Конфликт с воспитателем

Многие родители спрашивают меня, как им различить адаптацию ребенка к детскому саду и реакцию на воспитателя-изверга.

В первую очередь, напомню, что большинство конфликтных ситуаций можно решить миром и разговором.

Под воспитателем-извергом я подразумеваю недопедагога, которой бьет и унижает детей, т.е. использует физическое и психологическое насилие (обзывает, унижает, запугивает).

В первую очередь, для родительского спокойствия и облегчения адаптации к детскому саду, я рекомендую перед тем, как отводить ребенка в детский сад, погулять вокруг во время садовских прогулок. Таким образом вы сможете заочно познакомиться с воспитателями.

Если такой возможности нет, например, забор в саду не прозрачный, то погуляйте на детских площадках вокруг детского сада в вечернее время. Частенько родители по дороге из детского сада вместе с детками гуляют.

Вы можете пораспрашивать их про воспитателей. Если вы не узнаете ничего компроматного, про ваших будущих воспитателей, то и не стоит сильно нервничать. Ведь нервозность родителей всегда передается детям.

Знаю, что некоторые родители дают детям с собой диктофон. На мой взгляд, эта крайняя мера. Просто в 100% случаев на записи диктофона вы услышите что-то, что вас не устроит. Может, быть воспитатель повышает голос, одергивает детей, ругает их. Будьте к этому готовы, это не критично.

Ребенок только пошел в детский сад и не хочет туда ходить? Его бьют воспитатели?

Многие родители считают, что ребенок не хочет в детский сад именно из-за воспитателей. На самом деле, такое бывает не часто. Обычно у слёз совсем другие причины. Но как исключить эту причину?

К сожалению, чем младше ребенок, тем сложнее докопаться до истины. Именно поэтому, я не рекомендую без крайней нужды отдавать неговорящих деток в садик. Для социализации вполне подойдут частые прогулки и посещение детских центров.

Ребёнок радуется, когда не идёт в детский сад

«Встретили нас там приветливо, я не знаю, что пошло не так. Возможно, воспитатель не обращает на него внимания, — говорит Инна, — Когда я прихожу за ним вечером, он часто заплаканный, говорит, что в саду все злые, не хотят с ним играть. Утром устраивает истерику, хотя даже маленький этого не делал. «Не хочу в сад! Не пойду туда! Мне там плохо!» Всю дорогу до сада хнычет, а вечером рассказывает похожие истории: «Меня ругает воспитатель, все смеются, что я медленно хожу и ничего не успеваю».

Недавно пришёл из сада и с радостью сообщил, что у него болит нога, поэтому завтра он в садик не пойдёт. Иногда приходит домой с синяками и укусами, говорит, подрались с мальчишками. Я вижу, что что-то не так: он стал хуже есть, вскрикивает во сне.

Для воспитателя «всё нормально»

Когда я спрашиваю воспитателей, как прошёл день, как Егор себя вёл, не ссорился ли с кем, они отвечают: «Всё нормально, немного грустит». Воспитатель не видит, что его кто-то бьёт или кусает. «У вашего сына затруднённая адаптация, он ещё не привык. Он тихий, необщительный; он выглядит на шесть лет, а делает всё медленно». На вопрос о том, что сделала воспитатель, чтобы ребёнок привык к детям, она ответила: «Я три раза звала его в игру, но он сказал, что не хочет, и играл один в песочнице». Разговор закончился ссорой с воспитателем, потому что я сказала, что в прежнем детском саду ребёнок вёл себя по-другому, и его называли коммуникабельным. А значит что-то не так делает воспитатель».

Мать Егора пошла к заведующей, просила подключить психолога и поговорить с воспитателем. Теперь воспитатель разговаривает с Инной сквозь зубы.

Два способа узнать, что воспитатель бьет детей:

Можно просто спросить у ребенка, как наказывает воспитатель.

Только не надо спрашивать совсем в лоб «МарьИвана тебя бьет?» Лучше задавать такие вопросы, которые подразумевают вариативные ответы.

Например, «А если ты/Петя/Маша будешь в садике хулиганить и не слушаться, то что МарьИвана сделает?» Вероятность того, что ребенок ответить из своего опыта гораздо выше. Правда тут ребенок может сказать то, чем ему обычно в садике грозят, например, «милицию вызовет» или «в ясли отправит».

Можно поиграть в детский сад.

Этот вариант подходит для не очень разговорчивых деток. Да и для детей так гораздо легче раскрыться, рассказать о том, что их беспокоит.

Здесь два варианта:
1) Просто наблюдать за игрой ребенка.
Многие дети, начиная посещать детский сад, активно играют в него дома. Так они как раз отрабатывают свои новые переживания. Если взрослые думают, планируют, переваривают все внутри, то дети делают это через игру.

Если в игре ребенка, персонаж, выполняющий роль воспитателя, будет бить других героев, обзывать их и т.п., то это тревожный звоночек. Вот эта картинка очень наглядно показывает, как будет выглядеть такая игра.

2) Предложить ребенку поиграть в детский сад.
В таком ситуации сначала вы будете ведущим в игре, но при этом подключайте активно ребенка. Выберите для себя роль ребенка. Далее два варианта развития сюжета:

Ребенок берет роль ребенка.

Родитель сначала берет на себя роль воспитателя, а потом предлагает и ребенку эту роль. Сначала акцент в игре идет на отношение между «детьми». Потом родитель предлагает какие-то ситуации, где необходим герой-Воспитатель, например, занятие, одевание на прогулку, сон и т.п. И тут родитель предлагает ребенку поиграть за Воспитателя.

Ребенок берет на себя роль Воспитателя.

Исполнять эту роль он будет исходя из своего опыта. Т.е., если в роли Воспитателя, вы услышите, что ребенок говорит ребенку что-то в духе «Ах, ты урод, тупица! Будешь себя плохо вести, за тобой мама никогда не придет», то это явно те слова, которые он слышал от воспитателей.

Давайте, для понятности опишу вам такую игру по ролям.

Был у меня на консультации мальчик Костя 4,5 лет. Родители жаловалась на то, что ребенок отказывается ходит в детский сад, мальчик стал более капризный и плаксивым.

Как проходила наша игра в детский сад:
Я: «Я люблю играть в детский сад! Давай построим настоящий детский сад?»
Костя: «Давай! А где будет садик?»

Мы с Костей обустроили «детский сад»: обозначили, где будет игровая, раздевалка, спальня, прогулочная площадка, выбрали игрушки, которые будут «ходить» в садик и их родителей.

Я: «Чур я Котик, а ты кем будешь?»
К: «А я Ёжик».
Я: «А в детском саду еще есть воспитатели. А наши где?»

Костя выбрал игрушки. Одна воспитательница была красивой куклой, а на роль второй мальчик выбрал самую потрепанную и страшную куклу.

Я за маму Котика: «Здравствуйте, МарьИвана. Пока сыночек»
Я за Котика: «Нет, маааам, не уходи!»-хнычу, спрашиваю Костю, что ответит мама.
Костя за маму Котика: «Ты поиграешь, поспишь и я приду. Мне надо идти на работу.»

Котик продолжает хныкать. Проигрываем аналогичную ситуацию с разными игрушками. Мы разыгрываем несколько моментов в «группе».

В процессе игры я устраиваю саботаж, изображаю непослушание, прошу Костю отреагировать за воспитателя.

К: «Таких плохих мальчиков родители не забирают домой. Будешь здесь ночью спать».

«Идем гулять»

К: «На нас напали!»-изображает как цветы-массажные мячики нападают на всех. Потом приходит вторая воспитательница, спасает всех детей.
Я: «А МарьИвана?»
К:»Она совсем умерла»-берет подушки, накрывает ее и продолжает игру.

Вот так мы похоронили воспитательницу.

Думаю, понятно, что слезы ребенка были связаны с тем, что он боялся, что родители его не заберут из детского сада.

Это, кстати, очень распространенный детский страх.

Мы проработали этот страх еще за 2 занятия. Я использовала, кстати, сказку из моей книги «Адаптационные сказки для детского сада».

Я постаралась так подробно расписать процесс игры, т.к. знаю, что у многих родителей с этим возникают проблемы. Главное, чтобы в игре сначала был позитив, а потом уже подстраиваете конфликтные ситуации своим персонажем.

Если игрушечный воспитатель бьет детей или унижает их, то значит ребенок столкнулся с такой ситуацией и в жизни.

Однако, есть исключения из правил, которые вносят поправки в этот метод:

  1. Если родители используют физические наказание. Тогда в игре ребенок будет отыгрывать травматический опыт, связанный с общением с родителями, а не с воспитателем.
  2. Если ребенок смотрит мультики или играет в игры, где есть насилие старшего над младшим. Вспомните Гомера Симпсона, который постоянно душит своего сына Барта, к примеру… Соответственно, ребенок будет брать сюжет для игры из просмотренного мультика.

Что делать, если вы узнали, что воспитатель бьет детей мы обсудим в следующей статье. Разберем ваши стратегии поведения.

Уже месяц в старшей группе «Рябинки» детсада в Солигорске неспокойно: сперва из-за жалобы родителей 6-летнего Никиты уволили воспитательницу за аморальный проступок, затем большинство родителей с таким решением не согласились и стали отстаивать «свою Николаевну» в отделе образования. Пока воспитательницу судят за «умышленное причинение телесного повреждения», Наталья Николаевна тоже готовит иск в суд: она собирается оспорить увольнение по статье.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Наталья Николаевна — золотой воспитатель, дети ее обожали, просто бежали в сад. Например, если она мне звонила, ребенок спрашивал: «Мамочка, это моя любимая Николаевна?». Многие дети так могут сказать? В нашей группе была самая высокая посещаемость в саду: из 22 человек ходили 19, а после увольнения нашей Николаевны — 5−7. Дети плачут и отказываются идти в сад, — рассказывает Светлана, мама мальчика, который посещает старшую группу одного из детских садиков Солигорска.

С редакцией TUT.BY связались родители, которые уже месяц пишут письма в местное управление образования. Они не согласны с тем, что 35-летняя Наталья Николаевна (все имена и отчества в тексте изменены по этическим соображениям. — Прим. TUT.BY) была уволена с записью в трудовой книжке «в связи с совершением аморального поступка». Ни родители, ни дети не были свидетелями того, что случилось в раздевалке между 6-летним Никитой и воспитательницей 9 декабря. Но взрослые уверены: Наталья Николаевна не могла поднять руку на ребенка, а вот к самому мальчику слишком много вопросов. На него за эти дни взрослые собрали целое досье: ходит в сад не по прописке, «неоднократно издевался и избивал воспитанника», нагрубил спортивному тренеру, постоянно посещает невролога.

В своем обращении, под которым подписались 13 человек, родители просят управление образования провести дополнительное разбирательство «для нормализации дружественной атмосферы», перевести Никиту в другую группу или другой детский сад и самое главное — вернуть Наталью Николаевну.

Какие конфликты с воспитателем могут возникнуть?

Проблема 1: воспитатель кричит

Подруга поведала историю о том, что после перевода в новую группу, ребенок стал тихим и замкнутым. Сначала на это внимания как то не обращалось — возможно сын переживает из-за нового коллектива. На вопросы, что случилось, кроха не давал никакого ответа. Стоило пораньше привести ребенка и застать разговор воспитателя с другим малышом, как все встало на свои места. Женщина разговаривает с детьми криком, да таким, что барабанные перепонки дрожат. И так со всеми детьми. Неудивительно, что он стал зажат. Особенно когда в семье не разговаривают на повышенных тонах. При таком звуковом воздействии побоится даже взрослый.

Конечно, такое поведение воспитателя — не норма. Крик для малышей — вреден. Родитель смело может вступить в диалог с педагогом на эту тему и попросить быть более сдержанным. Если это не поможет, то есть смысл обратиться к заведующей или сменить группу. Психологическое здоровье деток превыше всего.

Проблема 2: невнимательный воспитатель

Безусловно, профессия педагога в детском саду крайне тяжелая эмоционально и физически. Порой так сложно справиться с одним крохой, а тут их больше десятка. И все они разные по характеру и активности, нужно найти подход к каждому. Родители должны это понимать и перестать требовать «особенного» ухода за своим чадом.

На одном форуме женщина возмущенно рассказывала ситуацию из детского сада. Мол, прокололи дочке уши, они стали тяжело заживать, ведь туда попадали волосы и грязные детские руки. «Ну как так можно! Нельзя разве убирать волосики с ушка крохи? Они же у нее загноятся!»

Заведение, кстати, частное. Мать, видимо, ожидала от него обслуживания класса «люкс», чтобы ушки каждый час протирали, и пылинки сдували. Но это утопия. Как ни крути, такая ситуация — проблема родителей. Ведь волосы девочки можно было убрать обручем или обработать специальным средством и спрятать под тканевый ободок. Но дело даже не в этом.

Проблему можно было решить, не выясняя отношения на женских форумах, от них вообще вреда больше, чем пользы. Ведь можно было по-доброму подойти к медсестре дошкольного заведения и «за шоколадку» попросить иногда проверять ушки малышки. Всегда можно попробовать решить проблему полюбовно.

Проблема 3: отсутствие конфиденциальности

Двое моих сыновей посещают один и тот же детский сад. Разница между ними — 2 года. Хотя они выглядят как близнецы — по характеру мальчики абсолютно разные. Если старший активный и общительный, младший — тихий и немного замкнутый. Воспитательница считает нужным каждый раз говорить об этом, притом делает это в общем чате, при всех других матерях. Она вечно рассказывает о том, что с мальчиком что-то не так, он совсем не любит общаться с другими детьми. Требует от меня каких-то действий. Мне немного обидно, что она при остальных родителях обсуждает моего сына. Она намекает на то, что я плохо справляюсь.

Ирина, 29 лет

Конечно, педагог ведет себя некорректно по отношению к матери. Кроме того, необщительность еще не означает какое-то отклонение. Это скорее всего просто особенность характера малыша. Однако обсуждение при других мамочках — это непедагогично. В схожих ситуациях следует задать ответный вопрос: «Так что же вы, как педагог, посоветуете мне сделать в такой ситуации?» Можно также прилюдно, в общем чате. Обижаться на такое поведение не стоит. Можно лишь намекнуть женщине, что стоит обсуждать сына наедине.

Проблема 4: устаревшие методы воспитания

Знакомая поделилась историей о том, как ее дочку в детском саду научили писать правой рукой. Звучит хорошо, да только до этого она была левша. Одним вечером мама девочки заметила, что та держит ложку не в левой руке, как это обычно было. На вопрос почему ты так ешь, малышка сказала, что в садике ругают, когда держишь не в той ручке. Маму эта весть крайне возмутила. На следующий же день женщина вступила в полемику с директором заведения, почему без ведома родителей идут на такие кардинальные перевоспитания. Как оказалось, женщина придерживается советских норм обучения и считает, что все дети должны быть одинаковы в поведении. Разразился скандал и девочку пришлось перевести в другой, более современный садик.

Возмущение женщины оправданно полностью. Развитие неврозов, упадок зрения, заикание, проблемы с речью и даже непроизвольное мочеиспускание — все это может стать следствием переучивания левши. Переученная девочка долгое время заикалась. Детский сад не вправе вмешиваться в здоровье ребенка и исправлять его «дефекты» без ведома опекуна. Вы должны это понимать.

Советы мамам в случае конфликта с воспитателем

Мамам, которые только планируют познакомиться с дошкольным учреждением, нужно знать:

  • Детский сад, особенно государственный, это не СПА для ребенка, вы должны это понимать. Требовать от воспитателей и заведующей особого трепета не стоит.
  • Контролировать нахождение малыша в этом заведение — нужно. Для этого достаточно прислушиваться к своему чаду, чаще интересоваться его прибыванием там и отношениями с другими детьми и педагогами.
  • Доверяй словам своего ребенка и будь на его стороне, особенно когда его ругает воспитатель. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и под защитой мамы. Серьезный разговор и наказания лучше оставить наедине с крохой.
  • Не обманывай ожиданий крохи о детском саду, словно это самое прекрасное место на свете и каша там самая вкусная. Конечно так легче получится «затащить» туда дошколенка. Но пребывание его там будет омрачено родительским обманом.
  • Не используй метод «мама исчезла», когда приводишь ребенка. Не нужно незаметно уходить, чтобы он якобы не заметил этого и меньше расстраивался. Дети очень боятся оставаться брошенными. Этот момент может нанести ему психологическую травму.
  • Не ругайтесь с работниками по пустякам. Это в дальнейшем может усложнить его нахождение в заведение. Возможно и изменится к вам двоим отношение. Будь сдержаннее и дипломатичнее.

Арина, приветствую!
Задача, которую Вы перед собой ставите, достаточно сложная и, вероятно, не реальная.Стоит задуматься над тем, сможете ли Вы «перевоспитать» взрослую женщину-педагога? Можно, конечно, прислушаться к ней: почему она кричит, как ей помочь с этим справиться и т.д. Можно попробовать влиять через руководство, но если ее поведение настолько явно деструктивное («На детей кричит,очень грубая,даже при родителях».), то руководство, скорее всего, в курсе и бездействует по какой-то внутренней причине.
В тоне Вашего письма так же звучит обида и злость на педагога. Так же читается, что Вы очень близки со своим сыном: «воспитательница НАМ нравится», «много слез ПРОЛИЛИ». Подумайте, вспомните свое детство, не напоминает ли Вам педагог кого-то, кто расстраивал Вас, от общения с кем Вы плакали так же, как сын, к которому Вы сейчас присоединяетесь в переживании его проблем в общении? Вероятно, тогда Вы увидите ситуацию в другом свете и контрастное восприятие конфликта (сын — хороший, воспитатель — плохая) окрасится полутонами Вашей личной непрожитой истории отношений и позволит еще более реалистично принять то, что есть.
И, если рассмотрев все варианты, Вы поймете, что общение с ней настолько травматично для сына, то скорее всего, стоит приступить ко второму варианту решения задачи — все-таки найти возможность и перевести ребенка в другой сад. В этом векторе Ваша активность точно не пропадет даром.
Желаю Вам сил и терпения в этом вопросе.
С уважением, Т.Рейх.
Ответ отредактирован автором 11-02-2015 19:01:24

Ответ отредактирован автором 11-02-2015 19:02:21

добавить в избранные
рекоммендовать:

Я молча собрала вещи ребенка, взяла его за руку, пришла к заведующей, написала на нее жалобу. Заведующая ее вызвала. Она сказала, что нецензурного выражения не было. Позвала нянечку (которой в тот момент рядом не было), та подтвердила (ну, естественно). Это выражение слышали другие родители, но вряд ли кто согласился бы подтвердить это заведующей, ну, сами понимаете) Разговор был у нас в кабинете заведующей очень долгий, с переходом воспитателя на крик (на что мне заведующая сначала, сказала: «Она не кричит, это у нее просто голос такой громкий», а потом уже сама просила ее не кричать).
Теперь суть: ребенок в связи с ремонтом ходил в параллельную группу где-то с месяц (всего в сад мы отходили год). Потом мы ушли на летне-оздоровительный период и отдыхали от садика 2 месяца. Вернулись мы уже после ремонта в нашу старую группу. У него сразу же была истерика, что он не хочет в эту группу, а хочет в ту. Вопросов я ему задавала очень много… Удалось выяснить, что дело в том, что с ним там, по его словам, никто не играет (выяснилось, что это не так, у него действительно всё в порядке с общением в группе). К воспитателю у ребенка претензий нет. У меня к ней тоже не было до сегодняшнего ее поведения. Оказывается, я должна была, по словам заведующей и воспитателя, просто засунуть ребенка в раздевалку, сообщить об этом воспитателю и быстро уйти, не дожидаясь, пока он переоденется. Как я могла даже подумать о таком???????????? Это же вообще против правил! Из-за этого она мне устроила такой скандал… В общем-то разговор был ни о чем, в процессе которого все успокоились… Ребенок был засунут в раздевалку, воспитатель взяла его за руку, и я ушла.
В долгом разговоре воспитатель просто кричала, сколько сил она вложила в моего ребенка, какой он разбалованный и несамостоятельный, а сейчас ему взбрендило, что он хочет в другую группу, а я ему потакаю и пытаюсь объяснять, почему он не может ходить в другую группу, тогда как я «должна» ничего этого с ним не обсуждать, а просто ответить на его «бредовую идею» нет и всё. Я с этим абсолютно не согласна. Ребенок постоянно рыдал и просился в другую группу, я ему сказала, что я узнаю, и, если разрешат, то переведу. Он сразу успокаивался. Получается, я дала ему ложную надежду, но я была уверена, что перевести получится без проблем, ведь до этого, когда начался ремонт, сама наша воспитатель подошла ко мне и сказала: «А не перевестись ли вам в параллельную группу? Смотрите, как ему там нравится». Меня тогда насторожило это предложение, но, подумав, мы решили оставить всё, как есть.
Ладно с ней, с воспитателем… Она беременна (гормоны?), скоро в декрет, правда, через год она вернется. Что делать с ребенком? Бывает, он дома спрашивает: «Я завтра пойду в садик?», я говорю, что да, истерика… Т.е. заранее даже… Как я уже только ни пыталась с ним разговаривать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *