Летела ворона по синему небу

Играть могут от трех человек до бесконечности.

Все становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть «поверх» ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.

Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок):

Летел лебедь
По синему небу
Читал газету
Под номером…

Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое число. Дальше «хлопанье» продолжается, но называются цифры — Раз-Два-Три-Четыре-Пять и так далее, до нужного «ключевого». Игрок, называющий «ключевое» число, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится число.

Кстати, как оказалось, игра может быть неплохим подспорьем в вопросе обучения ребенка порядку счета («Все играют — и мне хочется. Вот сейчас быстро все цифры запомню и со мной тоже будут играть»).

Есть похожая игра, но со словами — «Летела корова»

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Реклама

Резиночки

closewikipedia.org

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

closewikipedia.org

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

closewikipedia.org

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

close wikipedia.org

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

close wikipedia.org

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

close wikipedia.org

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы

close wikipedia.org

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

close wikipedia.org

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

close wikipedia.org

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

close wikipedia.org

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый —совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Сегодня в автобусе девочки играли в игру. Доче она очень понравилась, а я вспомнила что когда то тоже играла в эту игру.

ЛЕТЕЛА
Количество участников – не менее двух. Участники встают в круг, каждый кладет левую ладонь на правую ладонь соседа. По цепочке каждый участник говорит по слову из считалки, хлопая при этом левой рукой по правой ладони соседа. Считалка: Летела ворона в голубых панталонах читала газету под номером… Участник, до которого дошла очередь, произвольно определяет число, и отсчет идет дальше по цепочке: Раз – два – три… Когда отсчет доходит до указанного числа, участник, которому выпала очередь назвать это число, должен успеть хлопнуть по ладони соседа. Если он успел, то сосед выбывает. Если соседу удалось отдернуть руку, то выбывает этот участник. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один выигравший участник.
А еще я вспомнила что играла в игру колечко:
Колечко-колечко. Старинная детская народная игра. Все сидят в один ряд. Ведущий держит между ладонями маленький предмет, он показывает его остальным игрокам и начинает проходить всех игроков подряд, проводя своими сомкнутыми ладонями с «колечком» между сдвинутыми ладонями каждого человека. Кому-то он роняет колечко в его ладони, стараясь сделать это незаметным движением, и продолжает проходить всех до конца. Потом отходит назад и громко говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен выскочить вперед, а остальные его – удержать. Если удается удержать, ведущий остается прежним и повторяет все с начала. Если игрок с колечком вырывается вперед, он становится ведущим.
Еще помню очень мне нравились игры: Море волнуется…; Вышибалы; Казаки-разбойники;
игра десятки была моей любимой игрой с мячом
В игре «Десятки», или «Десяты», необходима ровная площадка и стена. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:
— Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
— Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
— Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.
— Теперь семь раз, но под левую ногу.
— Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.
— Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.
— Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
— Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
— Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
— Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.
После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.
А какие игры у вас в детстве были любимыми?

Применение превентивных мер с детьми дошкольного возраста для успешного формирования учебных навыков

Гимадиева Людмила Павловна

Организация: МБ ДОУ детский сад комбинированного вида № 53

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

В последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения этой категории детей.

Нарушение чтение и письма (в клинико-педагогической классификации-дислексия и дисграфия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными разными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности; моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер. Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательно логопедическое воздействие.

Исходя из этого необходимо обратить внимание на повышение эффективности работы сопровождения обучающихся данной категории, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма.

Необходимо организовать работу по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма и риски их возникновения на всех уровнях образования.

Особое внимание необходимо обратить на воспитанников и обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Такие воспитанники, обучающиеся, как правило не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а так же на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения и чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов. Содержание работы с данной категорией воспитанников, обучающихся определяется в зависимости от этиологии нарушения, степени его выраженности и ступени обучения и может носить пропедевтический либо коррекционный характер. Что можно делать родителям, воспитателям, с целью пропедевтики, а возможно и коррекции нарушений учебных навыков? Играть. Играть и применять превентивные приемы, меры которые помогут ребенку справиться или частично скорректировать нарушения (конечно не исключая работу специалистов: учителя-логопеда, психолога, нейропсихолога и т.д.).

Учебные навыки объединяют в единую структуру деятельности все психические функции – внимание, восприятие, память, мышление, а также целенаправленную деятельность, саморегуляцию, контроль за действиями — развивать которые помогут все подвижные игры, игры с правилами, игры на пространственное мышление.

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста составляет базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при списывании текста (встречается зеркальное написание букв и др.) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений. Формирование пространственных представлений формируется поэтапно и начинается с ориентировки в схеме собственного тела (представления о схеме собственного тела: право и лево на себе (руки, ноги, уши, глаза и т.д.), действовать по инструкции то правой, то левой рукой. Следующим этапом будет перешифровка в схеме человека напротив. Сядьте напротив ребенка выполните какое-то действие спросите, какой рукой вы это сделали. Ответить будет не просто. Далее следует ориентировка во времени, возраст, время года, части суток. На третьем этапе учимся ориентироваться на листе бумаги: ребенок должен освоить понятия: верхний правый угол, следующая клетка, строка; верхняя, нижняя линия строки; слева-направо. Хорошо подойдут задания графических диктантов, составление плана комнаты, можно поиграть в игру «Робот»: прячем игрушку, потом направляем ребенка до игрушки инструкциями: «3 шага вперед, повернуться налево, 5 шагов, повернуться направо» и т.д. Если возникают трудности, можно на левую или правую руку завязать красную ниточку или надеть часы, резинку для волос. Следующим этапом будет понимание логико-грамматических категорий, и последним понимание предлогов.

Помните игры из детства, из серии «Летела ворона», «Под моей крышей». Знали ли вы о пользе данных игр? Знаете ли вы, насколько они ПОЛЕЗНЫ? Знаете ли вы, что данные игры развивают скорость реакции, отторможение импульсивности, контроль и регуляцию своей деятельности. Всё это нам нужно для освоения навыка чтения, письма, счетных операций. Предлагаю вспомнить детство!

Игра «Дождик-солнце»

Делаем зонтик, с помощью ладошки, кто держит руку сверху тот ведущий; и пока ведущий говорит дождик, дождик… — зонтик раскрыт, как только скажет солнце — зонтик закрывается и надо успеть отдернуть палец снизу. Потом меняетесь ведущей ролью!

Вариаций этой игры очень много:

Игра «Летели дракончики».

Летели дракончики ели пончики, сколько пончиков съели дракончики.

Игра «На горе стояли зайцы».

На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!».

Игра «Под моей крышей».

Под моей крышей жили-были мыши, мама стала их считать: «Раз, два, три, четыре, пять!»

Игра «Под моей крышей-2».

Под моей крышей собрались мыши: «Мама, папа, жаба, цап». На слово «Цап» — стараемся поймать пальчик.

Игры из серии «Летела корова» помогут дошкольникам в развитии слухового и фонематического восприятия, а школьникам, которые не дописывают слова и пропускают буквы, быть более внимательными.

Игра «Летела корова».

Игра «Летела ворона».

Летела ворона в голубых панталонах, читала газету под номером. Участник, до которого дошла очередь, произвольно определяет число, и отчет идет дальше по цепочке: Раз-два-три…. Когда отчет доходит до указанного числа, участник, которому выпала очередь назвать число, должен успеть хлопнуть по ладони соседа. Если он успел. То сосед выбывает. Если соседу удалось отдернуть руку, то выбывает участник.

Игра «Под бабушкиной крышей».

Как под бабушкиной крышей завелись мыши, стала бабушка считать насчитала 25″. Считаете до 25. На 25 нужно успеть убрать пальцы.

Игра «Летел лебедь».

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Предупреждая пропуски букв, слогов, слов при чтении и на письме, отсутствие обозначения границ предложений, мы с детьми играем в игры на развитие программирования, регуляции и контроля произвольной деятельности. Вот одна из них:

Игра «Космический погрузчик».

Представьте, что вы собираетесь в космическое путешествие. Сейчас вам нужно взять управление погрузчика на себя и разложить нужные вещи в разные отсеки. Если услышите съедобные предметы, кладете их справа (стукнуть правой рукой по столу или щёлкнуть пальцами). Несъедобные кладете влево (левой рукой стукнуть или щёлкнуть), а животных поставите между ними (хлопнуть в ладоши). Собирать на корабль можно что угодно: меняйте названия предметов и движения. Например: большие предметы — подпрыгнуть, маленькие — сесть на корточки. Каждый раз игра будет разной и быстро не наскучит.

Игра «Секретное слово».

Ведущий называет любые слова, игроки повторяют за ним. Но сначала договариваются о секретных словах: нельзя называть слова со звуком . Вместо этого нужно хлопнуть или топнуть, или сказать шшш/приставить пальчик к губам. Выбирайте и придумывайте любое действие. Секретным словом может быть что угодно: названия животных, цветов, женские имена, спортивные принадлежности, еда и т.д.

Для развития различных сфер: внимания, контроля, памяти, ловкости, быстроты обработки информации, можно поиграть в игру «Четыре стихии», вариантов которой несколько, вот один из:

Если «Вода» — то показывает волну, передавая мяч под одной ногой, согнутой в колене, потом также под другой и называет, например, рыбу.

Если «Воздух» — подбрасывает вверх, ловит и называет птицу. А если ведущий произнес «Огонь», то играющему нужно поймать мяч и молча передать мяч из руки в руку вокруг себя.

В отработке навыка классификации предметов по определенному признаку поможет уборка в комнате, группе — так как нужно все предметы разложить на свое место: игрушки в корзину, конструктор в отдельный контейнер, одежду в шкаф и т.д.. Совместная закупка в магазине тоже послужит развитию определенных навыков, ведь товары рассортированы по группам (молочные, кондитерские,…).

Как вы думаете, у Золушки были нарушения учебных навыков, если она постоянно перебирала крупу, тем самым развивая не только мелкую моторику, щипковый захват, но и зрительное внимание?

Таким образом, игра является прекрасным способом развития учебных навыков. Применяя превентивные меры в дошкольном возрасте, мы можем минимизировать факторы риска.

Список литературы:

Электронные ресурсы (ресурсы Интернет):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *