Пальчиковая гимнастика птички

Н.В. Бондарь, Л.А. Панкова, воспитатели, ГБОУ Школа № 1056, г. Москва

Лауреаты конкурса

Возрастная категория: 6–7 лет

Задачи

Образовательные:

— активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «птицы»;

— закреплять представления детей о перелетных и зимующих птицах;

— формировать умение слушать и запоминать стихотворение «Десять птичек – стайка» с опорой на картинки последовательно изображенных на гирлянде;

— совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

— формировать умение детей различать вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором месте?» и правильно отвечать на них;

— закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, образуя «гармошку».

Воспитательные:

— учить работать в группе, всем вместе;

— воспитывать чувство товарищества;

— воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

— воспитывать эстетический вкус, формировать навыки трудовой дисциплины.

Развивающие:

— развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух;

— развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд чередуя по цветам;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать воображение, пространственное восприятие, логическое мышление.

Технология изготовления

  1. Листы бумаги складываем гармошкой.
  2. Сгибаем «гармошки» посередине.
  3. Склеиваем между собой внешние края двух «гармошек», чтобы получился круг.
  4. В середину такой бумажной поделки наклеиваем кружочек с изображением птицы.
  5. Аналогично делаем 10 штук для десяти птиц.
  6. Раскладываем элементы гирлянды с изображениями птиц в соответствии с текстом стихотворения «Десять птичек – стайка» Ирины Токмаковой.
  7. С обратной стороны к элементам гирлянды приклеиваем ленту, которая будет соединять все части гирлянды между собой.

В доме множество конструкторов, мозаик, книг, а ваш ребенок не желает ничем заниматься? Если малышу все наскучило, попробуйте предложить ему игры, для которых не потребуется никаких специальных предметов, кроме его собственных рук. Эти игры, как правило, очень нравятся детям, так как легки в исполнении. Но за их кажущейся простотой скрывается важный смысл: ребенок, повторяя за взрослым движения под ритмическую речь, тренирует ловкость и гибкость пальчиков, а вместе тем и активизирует речевые центры головного мозга. Таким образом пальчиковая гимнастика становится первым помощником в становлении речи малыша и развитии мелкой моторики рук. Помимо этого упражнения не только повеселят кроху потешками, но и познакомят с новыми понятиями, пополнив его словарь парой-тройкой свежих слов. Сегодня мы расскажем, как проводить пальчиковые игры на тему «Птицы».

Выполнять комплекс упражнений нужно именно в виде игры — только тогда ребенок, видя ваш положительный настрой, заинтересованность и доброжелательную улыбку, захочет присоединиться к вам. Произносить слова следует внятно и медленно чтобы малыш успел понять, о чем идет речь. Так же медленно нужно выполнять и действия: дайте малышу возможность присмотреться и повторить их. Не ругайте его за неверные движения — это вызовет негативную реакцию и отказ от продолжения игры. Длительность такой гимнастики не должна превышать пяти минут, так как в противном случае ребенок заскучает и начнет отвлекаться.

Пальчиковые игры на тему «Птицы» познакомят детей с названиями птиц, звуками, которые они издают, местом их обитания, привычками и названиями их основной пищи.

Воробей, Ворона, Гуси, Две курицы

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)

Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)

Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)

Две курицы
В сарае две курицы жили,
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
(пальцы переплетаем и быстро ими шевелим)
Как только стемнеет — все к мамам бегут,
(сжимаем кулачок)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение)

Дом для птицы, Дятел, Зимние птицы, Красавец петушок

Дом для птицы
Птичка дом себе вила,
(пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
(каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
(пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
(пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
(ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
(каждый палец постукивает о другой)

Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Красавец петушок
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)

Птичья кормушка, Сколько птиц, Совушка-сова, Сорока-белобока

Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)

Совушка-сова
Ах, ты совушка-сова,
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Ты большая голова!
(покачать запястьями рук)
Ты на дереве сидела,
(запястья соединены, пальцы растопырены — «дерево»)
Головою всё вертела.
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Во траву валилася,
(покачать запястьями рук)
В яму покатилася!
(опустить руки вниз и покрутить кистями рук)

Кукушечка

Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Лети скорей в лесок.-Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!-Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.
Подай свой голосок.-Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Указательным и средним пальцами обеих рук топаем по столу. сопровождая пальчиковые шаги строчками стихотворения.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!- Поднимаем обе руки над головой и соединяем вместе пальцы(крыша)

Конспект НОД «Зимующие птицы нашего края»

Перова Галина Митрофановна

Организация: МБДОУ «ЦРР – детский сад № 120»

Населенный пункт: г. Воронеж

Актуальность:

Для детей природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Он привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, человек губительно относится к природе. На сегодняшний момент проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, воспитывать в детях бережное отношение к природе. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Цели и задачи:

— Формирование экологической культуры у детей;

— Расширять представление детей о зимующих птицах;

— Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия;

— Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;

— Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;

— Учить детей выбирать материал, необходимый для рисования, для создания выразительного образа птицы;

— Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

— Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, физическая.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы:

Картинки и фотографии зимующих птиц; картинка кормушки для птиц; разрезные картинки птиц, аудиозаписи «Голоса птиц»; восковые мелки, контурные изображения птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационная часть.

В группу влетает ворона «Кар-кар…ой ребята, здравствуйте, помогите-помогите, что-то произошло в нашем лесу. Стало так тихо, не знаю, что происходит — птиц не слышно, что-то случилось!» Улетает.

Воспитатель:

— Ребята, нужно помочь вороне. Давайте отправимся в лес и узнаем, что же там происходит.

2. Основная часть.

Воспитатель: (зачитывает стихотворение).

Лес поздней осени стоит печальный.

И в тишине он спрятал тайны.

Почему река молчит?

Песня птичья не звучит?

Осторожно в лес входите,

Никого здесь не будите.

Воспитатель:

— Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют)

— А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).

— Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них остаются на зиму. Тяжело им приходится, поэтому и не до песен им бедным. Стараются они держаться поближе к человеку. А зачем? (люди их подкармливают).

Да, делают кормушки, сыплют в них корм для птиц.

-Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).

-Ребята, давайте познакомимся с зимующими птицами. О зимующих птицах мы прочитаем стихи, послушаем их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение).

Пусть снег вокруг искрится,

А зимний ветер злится-

Поёт не уставая

Синица расписная.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

— Ребята, послушайте как поет синица. (запись на СД- диске).

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека. Синички очень любят зернышки и сало.

Выходит ребенок. в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение).

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря.

Чтоб в морозы и пургу

Не замерз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

-Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись на СД- диске).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением голубя

(читает стихотворение).

Протянула я ладошку-
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду.

Картинка с изображением голубя помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

-Послушайте теперь, ребята, как воркует голубь. (запись на СД- диске).

Голубь — самая известная птица в городе. Небольшая серо-синего цвета с переливами. Эти птицы настолько привыкли к людям, что совершенно не боятся, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки

(читает стихотворение).

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести,

Может в них и мало прока,

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

— Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись на СД- диске).

Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение).

Особа всем известная,

Она – крикунья, местная.

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона — Ворона…

Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

— Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись на СД – диске).

Ворона – птица важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. В городе может зимовать почти миллион ворон. Они всегда находят, чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение).

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, Ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

— А теперь, давайте послушаем ка стучит дятел (запись на СД – диске).

Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Таким образом он помогает дереву избавиться от насекомых, поэтому дятла и называют лесным доктором. Дупло в стволе ему служит гнездом.

Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение).

Чик – чирик, чик – чирик.

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует.

Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

— Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись на СД – диске).

Воробьи – шустрые, маленькие птички коричнево–серого цвета. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Почти весь день они в поисках еды – различных семян, корок хлеба. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы оказались на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Да, это те птицы, которых мы видим каждый день рядом с нами на улице, возле наших домов.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра — стихотворение «На кормушке».

Воспитатель:

-На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).

-Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» (дети размещают изображения птиц на магнитную доску рядом с изображением кормушки).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь накормился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

— Молодцы, ребята, мы покормили всех птиц.

Давайте и мы сейчас побудем птичками и попрыгаем немного. Динамическая пауза:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, тень-тень! (Махи руками, наподобие крыльев ).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, пока мы играли, ворона постаралась и принесла нам картинки, чтобы мы лучше запомнили птиц, живущих рядом с нами, но по дороге видно их уронила и все перепутала, давайте соберём картинки правильно. Что же на них будет изображено?

Дидактическая игра «Собери картинку» (детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей картинки).

Воспитатель: ребята, перед вами на тарелочках лежат разрезанные на части картинки, и вы попробуйте собрать их.

(Когда дети соберут картинки спросить, как называются птицы, которые изображены на картинках).

Дидактическая игра «Правда или нет» (дети слушают утверждения, если они верные — хлопают в ладоши, если нет – отрицательно качают головой).

Воспитатель: слушаем внимательно:

— У синицы жёлтое брюшко.

— У воробья большой зеленый клюв.

— Дятла называют замечательным танцором леса.

— У совы большие глаза.

— Кормушку называют птичьей столовой.

— У сороки длинный чёрный хвост.

— Дятел носит красную шапочку.

— Снегирь очень заметен на снегу, так как у него синее брюшко.

— Для птиц самое страшное зимой – это голод.

— Сорока любит утащить что-нибудь тяжелое.

— Синицы любят несоленое сало.

А теперь, перед следующим заданием, давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою,
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Воспитатель:

— А теперь, ребята, я предлагаю вам раскрасить понравившуюся вам птицу.

Дети выбирают контурные изображения птиц (лежат на столе).

Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц».

По окончании работы дети называют, какую птицу они раскрасили.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

-О каких птицах мы с вами говорили? (о зимующих)

-А каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Мы будем с вами поддерживать этих птиц холодной зимой, делать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. И весной наш лес снова наполнится птичьими голосами.

Список использованной литературы.

Приложения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *