Процесс образования грудного молока

Анатомия молочной железы.

Молочные железы по своему происхождению представляют видоизмененные кожные потовые железы. Но по своему функциональному значению они относятся к женской репродуктивной системе, так как обеспечивают первоначальное питание ребенка немедленно после рождения, когда прекращается получение им питательных веществ через плацентарную кровь.

У половозрелой женщины каждая молочная железа состоит из 15 – 20 отдельных железок, разделенных прослойками соединительной и жировой ткани. Размер груди определяется развитием в ней жировой ткани и не влияет на количество производимого молока. Железки по своему строению являются альвеолярными и их выводные протоки открываются на вершине соска.

Сосок представляет собой утолщение кожи, он сильно пигментирован. В области ареолы располагается множество нервных окончаний, обилие которых связано с тем, что выделение молока обусловлено рефлексом на раздражение этих окончаний актом сосания. Там же располагаются также железы Монтгомери, выделяющие бактерицидный секрет, по запаху напоминающий околоплодные воды. Отсюда следует, что частое мытье сосков, особенно с мылом ведет к нарушению защитного бактерицидного слоя и способствует возникновению трещин и гнойных процессов. Кроме этого, ребенок теряет обонятельный ориентир в процессе поиска соска.

Рассмотрим строение молочной железы от соска к альвеолам. Как мы уже отметили, на вершине соска открываются выводные протоки, которые переходят в молочные синусы, служащие резервуарами, где накапливается молоко, продуцируемое в альвеолах. В молочные синусы впадают многочисленные ветвящиеся и анастомозирующие молочные протоки, заканчивающиеся до наступления лактации тонкими слепыми трубочками – альвеолярными молочными ходами, которые во время беременности и лактации дают начало множеству альвеол. В железистых клетках альвеол (лактоцитах) происходит синтез молока.

Анатомия грудной железы

Выработка молока при помощи рефлексов и гормонов

Лактация – синтез молока молочной железой.

Регуляция деятельности молочной железы осуществляется в результате действия гормонов и рефлексов. Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, и грудь увеличивается в размерах. Сразу же после родов гормоны заставляют грудь начинать вырабатывать молоко. Во время сосания ребенком груди два рефлекса стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время.

Основные гормоны, принимающие участие в лактации – аденогипофизарный пролактин, который стимулирует железистые клетки альвеол (лактоциты) к биосинтезу молока и окситоцин – гипоталамический нейрогормон, под влиянием которого происходит выброс молока из млечных ходов.

Гипоталамус является высшим центром эндокринных функций. Он объединяет эндокринные механизмы регуляции с нервными. Субстратом объединения нервной и эндокринной систем служат нейросекреторные клетки, которые у высших позвоночных и человека располагаются в гипоталамусе.

Пролактин — гормон, стимулирующий выработку молока.

Каждый раз во время сосания ребенком груди происходит стимуляция нервных окончаний соска. Эти нервы посылают сигнал в переднюю часть гипофизарной железы, вырабатывающей пролактин. Пролактин начинает работать после того, как ребенок пососет грудь и стимулирует синтез молока для следующего кормления.

Процесс сосания ребенком груди заставляет ее вырабатывать молоко.

Эти процессы, от стимуляции соска до секреции молока, называются рефлексом секреции молока или рефлексом пролактина.

Гипофизарная железа выделяет больше пролактина в ночное время, чем в дневное, поэтому ночное кормление особенно помогает поддерживать исправное поступление молока.

Рефлекс пролактина или рефлекс секреции молока.

Поступление и требование.

Очень важно понять влияние сосания груди на выработку молока. Чем больше ребенок сосет грудь, тем больше молока она производит, и наоборот, чем меньше ребенок сосет, тем меньше молоко производит грудь.

Если же ребенок перестает сосать совсем или так и не начнет, молоко в груди перестанет вырабатываться. Если у матери близнецы, и она кормит их обоих, в ее груди будет вырабатываться прекрасное молоко, в количестве, необходимом обоим детям.

Это явление называется поступление и требование. В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ это сделать – это кормить ребенка грудью дольше и чаще. Не нужно стараться «сохранить» свое молоко – это приведет только к тому, что грудь будет вырабатывать меньшее количество молока. Давление остатков молока на клетки молочной железы снижает секрецию.

Более долгое и частое кормление приводит к увеличению количества молока.

Пролактин и другие родственные ему гормоны подавляют активность яичников. Таким образом, кормление грудью задерживает возвращение менструации и способности к деторождению.

Окситоцин – гормон, способствующий выделению молока.

При взгляде на кормящую женщину иногда можно увидеть тоненькие струйки молока, вытекающие из соска. Это называется выделением молока. Молоко выбрасывается маленькими мышечными клетками, располагающимися вокруг грудной железы, которые сокращаясь, повышают изнутри давление на молоко.

Давление заставляет молоко течь по протокам к млечному синусу, а иногда и протекать через сосок.

Мышечные клетки заставляет сокращаться гормон окситоцин. Многие женщины в начале каждого кормления чувствуют покалывание или «распирание» груди. Это – сигнал того, что молоко начинает прибывать. Окситоцин, также как и пролактин, вырабатывается во время сосания ребенком груди и стимуляции чувствительных нервных окончаний ареолы. Окситоцин вырабатывается гипоталамусом и током крови попадает в молочную железу. Окситоцин действует во время сосания ребенком груди и заставляет молоко выбрасываться из груди во время данного кормления.

Рефлекс окситоцина или рефлекс выделения молока.

Данные процессы представляют собой рефлекс выделения молока или рефлекс окситоцина. Ребенок не может получить достаточное количество молока из груди просто в процессе сосания. В этом ему должен помочь рефлекс окситоцина. Если рефлекс не срабатывает, ребенок может недополучать молока.

Что может воздействовать на проявление рефлекса окситоцина?

Рефлекс окситоцина – более сложен, чем рефлекс пролактина. На него могут оказывать влияние мысли, эмоции и чувства матери. Обычно ее чувства помогают рефлексу, но иногда они и препятствуют его проявлению.

Если мать с любовью думает о своем ребенке или слышит его плач, ее гипоталамус вырабатывает окситоцин. В этом случае она чувствует «распирание» в груди, и при этом молоко может самопроизвольно вытекать из груди.

Мешать женщине в проявлении рефлекса выделения молока могут из одно из следующих эмоций:

  • если она испытывает беспокойство или страх;
  • если она испытывает боль, особенно если эту боль ей доставляет кормление грудью (например, в случае, когда ребенок неправильно берет грудь);
  • если мать находится в смущении или замешательстве.

Таким образом, если женщина испытывает положительные эмоции, если она уверена, что может кормить грудью, то молоко у нее прибывает хорошо. Если же она сомневается в своей способности выкормить ребенка грудью, ее волнения могут остановить процесс пребывания молока.

Окситоцин заставляет матку сокращаться, что способствует рождению плаценты. Кормление грудью может помочь остановить кровотечение сразу же после родов, а также оно сокращает длительность послеродовых выделений. Недавно родившая мать может чувствовать сокращения матки во время кормления грудью. Боль может быть интенсивной, но это нормальное явление, которое скоро пройдет.

Как ребенок сосет грудь?

Новорожденному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему питаться.

Рефлекс захватывания

Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Когда сосок касается рта ребенка, он его открывает и пытается найти сосок.

Сосательный рефлекс

Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, касается его неба, он начинает сосать.

Сосательный рефлекс может быть очень сильным в первые часы жизни ребенка.

Глотательный рефлекс

Когда рот ребенка заполняется молоком, он его глотает.

Следует обратить внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ребенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако, нет рефлекса, помогающего ребенку удерживать во рту грудь. Как раз этому он должен научиться, в чем ему и требуется помощь матери.

Рассмотрим процесс сосания груди как два действия:

  1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу и участок груди, расположенный ниже, под которым располагается млечный синус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значительно длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». В момент, когда ребенок только что отпустил грудь, можно увидеть, как она вытянулась.
  2. Прижатие вытянутой ареолы языком к небу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, похожая на перистальтику. Волна «выжимает» молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать не поперхиваясь. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь подобно эффекту банок.

Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык надавливал на млечный синус.

Иногда ребенок не может сделать достаточно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует научиться правильно это делать.

Окончание кормления регламентирует ребенок. Нет нужды прерывать кормление через определенный промежуток времени или отнимать у ребенка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые «сосуны», а другие наоборот. Предоставьте ребенку возможность самому решать, когда прекращать кормление.

Кормление в неправильном положении

Бывает, что ребенок не захватывает грудь в достаточной степени и сосет в основном сосок. Это явление называется «сосковым сосанием» и служит частой причиной проблем грудного вскармливания.

Если ребенок неправильно сосет грудь:

  1. Мать может испытывать боль. Ребенок втягивает сосок неправильно и натирает его нежную кожу. Если это вовремя не исправить, может образоваться травма соска – трещины, которые могут нагноиться и стать причиной мастита.
  2. Молоко не вытекает должным образом. Ребенок недостаточно надавливает языком на млечный синус, поэтому молоко из груди не вытекает.
  3. Ребенок может проявлять беспокойство. Ребенок может нервничать и требовать частого кормления или же отказаться от еды вообще. У матери может сложиться впечатление, что у нее не хватает молока.

Таким образом, неправильное положение при кормлении грудью может стать причиной:

  • воспаления и трещин сосков;
  • недостаточного поступления молока и медленного роста ребенка;
  • неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть;
  • нагрубания груди.

Если у Вас возникло сомнение в правильности прикладывания ребенка к груди, не затягивайте с этой проблемой, не надо дожидаться осложнений. На помощь всегда готовы придти наши опытные специалисты, которые не ограничены по времени для проведения консультации на дому. Помимо практической помощи Вы получите ответы на все интересующие вопросы по кормлению и уходу за детьми раннего возраста.

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении:

  • ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней;
  • подбородок ребенка прикасается к груди;
  • рот ребенка широко открыт;
  • нижняя губа вывернута наружу;
  • над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой;
  • заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения;
  • ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения;
  • мать не испытывает боль в области сосков;
  • слышно, как ребенок глотает молоко.

Краткие сообщения

М.В. Гмошинская

НИИ питания РАМН, Москва, Российская Федерация

Факторы, влияющие на лактацию

Контактная информация:

Все факторы, влияющие на лактацию, можно разделить на 4 группы: организационные, медицинские, психологические и социальные. Среди последних большое значение имеет поддержка в семье, решение социальных проблем семьи, создание комфортных условий для кормления ребенка, психологическое состояние матери, ее умение расслабиться во время кормления. Сформированное чувство материнства и выработанная доминанта лактации во время беременности, понимание важности грудного вскармливания в семье и обществе, создание комфортных условий для кормления ребенка в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства, на втором этапе выхаживания, в домашних условиях способствуют сохранению грудного вскармливания.

Ключевые слова: лактация, стресс, доминанта лактации.

(Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (2): 139-141)

Грудное вскармливание имеет не только нутритивное, но и большое психологическое значение, оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды. Интерес к грудному вскармливанию проявляют ученые многих стран мира. Основной причиной прекращения грудного вскармливания, по данным отечественных исследователей, является снижение интенсивности лактации, играющее лидирующую роль на всех сроках прекращения кормления грудью и составляющее 70% от всех причин . Сходные данные были получены в ходе исследования, проведенного в 2011 г. компанией Philips в 7 странах мира: 40% из 3944 матерей сообщили, что основной причиной, по которой они прекратили кормление грудью, является недостаток молока . Следует подчеркнуть, что зарубежные исследователи получили аналогичные данные и при анализе основных причин прекращения грудного вскармливания. По нашим данным, отказ ребенка от грудного вскармливания возрастал пропорционально возрасту ребенка: от 8% в возрасте до 3 мес до 22% в возрасте 6-12 мес; по данным зарубежных исследователей — 14 и 24%, соответственно.

Однако распространенность и продолжительность грудного вскармливания — процесс управляемый, определяющийся, с одной стороны, психологической

готовностью беременной к материнству и грудному вскармливанию на протяжении первого года жизни ребенка, с другой — поддержкой со стороны семьи и лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства. Задачей последних является создание оптимальных условий для старта лактации, и ее поддержка на протяжении первого года жизни ребенка.

Положительное влияние на распространенность и продолжительность грудного вскармливания оказывают следующие факторы.

• Организационные и медицинские:

— раннее прикладывание к груди;

— совместное пребывание в роддоме;

— вскармливание с первого дня жизни ребенка;

— отсутствие родостимуляции, предлактационных кормлений;

— обоснованное назначение заменителей женского молока (при подтвержденной гипогалактии или наличии противопоказаний к грудному вскармливанию со стороны матери или ребенка);

— знание медицинскими работниками способов стимуляции лактации;

— помощь со стороны медперсонала лечебнопрофилактических учреждений родовспоможения и детства.

M.V. Gmoshinskaya

Scientific Research Institute of Nutrition, of RAMS, Moscow, Russian Federation

Factors Influencing on Lactation

Key words: lactation, stress, lactation dominant.

(Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2013; 12 (2): 139-141)

Краткие сообщения

• Психологические и социальные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сформированная доминанта материнства и лактации;

— знание способов стимуляции лактации, техники и практики грудного вскармливания;

— поддержка в семье, решение социальных проблем семьи.

Какие бы условия для осуществления грудного вскармливания не были созданы, без желания матери кормить ребенка оно невозможно. Опрос московских беременных (2012) показал, что все они планируют кормить грудью. По результатам работы, выполненной зарубежными исследователями, этот порог составляет 94% матерей. Однако, к сожалению, к 6 мес жизни ребенка кормление прекращают более 50% российских и 30% матерей за рубежом.

Несмотря на множество факторов, оказывающих влияние на распространенность и продолжительность грудного вскармливания, ведущим является психологический настрой женщины на длительную лактацию. Доминанта лактации — стойкая убежденность женщины в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания и уверенность, что она сможет кормить ребенка грудью — является составной частью доминанты беременности. Понятие доминанты лактации впервые ввел И. А. Аршавский в 60-е гг. ХХ в. В исследованиях отечественных психологов установлена корреляция между доминантами лактации и беременности, а также доминантой родов; влияние на выработку доминанты беременности возраста матери, эмоционального настроя на беременность.

На выработку доминанты грудного вскармливания (лактации) оказывают наиболее существенное влияние следующие факторы:

• осознание женщиной представления о грудном вскармливании как уникальном биологическом феномене, имеющем не только нутритивное, но и психологическое значение, оказывающем мощное положительное влияние на нервно-психическое развитие ребенка;

• положительное отношение окружающих к поддержке грудного вскармливания.

При ретроспективном изучении влияния роли доминанты лактации продемонстрировано, что прочно выработанная доминанта лактации, настрой матери на длительное грудное вскармливание, знание преимущества свободного вскармливания перед вскармливанием по режиму и значения исключительно грудного вскармливания в первые 4-6 мес жизни ребенка играют решающую роль в поддержке длительного грудного вскармливания. Несмотря на примерно одинаковые стартовые условия лактации, у женщин со сформированной доминантой материнства и лактации продолжительность грудного вскармливания достоверно выше. Показано, что доминанта лактации, являющаяся составной частью доминанты материнства, играет, по существу, ключевую роль в становлении и обеспечении длительной лактации, во многом превосходящую роль других рассмотренных факторов.

При этом необходимо помнить, что для успешного грудного вскармливания большое значение имеет спокойная семейная обстановка, способность женщины расслабляться — все это влияет на процесс образования и выделения молока, регулируемый пролактином и окси-тоцином. Положительные эмоции женщины, уверенность в успешном кормлении грудью, расслабленное и комфортное состояние при сцеживании молока способствуют выделению окситоцина и секреции женского молока. Напротив, стресс, дискомфорт, тревожное состояние матери могут подавлять лактацию напрямую, снижая выработку пролактина и окситоцина, косвенно действуя на определенные центры центральной нервной системы и вызывая сужение кровеносных сосудов в молочных железах, стимуляцию миоэпителиальных клеток, повышение тонуса протоков молочной железы. В результате перечисленных процессов происходит торможение молокоотдачи. Таким образом, стресс оказывает комплексное влияние на лактацию: в зависимости от его длительности подавление лактации может стать результатом снижения молокообразования или молокоотдачи .

Влияние релаксации на выделение молока было изучено в 2012 г. Yu и соавт. совместно с Philips Research Shanghai в рамках клинического исследования с участием 48 лактирующих женщин. Его результаты показали, что чем более были расслаблены матери, тем более комфортно они себя чувствовали и тем больше молока были способны выделить. Отечественными исследователями , в свою очередь, установлена взаимосвязь между комфортом при сцеживании и объемом сцеженного молока. В рамках исследования, выполненного в 2012 г. в ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, авторы проводили сравнительную оценку эффективности двух моделей молокоотсосов Philips AVENT — Classic и новой серии Natural, которая позволяет матери сцеживаться в удобной позе, не наклоняясь вперед. Было установлено, что подавляющее большинство женщин отдали свое предпочтение молокоотсосу серии Natural как по комфорту использования (90%), так и по оценке удовлетворенности комфортом для груди (83%). При этом объем сцеженного молока на 10-й и 15-й мин сцеживания при помощи молокоотсоса серии Natural был на 22-27% больше по сравнению с молокоотсосом серии Classic. Это свидетельствует о том, что новый молокоотсос позволяет женщине максимально расслабиться и осуществить сцеживание молока с наибольшей эффективностью.

Из вышесказанного очевидно, что сформированное чувство материнства и выработанная доминанта лактации во время беременности, понимание важности грудного вскармливания в семье и обществе, создание комфортных условий для кормления ребенка в лечебнопрофилактических учреждениях родовспоможения и детства, на втором этапе выхаживания, в домашних условиях способствуют сохранению грудного вскармливания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нужна ли подготовка к грудному вскармливанию?

Очень важен психологический настрой на грудное вскармливание и теоретическая подготовка к этой важной задаче материнства. Сама грудь мало нуждается в какой-либо специальной подготовке к процессу вскармливания. Ни ношение бюстгальтера, ни обливание и закаливание груди, ни растирание сосков, как предлагалось в старину, не влияют на успешность и эффективность последующего грудного вскармливания. Напротив, подобные процедуры могут вызвать дополнительные неприятности во время беременности.

Бюстгальтер

Например, ношение бюстгальтера не всегда оправдано, если у женщины небольшая грудь или очень чувствительная кожа. В том случае, когда ношение бюстгальтера вызывает неприятные ощущения, для грудного вскармливания полезнее будет, чтобы женщина совсем его не носила. Ношение бюстгальтера решает косметические и эстетические задачи — не даёт груди отвисать, поддерживает её, предохраняет большую грудь от излишних растяжек, но никак не влияет на образование молозива, а в последующем — молока.

Натирание сосков

Довольно часто можно слышать рекомендацию растирать соски грубым полотенцем. На практике выполнение этой рекомендации часто приводит к раздражению кожи сосков и образованию трещин ещё до начала кормления. Кроме того, эта процедура стимулирует выброс гормона окситоцина, который вызывает сокращения матки. И если во время кормления грудью это явление позволяет матке быстрее прийти в норму, то во время беременности подобные сокращения никак нельзя назвать полезными. Они повышают тонус беременной матки, могут спровоцировать выкидыш, а на поздних сроках — преждевременные роды. То же самое можно сказать и о любом массаже груди.

Обливания

Обливание груди холодной водой полезно только в комплексе с обливанием всего тела — как самостоятельная процедура оно бессмысленно. Многочисленные исследования не подтвердили мнение, что обливание и закаливание груди повышает лактацию.

Плоские и втянутые соски

Большое внимание уделяется плоским и втянутым соскам. Форма сосков может быть разной даже у одной и той же женщины. Плоскими считаются те соски, которые не выдаются при надавливании, не твердеют при стимуляции. Втянутые соски при раздражении наоборот «уходят» или втягиваются внутрь при сжимании ареолы. Раньше считалось, что такая форма сосков может помешать грудному вскармливанию, и женщин учили различным методам вытягивания сосков. В настоящий момент взгляды на эту проблему изменились. Считается доказанным, что ребёнок сосёт грудь, а не сосок. Сосок является лишь ориентиром, показывающим ребёнку, в каком месте нужно захватывать грудь. Поэтому форма соска не имеет решающего значения для успешности грудного вскармливания. Однако в современной практике для психологического комфорта кормящей мамы, если она убеждена, что ей необходимы какие-то дополнительные манипуляции для вытягивания втянутых или плоских сосков, могут быть использованы специальные аксессуары для грудного вскармливания — так называемые формирователи сосков. Они представляют собой пластиковые накладки, которые носят под бюстгальтером по 30 минут в день. Если будущая мама обеспокоена формой своих сосков и хочет носить такие приспособления, хотя нет показаний для их использования, пусть воспользуется такими аксессуарами — они придадут ей уверенность в том, что она сможет кормить грудью.

Тем не менее, хочется обратить внимание мам с неявно выраженными сосками на то, что малыш, который с первого дня учится сосать мамину грудь, сразу узнаёт, что у мамы именно такая грудь с особенностями, а не какая-то другая, что у неё много ареолы и что её можно отлично сосать. Ребёнок усваивает это с первых дней, и у него дальше не бывает проблем с сосанием. Если то и дело опыт сосания нарушается чем-то, кроме груди, то обучение затягивается либо становится невозможным, так как у накладки или пустышки чётко выражен сосок, ареолы нет, и ребёнок сразу учится сосать только сосок. Это приводит к так называемому сосковому кормлению, которое в меньшей степени обеспечивает дренаж груди в результате снижения эффективности сосания, тем самым увеличивая риск застоя молока, ведёт к трещинам сосков и болезненности при кормлении.

Грудь — это первый любимый объект в жизни малыша, и именно с ним он учится строить отношения. Общаясь с ребёнком, помните, что вы его первый учитель и именно вы учите его любить и жить в этом мире.

Литература

1. Джумагазиев A.A., Рожкова О.Н., Козина Т.Ф. Значение грудного вскармливания и психологического единства матери и ребёнка для его нервно-психического развития. Астраханская государственная медицинская академия. 2003.

2. Верещагина Т.Г. Михеева И.Г. Естественное вскармливание детей первого года жизни. Российское государственное медицинское училище. 2004.

3. Воронцов И.М. Диетология развития — важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии детства. Педиатрия. 1997. №3. С. 57-61.

4. Лебедев А.Г. Современная схема вскармливания детей первого года жизни — противоречия и проблемы. Педиатрия. 2002, №1. С. 52-56.

Преимущества грудного молока перед детскими смесями

Первый год жизни ребёнка — самый важный для его последующего нормального роста, психического и умственного созревания. Поскольку его развитие в этот период чрезвычайно интенсивно, дети раннего возраста особенно предрасположены к появлению проблем, связанных с неадекватным или недостаточным питанием. Ранние годы жизни — это период формирования интеллектуальных, физических и эмоциональных особенностей детей, а также становления пищевых привычек, которые во многом определяют их здоровье и пищевой статус на протяжении всей дальнейшей жизни.

Грудное вскармливание является естественной формой питания, которая была сформирована в ходе биологической эволюции человечества. Тем самым, оно уже должно быть отнесено к наиболее физиологически адекватному питанию новорождённого и грудного ребёнка. Само выживание и прогресс многих возможностей человека в значительной степени обязаны тем защитным и стимулирующим функциям, которые обеспечивались естественным вскармливанием.

Таким образом, грудное вскармливание имеет первостепенное значение, так как оно создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы ребёнок был здоров, хорошо рос и развивался.

Детские молочные смеси проигрывают в сравнении с грудным молоком по следующим причинам:

1. Молочные смеси не содержат множества защитных противоинфекционных факторов, например антител к вирусам. Чрезвычайно важно, что грудное вскармливание защищает от распространённых инфекций, а особенно от желудочно-кишечных и респираторных заболеваний. Даже в высокоблагоприятных гигиенических условиях искусственно вскармливаемые дети имеют в пять раз большую вероятность заболеть желудочно-кишечным расстройством, чем дети, находящиеся на грудном вскармливании в менее благоприятных гигиенических условиях.

2. Помимо противовирусных антител грудное молоко содержит противоаллергенные антитела. Данные антитела не могут присутствовать в молочных смесях и позволяют предупреждать такие заболевания, как бронхиальная астма и экзема.

3. Углеводный состав грудного молока представлен исключительно лактозой, в отличие от детских молочных смесей, которые обогащены другими углеводами для придания приятного вкуса. Это повышает риск нарушения обмена веществ и, как следствие, ведёт к развитию группы таких болезней, как сахарный диабет, ожирение, ранний атеросклероз и ишемическая болезнь сердца во взрослой жизни. В дополнение, процентное содержание самой лактозы в грудном молоке существенно выше, что крайне благоприятно сказывается на развитии головного мозга, так как именно лактоза при расщеплении даёт галактозу, используемую мозгом при питании.

4. Грудное молоко содержит незаменимые длинноцепочковые полиненасыщенные жирные кислоты (например, арахидоновую, линолиевую, линоленовую), которые используются для построения клеток головного мозга и клеток глаз, а потому стимулируют развитие нервной системы и предупреждают развитие болезней глаз. В то же время в смесях, которые вырабатывают из коровьего молока, присутствуют исключительно коротко- и среднецепочковые кислоты. К настоящему моменту не существует способов обогащения длинноцепочковыми кислотами даже спецсмесей, предназначенных для кормления недоношенных детей.

5. Поскольку конечные потребляемые ребёнком смеси получают в результате множества стадий обработки натуральных продуктов, включая термическую стадию, то они содержат пониженное количество антиоксидантов, связывающих свободные радикалы в организме ребёнка и снижающих вероятность образования некоторых форм детского рака.

6. Белок грудного молока представлен альбумином, максимально близким плазме крови новорожденного ребёнка, в то время как белок детских смесей (как и коровий белок) представлен казеином, который значительно сложнее всасывается, долго находится в желудке и даёт большую нагрузку на органы выведения, что провоцирует развитие заболеваний почек, переходящих в хроническое состояние.

7. Смеси всегда имеют стандартный состав. Некоторые производители формируют разный состав смесей сообразно возрасту, нумеруя их, но при этом малыш переходит от одного состава к другому скачком, в то время как грудное молоко разнится не только день ото дня в соответствии со взрослением ребёнка, но и даже в течение суток. Состав ночного грудного молока оказывает седативный эффект, улучшая детский сон, а дневного — наоборот, тонизирует. Очень важным дополнением к этому является тот факт, что состав грудного молока учитывает историю беременности кормящей матери, то есть историю жизни ребёнка ещё до рождения. Это даёт основание говорить об уникальности состава грудного молока для каждого отдельного ребёнка, чего, конечно, невозможно достигнуть при использовании смесей.

8. Исследования учёных многих стран показали, что дети, вскармливаемые грудью, имеют лучшие показатели умственного развития, что связано с определённым составом незаменимых белков в грудном молоке .

9. Сейчас считается, что в моменты естественного кормления ребёнка между ним и мамой устанавливается плотный эмоционально-психологический контакт. Тесные узы матери и младенца — предпосылка того, что у ребёнка впоследствии будут хорошие отношения с другими людьми.

10. Факт успешного кормления свидетельствует о корректном прикладывании ребёнка к груди, что обеспечивает правильный прикус и снижает риск развития неправильной формы зубов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *