характер. Ребенок ориентируется не только на слово, но и на интонацию, жесты, привычную обстановку. Ближе к двум годам ребенок уже понимает фразы и просьбы без жестовых подсказок.

Упражения

1. «Что вижу, то пою». Следите за взглядом ребенка, а потом озвучивайте то, что привлекает его внимание. Говорите не быстро, чуть нараспев.

Не используйте уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Ребенок легче воспримет и быстрее повторит короткие слова. Сравните, что проще и быстрее произнести: дом или домик, каша или кашка.

2. «Что слышу, о том и говорю». Ребенок обращает внимание не только на предметы, он очень внимательно изучает и звуки. Называйте предметы, которые привлекли его внимание, и произносите звуки, которые эти предметы издают.

3. Ритмические игры: потешки, стихи, песенки. Распечатайте несколько потешек и развесьте по всей квартире. Читайте их или заучивайте наизусть. Потешки — это не только стихи, но и игры с ребенком, которые сопровождаются движениями его ручек и ножек, массажем.

Песенки, потешки и игры с музыкальными инструментами очень полезны для развития речи. Источник

Все время, которое вы проводите с малышом, нужно посвятить его развитию. Так, игры и даже обычные рутинные дела способствуют речевому развитию ребенка. Двигательные умения, хорошая артикуляция и правильное дыхание, развитый слух, зрительный контакт и понимание — все это предпосылки к полноценной и сформированной речи вашего ребенка и, следовательно, к появлению у него первых слов и фраз.

По материалам книги «Без паники!».
Обложка поста отсюда.

Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Знаешь, ты болтаешь во сне

Мы с мужем впервые повели нашего сына на фильм в формате 3D. По огромному киноэкрану бродили динозавры размером с высотный дом, рычали и махали своими многометровыми хвостами, то и дело норовя засветить нам по носу. Во всяком случае, иллюзия опасной близости к этим ископаемым была полная. Даже мы, взрослые, зажмуривались и инстинктивно отшатывались, чтобы кинозверюшки нас случайно не задели. А Мишка визжал от восторга! Домой он вернулся перевозбужденный и прямо за ужином стал клевать носом. Отец перенес дремлющего сына в детскую, и через четверть часа туда зашла я. Села на краешек Мишуткиной кровати и вдруг услышала, что сын во сне что-то бормочет. Что именно, было не разобрать, лишь одно слово «тиранозавр» прозвучало очень четко. Поговорив так минут пять, мой герой затих и мирно засопел. Я еще немного посидела с ним рядом и тихо вышла из комнаты.

Днем и ночью

Природа этого феномена наукой пока не выяснена, хотя ученые полагают, что говорение во сне связано со стрессом, пережитым днем в реальной жизни. Кстати, этот стресс может быть как негативным переживанием, так и вполне положительной, только очень яркой и мощной эмоцией. У человека, который накануне получил порцию такого сильного физического или психического напряжения, во время сна возбуждается кора головного мозга, а именно центры, отвечающие за речевые функции, в результате чего язык у спящего развязывается. А учитывая тот факт, что нервная система у ребенка менее зрелая, чем у взрослого, а реакция на любые сильные впечатления более острая, то становится понятно, почему частота сноговорения у детей особенно высокая. Впрочем, врачи не признают эпизодические бормотания по ночам, вызванные перевозбуждением нервной системы или физической усталостью, чем-то ненормальным.

А еще бывает, что лепетать во сне начинают дети, которые недавно приступили к изучению иностранных языков. И в этом случае они произносят слова и фразы не на родном наречии, а на том языке, с которым начали знакомиться. И это тоже не патология, а просто эхо от освоения нового опыта.

Глазки закрывай, баю-бай

Но сноговорение может возникать и без видимого повода. Ученые предполагают, что, бормоча во сне, некоторые дети таким образом себя попросту баюкают. В этом случае издаваемые ими звуки являются своеобразной компенсаторной реакцией, которая помогает им легче перейти от одной фазы сна к другой: то есть от быстрой к медленной и наоборот. Сомнологи (ученые, занимающиеся проблемами сна) заметили, что, несмотря на то что эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще они случаются во время неглубокого, медленного сна (1-я и 2-я стадии). То есть у людей обычно развязывается язык, когда сон еще поверхностный, неглубокий. Этот период длится всего-то 3–4 минуты, но за это время человек успевает погрузиться в более глубокий, восстанавливающий силы сон. Поэтому, если малыш, засыпая, начинает произносить какие-то слова или фразы, но вскоре умолкает и спокойно спит всю ночь, а, просыпаясь, не обнаруживает ни излишней нервозности, истеричности, ни, наоборот, заторможенности и вялости, то и беспокоиться не о чем.

Все, что нужно в этом случае предпринять родителям, – проследить, чтобы вечером дома была спокойная обстановка, чтобы ребенок на ночь не смотрел телевизор и не играл в компьютерные игры. В детской комнате ночью должно быть прохладно – духота способствует появлению сноговорения. И обязательно следует как можно больше времени проводить на свежем воздухе, прогулки с ребенком должны длиться не меньше трех часов в день.

Пора к врачу!

Если же помимо сноговорения у ребенка имеются вышеуказанные или какие-то другие неврологические симптомы (например, энурез, лунатизм, бруксизм (скрежетание зубами), приступы удушья, слюнотечение, ночные кошмары и т. д.), то медлить с визитом к неврологу не следует. Кстати, к беседе надо как следует подготовиться. Врач обязательно поинтересуется следующими обстоятельствами:

— как часто происходит сноговорение и разборчива ли речь ребенка во сне (обычно четкая речь бывает у людей в начальной стадии сна, а во время неполного пробуждения отмечается бессвязное бормотание);
— произносит ли ребенок за ночь лишь несколько слов или фраз или может говорить часами без остановки;
— нет ли в его ночных повествованиях зацикленности на какой-то одной теме и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *