Письмо для малышей

Мама, у тебя не хватает времени, чтобы со мной поиграть – ты всегда так занята и устала. Как я выросту счастливой, мама, если вижу только такой пример?

Ты часто недовольна мной, я так много делаю не так… А ведь я, я готова горы свернуть, если ты поверишь в меня. Если скажешь – милая, ты справишься, у тебя все получится, я знаю… А ты говоришь папе или подругам – как же она будет после школы, она же не умеет о себе позаботиться…

Папа, ты почти не общаешься со мной, только дежурные — как твои дела, и что было в школе. Папа, а тебе интересна я? Интересно, что мне нравится, а что нет, интересно, с кем я дружу и в кого влюблена?

Вы часто говорите, какой хотите меня видеть. А знаете ли Вы, какая я на самом деле? Я не знаю…потому что очень стараюсь быть такой, какой Вы хотите меня видеть, потому что боюсь потерять вашу любовь…

Вы не понимаете это…

Не понимаете, почему я хочу собаку. Нет, не для того, чтобы гулять во дворе с ней вместе со своей подругой. А для того, чтобы хоть собака любила меня, чтобы в нее можно было уткнуться и обнять…

Вы не понимаете, почему я плачу, уткнувшись в подушку и ведете меня по врачам. Но я здорова, просто в нашем доме мне очень холодно и одиноко.

Я боюсь, Вы никогда не сможете понять меня…

Я так хочу, чтобы Вы меня понимали…

О том, как понимать ребенка – на онлайн тренинге «10 секретов взаимопонимания с ребенком».

Есть ли любовь сильнее и бескорыстней, чем любовь родителей к детям?

Вообще-то есть: не все родители так уж любят своих детей, не всегда эта любовь бескорыстна, но те родители, которые читают этот текст – особые. Мы своих детей правда любим.

Но иногда, в суете будней, в трудах и заботах, в круговороте жизни — мы об этом забываем. Забываем, что мы их любим, забываем о любви. А дети – они ведь часто такие живые, такие настырные, такие непослушные – бегают, кричат, ссорятся, шумят, упрямятся, пачкают и портят все подряд… И бывают моменты, когда мы, родители, не видим за внешним большое дело внутреннего роста и развития, не видим бьющей через край жизни. Видим не своего любимого ребенка, а объект заботы, не уникальную детскую душу, а объект требований.

Бывают моменты, когда нам не хватает любви на детей. И в эти моменты важно вспомнить, что она, любовь – есть.

В такие «тягостные дни» придумалось писать письма. Эпистолярный жанр располагает отвлечься от суеты и сосредоточиться на главном. Письмо – письмо любимому ребенку. Не воспитательное воздействие. Не инструкция к полезным действиям. Не рисование идеального образа. Просто – признание в любви. Просто – я люблю тебя только за то, что ты есть, и ты мой ребенок. Эти письма не всегда для «непосредственного адресата». Эти письма для нас самих, для того, чтобы вспомнить – я люблю своего ребенка.

Задание «Письмо любимому ребенку» мы выполняли и с участниками программы «Ступеньки». Некоторые участники поделились своими чувствами.

Вот только некоторые фрагменты.

«…Для меня всё, что связано с Тобой – Любовь. Я могу долго это перечислять. Когда я смотрю на Тебя спящую в кроватке – я Тебя люблю, когда Ты берешь меня за ручку – я Тебя люблю, когда мы читаем и обсуждаем с Тобой книжку – я Тебя люблю, когда мы вместе делаем подарок маме или братику – я Тебя люблю, когда Ты кричишь при встрече «Папа, привет!» и прыгаешь мне на руки – я Тебя люблю, когда мы вместе купаемся в бассейне – я Тебя люблю, когда мы с Тобой путешествуем – я Тебя люблю, когда Ты рассуждаешь и рассказываешь свои мысли и чувства – я Тебя люблю, когда Ты ухаживаешь за своими зверюшками и игрушками – я Тебя люблю, когда на меня обижаешься – я Тебя люблю, когда Ты кричишь на братика – я тоже Тебя люблю, когда Ты занимаешься и приносишь после занятий чудные поделки – я Тебя люблю. Я всю и всегда Тебя люблю!!!»

«…Знаешь, не всегда у нас всё гладко и хорошо. Так же как и любой человек, я допускаю ошибки, потом их исправляю. Бывает, я совершаю поступки, которые Тебя расстраивают. Сынок, идеально себя вести никто не может. Главное – я стараюсь потом такие же ошибки не допускать. Советую и Тебе поступать также».

«…Мне приятно и весело видеть, как ты пытаешься обо мне заботиться, еще неумело, по мальчишески, как с иронией и пониманием относишься к моим слабостям. А ведь я не всегда так отношусь к твоим. Хочется не только признаться тебе в любви, но и попросить у тебя прощения».

«…Ты быстро вырастешь и станешь взрослым, мой дорогой, а моя любовь будет греть тебя и защищать от всех невзгод до самой старости. Где бы ты ни был и что бы ты ни делал, я всегда с тобой, мой заботливый, понимающий сынок!»

«…Скучаю, когда тебя нет со мной рядом, и жду тебя с нетерпением дома. Жду и готовлю что-то вкусненькое для тебя. Ты придешь, мое солнышко, я тебя обниму, поцелую, мы попьем чаю, поболтаем».​​​​​​​

Пишите письма!

Помните о любви…

ЗАЧЕМ ПИСАТЬ СВОИМ ДЕТЯМ ПИСЬМА?

Наталья Шимина, фото: .com

Воспитание детей это не только сложная работа, но и интересное путешествие в детство, и чтобы это путешествие длилось как можно дольше, редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ советует писать детям письма.

Раз в год пишите письмо своему ребенку. Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым. Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важного в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее.

Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут. И конечно, не забудьте, рассказать, как сильно вы его любите.

Сложите в папку и забудьте на много лет. И так каждый год. В день совершеннолетия подарите ребенку эту папку. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве. И в радостные, и в тяжелые минуты она будет для него напоминанием, что ваша любовь оберегает его всегда.

Шаблон 1

Шаблон 2

Шаблон 3

Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

  • Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
  • Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
  • Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
  • Умение быстро перестраиваться
  • Желание самообразования
  • Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
  • Стиль воспитания в родительской семье.
  • Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

  • Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
  • Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
  • Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

  • Получение «психологического портрета» семьи.
  • Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
  • Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
  • Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
  • Определение у супругов психопатологического профиля.

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

    • Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
    • Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
    • Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

Даша спросила меня: «А ты будешь там со мной жить?»

4-летняя Даша с 8-месячного возраста жила в приемной семье Ольги Кивет и ее супруга Евгения, считая их мамой и папой. В графе «отец» свидетельства о рождении был прочерк, а мама девочки была лишена родительских прав: она не вела асоциальную жизнь, но имела пятерых детей и была не в силах поднимать двух младших, одним из малышей и была Даша.

Летом 2017 года Ольга внезапно получила бумаги из суда: назначена экспертиза ДНК, обнаружился отец ребенка.

«26 июля пришло судебное письмо – вызов на экспертизу для установления отцовства. Я в слезы, побежала в опеку узнавать, в чем дело, мне же никто не звонил, повестка в суд мне не приходила. В опеке мне сказали, что, мол, и сами в шоке, – рассказала приемная мама Даши, Ольга Кивут, корреспонденту «Милосердия”. – В суде мне подтвердили, что пришел мужчина, требует установить отцовство, и что мы не можем отклониться. Я нашла этого человека «ВКонтакте”, спросила, что он хочет. Он сказал: если отцовство подтвердится, то я ее заберу».

«Как вы это себе представляете? Она у нас с 8 месяцев и других родителей она не помнит!» – заметила Ольга. Мужчина возразил: «Я вас понимаю, но вы меня тоже поймите, я до этого не знал, что у меня есть ребенок. Узнал и сразу начал ее искать».

На экспертизе, рассказывает Ольга, Олег Бурехин (биоотец Даши) к девочке не подходил. «О результатах мы узнали не из суда – никаких бумаг нам снова не прислали. Олег мне прислал «ВКонтакте” бумагу: он отец. Причем уже с датой вступления в силу, обжаловать было нельзя. «Я уже сделал все документы, отдайте мне ребенка”, – сказал Олег. Я просила опеку дать время, ведь они даже незнакомы!»

Приемные родители хотели усыновить девочку, но этому мешали обстоятельства. Сначала у ребенка не было статуса – мама не была лишена родительских прав. А потом у Даши появилось заболевание: непереносимость глютена. «Мы ничего не боялись – мать лишена родительских прав, отца по документам нет. А деньги – пособия – нам были нужны, в случае Даши нет льгот на бесплатные лекарства, надо соблюдать безглютеновую диету», – поясняет Ольга.

Ольга обратилась с вопросами к кровной матери девочки – кто он, биологический отец Даши? «Она рассказала нам, что он еще раньше отказывался от детей. Даже проверял сына на ДНК – его ли он. И про Дашу не верил тоже, что она его дочь. Биологическая мать Даши переживает за сложившуюся ситуацию и хочет, чтобы девочка осталась с нами», – утверждает Ольга.

Даша уже знала, что она была рождена не Ольгой. «Как все дети, в какой-то момент она начала расспрашивать, была ли она у меня в животике. Я сказала, что ее родила другая мама, а мы ее нашли в домике. Про папу ведь дети не спрашивают в этом возрасте. А сейчас, когда мы поняли, что юридически никаких шансов отстоять ситуацию у нас нет, мы с ней начали разговаривать».

Она говорила про отца: «Я его не знаю, он мне чужой», – вспоминает Ольга. Когда Ольга сказала дочке, что родной папа хочет забрать ее, девочка спросила: «А ты со мной будешь жить?» Когда услышала, что нет, расплакалась: «Нет, так я не хочу!»

На предварительном заседании суд обязал проверить состояние жилья – Ольги и Олега. Сотрудники органов опеки пришли к Ольге в пятницу 8 декабря, когда женщина была на работе, хотя она просила предупредить о визите заранее.

«Мне пришлось ехать на такси обратно домой, договорились, – когда я приехала, они стояли на лестничной площадке. Я их пустила. Юристы сказали мне все снимать на видео. Одна из сотрудниц органов опеки сказала: «Не надо меня снимать”. Они прошли на кухню, поздоровались с Дашей, я потеряла бдительность. Потом они прошли в следующую комнату.

Мы уже были в дальней комнате, а та, вторая сотрудница органов опеки стояла в коридоре и вдруг отец Даши вбежал в квартиру. Он оттолкнул меня, схватил дочку. Мы кричим: «Остановитесь, что вы делаете?” Я пыталась отобрать Дашу. «Зачем вы его впустили?” – кричала моя мама, а женщины из опеки оправдывались, что они ни при чем.

У Даши не было даже колготок на ногах – платье и гольфы. Так он ее и утащил. Даша кричала: «Отпусти, я хочу к маме!” Я вызывала полицию, которая не приехала. И скорую помощь маме».

Оправившись от случившегося, Ольга собрала игрушки и вещи дочки и поехала к Олегу. Адрес, где девочка будет жить, был указан в документах органов опеки. «Но он не открывал мне. Просто написал СМС: «У нас все есть, мне ничего не надо”. А его мама кричала через дверь: «Уходите, я вызову полицию”.

Я напомнила Олегу, что Даше требуется безглютеновая диета. Но он не знает тонкостей или не хочет вдаваться в подробности. Он написал мне в ответ СМС: «Я буду кормить ее манной кашей. Она сказала, что ей это нравится”».

«Я чувствую, словно оторвали часть меня. А больше всего меня возмущает даже не поведение отца Даши, может быть, он действовал в состоянии аффекта. А позиция всех этих структур. То, что органы опеки действовали обманом. То, что полиция не приехала», – говорит Ольга.

Марианна Тимофеева, юрист, специалист по защите семьи и детства, замечает: «Вскрылся колоссальный нарыв. Мы увидели, что любой ребенок может быть подвержен подобному насилию со стороны органов опеки и профилактики». 14 декабря состоится второе предварительное заседание Тимирязевского суда Москвы. А пока юристы, защищающие Ольгу Кибут, подали заявление в правоохранительные органы о привлечении Олега к уголовной ответственности.

«Мы заявили о незаконном проникновении в чужое жилище и о том, что ребенок был фактически похищен, местонахождение его неизвестно, он вынес ее раздетую из квартиры, – поясняет Марианна Тимофеева. – В тот же день мы подали заявление в местное УВД, сейчас бумаги поданы и на уровне Северного округа столицы. Мы также обратились в Генпрокуратуру и к Анне Кузнецовой, уполномоченной при президенте РФ по защите прав детей».

Марина Латовская
«Письмо любви ребёнку». Совместный проект детей и родителей по теме «Моя семья»

Во второй младшей группе я проводила совместный проект с детьми и родителями по теме «Моя семья»

Цель проекта — Развитие чувства самоценности через создания особого микроклимата в детском саду и семье.

Задачи:

— Сформировать представление детей о семье и своём месте в ней.

— Укрепление внутрисемейных связей;

— Воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким.

— Привить потребность радовать своих близких.

Продолжительность проекта: четыре месяца.

В рамках проекта, так как детки ещё маленькие и они очень скучали по своим рмамам и папам, я предложила родителям написать своему ребёнку «Письмо любви». В приёмной мы повесили почтовый ящик и стали ждать письма. Честно сказать, это задание поставило наших родителей в тупик, они не знали о чём надо писать, как писать. Но прошло немного времени и в нашем ящике оказалось первое письмо, адресованное Кате Колпаковой.

Когда Катя узнала, что именно ей пришло письмо, очень удивилась «Кто же ей написал прямо в детский сад?». Все ребята расселись на коврике, Катюша в первом ряду. Мы начали читать письмо. С каждым словом, с каждым предложением улыбка на её лице становилась всё шире и шире.И вот Катюша счастливая просит: «Марина Геннадьевна прочтите, ещё раз». И я читаю и у самой сердце поёт от того, что вижу перед собой счастливые глаза ребёнка. Мама с папой далеко, работают, но они о ней помнят, любят её.

С этого момента мы стали почти каждый день находить в ящике письма. Дети приходя домой рассказывали кому сегодня пришло письмо и просили своих мам и пап им тоже написать.

Письма были все разные: написанные от руки, напечатанные на компьютере, красиво оформленные, вложенные в конверты или в открытки.

Вот некоторые из них.

Письмо Виталию Патрияк

Письмо Ване Дармограю

Письмо Нилу Рою

Письмо Саше Чуйкову

Письмо Соне Кирпиковой

Письмо Соне Чернуха

Письмо Стёпе Павлову.

В группе мы поставили красивую коробочку в виде сердечка и дети там хранили свои письма. Бывает у ребёнка нет настроения, или он сильно заскучает по родным, мы доставали из коробочки письмо, читали его и ребёнка уже не узнать.

Это очень трогательное послание мамы своим детям. Прочтите и задумайтесь… Родители — есть и будут самыми близкими для нас людьми! Как жаль, что время неумолимо, как хотелось бы, чтобы они оставались всегда молодыми…

«Мои дорогие дети!
Завтра вы приедете ко мне в гости, потому что у меня юбилей. Вы увидите, что я старею. Пожалуйста, будьте терпеливы и попытайтесь понять, через какой этап жизни я сейчас прохожу…

Если я или папа будем вам рассказывать то, что уже рассказывали год назад, если мы будем повторять одни и те же истории снова и снова, не прерывайте нас, чтобы раздраженно заметить: «Ты это уже рассказывала. Пару минут назад” … Просто послушайте. Пожалуйста. Постарайтесь вспомнить те времена, когда вы были маленькими, и я читала вам одну и ту же сказку снова и снова, пока вы не засыпали.

Когда я говорю, что не хочу сейчас принимать ванну, не сердитесь и не смущайте меня. Лучше вспомните, как вечерами после тяжелой работы мы уговаривали принять душ вас, когда вы были детьми. Вы ведь не очень любили его, верно?

Когда вы видите, насколько я невежественна в том, что касается новых технологий, просто дайте мне время научиться. И не смотрите на меня так!.. Помните, как я терпеливо учила вас делать что-то новое надлежащим образом? Как учила вас одеваться, расчесывать волосы, решать каждый день сложные жизненные вопросы… Приходят дни, когда вы все острее и острее будете замечать, что я старею. Прошу вас, будьте терпеливы. И попробуйте понять, через что я прохожу, пытаясь разобраться в ваших гаджетах и скайпах…

Если я иногда теряю мысль или нить разговора, дайте мне время вспомнить, о чем идет речь. Не нервничайте. Не проявляйте нетерпение и высокомерие. Просто знайте: самое главное для меня — быть рядом с вами. Вы всегда будете занимать главное место в моем сердце…

Когда мои старые, уставшие ноги не позволяют мне ходить так же быстро, как ходите вы, просто подайте мне руку и подстройте свой шаг под мой. Я точно так же подавала вам руку, когда вы только учились ходить… И в эти дни мне не было грустно!

Просто побудьте немного со мной. Попытайтесь понять меня. Дайте мне возможность дожить до конца свою жизнь с любовью и трепетом. Я берегу время, проведенное с вами и воспринимаю его как дар.

С большой улыбкой и огромной любовью я заканчиваю это письмо. Просто хочу напомнить: «Я вас люблю”, мои сладкие дети!”

На днях я увидела такой блокнот и поняла, что это именно то, чего мне не хватало, чтобы писать книгу-письмо своим дочкам:)))
Когда-то я читала чудесные посты kseniyaf.livejournal.com к своей доченьке, от которых наворачивались слезы на глаза и думалось, ну вот я так никогда-никогда не смогу! Такими простыми и красивыми словами сказать обо всех своих чувствах — это ж надо писательский дар иметь!
А теперь я думаю, что надо только начать и писать обязательно.
Писать длинное письмо, с подробностями.
Писать часто и охотно, не придираясь к слогу.
Сделать две книги — каждой свою.
Читать иногда, как сказку на ночь. Читать в «капризные» времена самой. А также читать папами-бабушками-нянями, когда мама в отъезде.
Можно вклеивать фотографии, распечатанные на принтере, можно приклеивать конвертики с письмами от ребенка.
О чем писать?
Вот кусочки из писем Амонашвили, известного педагога-новатора, который развивал педагогику сотрудничества, к своему сыну.
Что говорить, родители хотят умного, способного, а еще лучше — талантливого ребенка. И вот будущая мама где-то вычитала, как ей казалось, мудрую мысль о проведенных кем-то опытах, доказывающих, что если мать в период беременности начнет увлекаться, допустим, музы¬кой или, скажем, математикой, то родится ребенок с определенными способностями к музыке или математике или же и к тому и к другому.
В нашей маленькой квартире в течение многих меся¬цев непрерывно звучали величественные мелодии Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского, Палиашвили. Мама очень хотела, чтобы ее будущий ребенок был наделен музыкальными способностями.
Не знаю, насколько это повлияло на твое стремление к музыке, так как, со временем, ты, учась музыке, про¬явил довольно скудные музыкальные способности. Зато эти месячники классической музыки оказались высшей школой музыкального образования для меня: я, до того не разбиравшийся в музыке, вдруг начал проникать в глу¬бины ее гармонии, вместе с мамой посещал концертные залы. Я пристрастился к классической музыке. Музыка в нашем доме не стихает и по сей день. Да и ты, признайся, неравнодушен к ней.
В ожидании твоего появления мать решилась еще и на другое: получив отпуск, она засела за научную работу. И так как мы с мамой коллеги, научные проблемы мы обсуждали вместе, искали, обобщали.
Всё это опять-таки служить было призвано главным образом твоему будущему: пусть родится сын со склонно¬стью к научной деятельности.
Я пока еще не обнаруживаю прямой связи между на¬учными пристрастиями в семье до твоего рождения и те¬ми способностями, которые ты проявляешь. Правда, ты увлекся литературой и недавно начал писать рассказы. Но чтобы стать ученым, нужно особое умение. Может, оно у тебя появится в будущем, но до сих пор я его в те¬бе не замечал. Так что мудрая мысль, вычитанная мамой, пока что помогла нам насыщать духовной жиз¬нью ту семейную атмосферу, в которой ты должен был появиться.
(Мой сын Паата начал писать рассказы в студенческие го¬ды и публиковать их. В последние годы он серьезно занялся ли¬тературным творчеством. Вышли его книги: «Америка — XXI век» (М., Изд., «Беловодье», 2003), «Пучок лучей» (Тбилиси, Изд., «Матрица», 2004). Занимается он и наукой, имеет уче¬ную степень кандидата социологических наук.
Трудно, конечно, утверждать, что эти успехи связаны с нашими стараниями до его рождения. Но также трудно от¬рицать это.)
Мы очистили, «проветрили» семейную атмосферу от — и до этого редких — проявлений нервозности, грубости, раздражающего шума и заполнили чуткостью и любовью.
Нам не терпелось начать твое воспитание; мы захоте¬ли приступить к нему еще до твоего рождения, и в конеч¬ном счете оказалось, что это мы сами себя готовили к то¬му, чтобы стать твоими родителями.
Хоть я и готовился к твоему появлению, ты тем не менее потряс меня. Как тебе описать, как тебе дать по¬нять, какие чувства кипели во мне, в новорожденном папе? Я возвысился, возмужал, вдруг я вообразил, что мне поручена судьба чуть ли не всей нашей планеты. Я стал куда серьезнее, чем и удивил моих друзей и то¬варищей. Нет, чувства новорожденного папы неописуе¬мы, — просто настанет время, когда и ты переживешь то же самое.
Каким должен быть папа? Папа всегда проявляет нежность к жене, любовь и уважение к родителям, несет в дом радость и заботу. Он держит в своей правой руке руку сына с молотком, в ле¬вой — левую руку с гвоздем, и так, вместе, они забивают гвоздь в доску, мастеря скамейку для садика. Он хмурит брови и огорчается при детской шалости ребенка, а в другой раз упрашивает маму снять или облегчить наказа¬ние: «Он больше не будет!»
Мы с мамой хотели назвать тебя таким именем, кото¬рое ты счел бы за честь носить. Оно не должно было тебе мешать входить в общество; люди, обращаясь к тебе, зна¬комясь с тобой, не должны были направлять на него осо¬бое внимание, ломать себе язык, произнося его. Оно должно было быть звучным и легким. Но было у нас и более важное намерение, а именно: имя твое должно было стать твоим добрым советчиком, в нем ты должен был находить постоянный зов родителей — не забывать, кто ты и ради чего ты живешь.
В родильный дом, куда меня не пропускали, я послал твоей маме следующее письмо:
«Дорогая, любимая моя!
…Теперь о том, какое имя дать нашему сынишке. Мы должны решить это сегодня-завтра, так как надо зарегистри¬ровать мальчика и взять свидетельство о рождении. Я пред-лагаю три имени: Гиви — имя твоего отца, Александр — имя моего отца и Паата. Согласен на любое из них. Решай, по¬жалуйста. Ты его родила, ты и назови его… Целую».

Спустя некоторое время мне принесли ответное пись¬мо. Оно и решило проблему:
«Любимый!
Мы ведь уже много раз говорили об этом. Назовем его Паата. Звучит красиво, и содержание его благородное. Целую тебя…»
В разное время мы называли тебя разными ласкатель¬ными именами. Когда тебе было полтора года, мы звали тебя Бупой: садясь на лошадку, ты любил бубнить —
«бупа-бупа». Мы звали тебя и Бубликом: ты любил грызть бублики. Были у тебя и другие прозвища. Но Паата — твое единственное и, я надеюсь, настоящее имя.
Человек должен вживаться в свое имя, задумываться над ним и постоянно прислушиваться к зову предков, че¬рез этот зов ощущать теплоту и любовь своих родителей.
Так должен поступать и ты, мой друг!
Мы предлагали твоему уму разные познавательные за¬дачи: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные при¬меры по языку и математике. Я искал их в методических книгах, детских журналах, придумывал сам. Из класса в класс задачи усложнялись. Вот некоторые из них.
Мы находимся в лесу. Осень. Солнце.
«Давай, измерим, каждый для себя, сколько шагов между этими деревьями. А потом скажем, у кого сколько получилось!»
Ты согласен. Мы выбираем точки от и до и начинаем мерить.
У меня получается десять шагов, у тебя — пятнадцать.
Ты в подготовительном классе, до шести лет не хвата¬ет еще трех месяцев. И поэтому твой ответ не удивил ме¬ня:
«Ты, наверное, ошибся… Вот, смотри!» Ты начинаешь шагать и громко считать: «Раз, два… десять… пятнадцать! Вот видишь?» Я поступаю так же: «Раз, два, три… десять! Вот видишь?»
Ты задумываешься. «Измерим вместе!»
Мы становимся бок о бок у дерева и начинаем одно¬временно шагать. Ты считаешь громко: «Раз, два, три, че¬тыре…» Но получается, что я оказываюсь впереди, а ты отстаешь, и когда ты сказал «десять», я уже был у второго дерева.
«Почему ты бежишь! Иди вместе со мной!»
Опыт повторяется еще несколько раз.
«Почему ты делаешь такие длинные шаги?»
«А у меня такие шаги!»
«Я понял… ты измеряешь длинными шагами, а я — короткими, поэтому и получается такая путаница!» Ты радуешься своей догадливости.
Это книга-письмо, в которой не только перечисления того, что было с ребенком, но и притчи и забавные случаи и та мудрость, которой хотел научить отец сына.
а вот послесловие сына
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПААТЫ
С того дня, как отец вручил мне свою «Исповедь», прошло 25 лет.
На дворе новое тысячелетие.
На дворе мир безумных скоростей, мир молниеносно¬го обмена информацией, мир постоянного напряжения.
В это время спокойные шестидесятые годы прошлого столетия кажутся такими далекими, такими теплыми.
Это годы, когда проходило детство моего поколения…
Что такое наше детство? Где оно на самом деле?
Каждый из нас хоть раз пытался восстановить в себе образы глубокого детства. Но наша память упрямо отка¬зывается снабдить нас чем-то отчетливым. Все, что у нас осталось в сознании, это всего пара туманных обликов и единичные тусклые просветы в виде неопределенных чувств.
Остальное — это море бессознательных ощущений, океан грез и вселенная недоступных нам тайн. Кто мы? Откуда?
Эта книга — одно из моих самых драгоценных сокро¬вищ.
Она способна оживлять во мне те туманные образы детства, которые недоступны многим.
Она способна вер¬нуть в теплые стены нашего старого дома…
Она способна сделать жизнь прекраснее! В то же время она является живым напоминанием, мудрым заветом отца о том, что ценно на самом деле; о том, что любовь и уважение к людям гораздо важнее, чем вещи, достаток или власть.
И что бы мы ни имели, очень важно использовать на¬ши знания и возможности на благо людей.
И что самое главное, быть полезным — это есть осно¬ва душевного покоя, что стало такой редкостью в мире безумных скоростей, в мире молниеносного обмена информацией, в мире постоянного напряжения.
А вот глава из книги 100 обещаний моему ребенку. Маллика Чопра.
Однажды утром, когда папа помогал Таре одеваться, она вполне однозначно заявила ему, что не хочет одевать колготки. «Я выгляжу в них толстой», — сказала она. Таре недавно исполнилось два года.
дальше пять больших абзацев — пропускаю:))))
Мы живем в обществе, помешанном на молодости, красоте, но при этом огромное количество молодо выглядящих и красивых людей совершенно одиноки и несчастны. Я надеюсь, что мне как-то удастся научить своих детей гордиться тем, кто они есть, и своими достижениями, а не судить о самих себе по внешнему виду. Я хочу, чтобы они чувствовали себя здоровыми, полными жизни, энергии и излучали красоту, которая отличает счастливых людей. Я буду поддерживать их, когда их будет разочаровывать их внешность, но, что более важно, я постараюсь внушить им, что внутренняя красота всегда освещает внешний мир.
В тот день я поняла, что первый шаг к выполнению моего обещания своим детям — самой почувствовать себя красивой и довольной собой. Одна моя подруга как-то сказала, что я должна ценить свой нос таким, какой он есть, потому что он придает индивидуальность моему облику и тем самым делает мою красоту уникальной.
Пурпурная шляпа
В 3 года: смотрит на себя и видит Королеву
В 8 лет: смотрит на себя и видит себя Золушкой/Спящей красавицей
В 15 лет: смотрит на себя и видит себя толстой/прыщавой уродиной (Мам! я не могу пойти в школу в таком виде!)
в 20 лет: смотрит на себя и видит себя СЛИШКОМ толстой/прыщавой — но все равно решается выйти
В 30 лет: смотрит на себя и видит себя слишком толстой/худой/невысокой/высокой/плоской/ — но решает, что времени нет и все равно выходит.
в 40 лет: смотрит на себя и видит себя все той же, но говорит — «По крайней мере, я ухоженная» — и все равно выходит.
В 50 лет: смотрит на себя и видит «Это я» и идет куда захочется
В 60 лет: смотрит на себя и напоминает себе обо всех тех людях, у которых больше нет даже возможности посмотреться в зеркало. выходит и покоряет мир.
В 70 лет: смотрит на себя и видит мудрость, смех и волю к жизни, выходит из дома и наслаждается жизнью.
В 80 лет: даже не смотрясь в зеркало, просто надевает пурпурную шляпу, выходит из дома и отправляется развлекаться.
Может, нам всем стоит надевать эту пурпурную шляпу пораньше?
или вот еще
Обещаю отмечать каждое важное событие в твоей жизни.
Я представляю как мы готовимся к новому школьному году, выбираем, что тебе одеть, ранец и коробку для завтраков. Я думаю обо всех воих будущих достижениях и чувствую как меня переполняет гордость от того, сколь многому ты научилась и сколь многого добилась за эти годы.

представляю как буду учить тебя водить машину, как это будет волнующе — вручить тебе перемещаться по миру самостоятельно. Я мечтаю отпустить тебя в твою первую поездку одну или с друзьями, желая сделать все, чтобы обеспечить тебе удобство и безопасность, но понимая, что пришла пора позволить тебе познавать мир самостоятельно.
Я представляю, как дрогнет мое сердце, когда ты признаешься мне, что влюбилась. Буду ли я стремиться защитить тебя, не желая, чтобы ты когда-либо испытывала боль? Я думаю о том, как мы расскажем обо всем твоему отцу, понимая, что он тут же захочет оградить тебя от всего этого, и что мне придется сдерживать его порывы — несмотря на то, что мне хотелось бы сделать то же самое.
И я представляю, каково это — наблюдать за тем, как ты взрослеешь, моя драгоценная малышка, становишься независимой и покоряешь этот мир. я всегда буду видеть в тебе свою малышку, такую нежную и умиротворенную в моих объятиях, изумляясь тому, кем ты стала. Я знаю, что мне придется сдерживать слезы, вспоминая, гордясь и ностальгируя обо все том, что мы сделали вместе за время нашего чудесного путешествия.
книгу Амонашвили я выложила сюда — http://disk.yandex.ru/public/?hash=GC3IvDztZPdDMdCxS8YetsNyMNq25g80%2BdAWwJcF09Q%3D. В ней всего 56 страниц.
Блокноты я нашла тут — http://www.eatmycraft.com/catalog/bumazhnye-tovary
а если захочется сделать совершенно особенные блокноты и нужного размера, то можно посмотреть тут или устроить совместный домашний мастер-класс (одна голова хорошо, а тридцать три — лучше!), поболтать, детям поиграть и попробовать сделать такое чудо самим. http://pinkypink.ru/zhurnal/аlbom-v-pereplete-na-lentah.html

Письмо № 2

Мой дорогой будущий ребенок!

Мир существует, и ты существуешь в нем. Тебе лишь нужно найти в этом свою гармонию.

Ты знаешь, дети на самом деле очень любопытны. Они постоянно ставят под сомнение тонкости мироздания. Задают такие вопросы, на которые очень сложно найти ответы. А иногда их вообще не найти. Так вот. Мой любимый малыш, я хочу, чтобы ты был любопытным, чтобы твой ум был пытливым. Чтобы ты интересовался всем на свете, ставя под сомнение устоявшиеся мнения и незыблемые авторитеты.

Отстаивай свои принципы и ценности, но никогда не умаляй ценностей других людей. Если понимаешь, что ваши с собеседником мнения не сходятся, проявляй гибкость, находи компромиссы, но никогда никого не унижай.

Если ты поймешь, что школа – это не то место, где тебе хорошо, где ты проводишь время с пользой – это не страшно. Тебе лишь нужно об этом рассказать. Пойми, настоящее обучение никогда не приносит вреда. Оно легко начинается и легко заканчивается. Знания – они как воздух, который мы вдыхаем, не прилагая усилий. И знания часто приходят к нам далеко за пределами классной комнаты. Если учитель настаивает на чем-то, это еще не значит, что он прав. Так же, как и твой тренер, одноклассники или даже мы, твои родители. Знай, у тебя всегда должно быть свое собственное мнение. Я не хочу, чтобы ты слепо верил всему, что тебе говорят, я хочу, чтобы ты всегда имел свою собственную оценку происходящего.

Никогда не бойся своих эмоций. Не бойся того, что их много или, наоборот, слишком мало. Это же твои чувства! И ни один человек в здравом уме не сможет тебе сказать, как именно ты должен их проявлять по тому или иному поводу. Ты волен делать со своими эмоциями что угодно. Хочешь любить – люби, хочешь быть равнодушным – будь равнодушным. Главное – будь честен с самим собой.

Мир не идеален. И иногда он может сильно надоесть. Знай, желание побыть в одиночестве – абсолютно естественное и нормальное. Компания из одного человека иногда необходима каждому из нас. Не делай того, что ты не хочешь делать. Не общайся с теми, кто тебе неприятен. Не испытывай себя. Не терпи давления со стороны окружающего мира.

Не нужно много думать перед тем, как сказать что-то. Однако, если тебе удобнее наоборот – в этом нет ничего страшного. Не надо становиться интровертом или экстравертом. Можно быть обоими одновременно. Главное – быть собой.

Я хочу, чтобы ты не боялся быть одиноким, но в то же время хочу, чтобы ты был окружен друзьями и близкими. Люди вокруг нас – лучший источник вдохновения и добра. Красота есть – как в одиночестве, так и в дружбе.

Ну нужно искать одобрения в глазах других людей. Единственный человек в жизни, которому действительно нужна твоя поддержка, – это ты сам. Помни, если люди относятся к тебе не должным образом – это прежде всего их проблема. Если же все-таки у тебя будут свои ориентиры и авторитеты, убедись, что их мнение помогает тебе и направляет тебя, а не затуманивает твой взор. Не бойся слушать критику – она сделает тебя сильнее.

Отстаивай свои принципы и ценности, но никогда не умаляй ценностей других людей. Если понимаешь, что ваши с собеседником мнения не сходятся, проявляй гибкость, находи компромиссы, но никогда никого не унижай. Уважай себя, уважай окружающих, уважай мир, в котором ты живешь.

Твоя внешность, твой пол, твоя религия и твои убеждения никогда не могут стать презренны. Знай, твои возможности безграничны до тех пор, пока ты сам в это веришь.

Я не смогу оградить тебя от суровой реальности этого мира, однако я могу научить тебя, как с ней справляться и искать лучшие стороны жизни. Главное, что тебе всегда нужно помнить, что мир – это не то место, куда ты пришел, чтобы жить в страхе, мир – это место, созданное для любви. С моей стороны будет безответственно тебе писать, что бояться вообще нечего, так как в мире много боли, но я с полной уверенностью говорю тебе, что это не главное, о чем нужно думать и беспокоиться.

Источник фото: Photo by on

Да, в жизни существуют жадность, злость, похоть, гордыня и ненависть, но ведь также существуют и сострадание, терпение, надежда, радость и любовь. Не нужно недооценивать зло, но и не нужно на нем концентрироваться. В мире есть красота и есть боль. Как правило, одно не может существовать без другого.

Не стремись быть кем-то, не пытайся загнать себя в уставленные кем-то рамки. Несмотря на то, что в мире уже семь миллиардов человек, ты – уникальный и особенный.

Просто помни, что ты сам – это лучшее, что ты мог дать этой планете. Я всегда буду это знать и безгранично тебя любить.

Твоя мама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *