Как учить английский с ребенком?

Мы, взрослые, учим английский язык долго и мучительно. Ищем подходящий способ, пытаемся уложить в голове правила иной лингвистической системы, «перевоспитываем” свой артикуляционный аппарат для других звуков.

Ребенку гораздо легче учить английский с нуля: дети буквально впитывают его! Те грамматические конструкции, которые мы старательно заучиваем, они моментально «поглощают”. Без анализа, к которому еще не способны, а просто так.

Ребенок может заговорить и на двух, и на трех языках. Главное, постоянно с ним заниматься. Поэтому, дорогие взрослые (настоящие и будущие родители), готовимся к воспитанию англоговорящих малышей! А мы вам в этом поможем.

Содержание

Итак, на повестке дня (оглавление статьи):

  1. Теория: как начать изучать английский язык с детьми. Кратко поговорим о самых важных принципах изучения английского с дошкольниками.
  2. Играем вместе: путь к сердцу малыша лежит через интересные игры. Мы насобирали огромный список отличных игр!
  3. Онлайн-сервисы. Мы нашли большое количество сайтов с играми, раскрасками, песнями, мультиками, книгами… и другими материалами для ребят.

С чего начать изучать английский язык с ребенком самостоятельно: методика «погружения”

Недавно всю нашу страну покорила малышка по имени Белла Девяткина. Эта девочка в свои 4 года владеет 7-ю (помимо своего родного) языками: английским, немецким, французским, испанским, итальянским, китайским и арабским.

На самом деле ребенок может освоить и большее количество языков, ведь, как писал Масару Ибука в нашумевшей книге «После трех уже поздно”:

«…мозг ребенка может вместить безграничный объем информации…”

Так, если в семье мама – русская, папа – англоговорящий, а нянечка, скажем – немка, то ребенок будет без каких-либо сложностей говорить на всех трех языках. И никакого «смешения” языков не будет (о чем говорят многие скептики). Просто мама будет у малыша для «В лесу родилась елочка”, а папа для «ABC songs”. 🙂

Но родители Беллы – русские! Как тогда это возможно? Оказывается, ее мама с детства говорила с ней только на английском языке (то есть условия двуязычия были созданы искусственно). После того, как родители заметили ее интерес к языкам, они наняли ей репетиторов-носителей языка – вот и получилась малышка-полиглотка.

И такой пример далеко не один. Масару Ибука в своем труде тоже рассказывает о таких детях-билингвах (кстати, почитайте эту книгу – она изумительна).

Если вы владеете английским отлично и чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы говорить только на нем, то никакой теории и статей вроде «с чего начать учить английский с ребенком с нуля” не понадобится. Просто говорите с малышом на английском языке. Вот и все.

Обратите внимание: в этом случае вам нельзя будет разговаривать с дошкольником на русском языке. Другие члены семьи говорят с ним по-русски, но вы ТОЛЬКО по-английски.

Но что делать родителям, которые не настолько уверены в своем английском? Ведь в таком случае обучение по методике «погружение в языковую среду” будет невозможно (если только вы не наймете себе native speaker в качестве няни). На этот вопрос мы и ответим в статье.

Глава 1: Формула языка

Вы решили начали изучать английский язык. Поздравляю, вы никогда не пожалеете об этом решении! Но что значит «изучать язык»? Ограничивается ли это занятие заучиванием слов или работой с учебником? В этой главе мы разберем, что именно входит в понятие «изучение языка». Вы узнаете, как все подходы и методики можно выразить в одной формуле, почему одних знаний не достаточно, насколько велика роль практики, а также почему у вас не может быть нулевого уровня английского языка.

Можно ли выучить английский язык без преподавателя?

Скорость флота меряется всегда по скорости самого тихоходного судна. Ну, вот то же самое и со школой. Учителя должны равняться по отстающим ученикам, а я один могу идти быстрее.

«Мартин Иден», Джек Лондон

Я уверен, что некоторым вещам невозможно или крайне трудно научиться без помощи преподавателя. К примеру, преподаватель (тренер) нужен во многих видах спорта: тяжелоатлет-самоучка попросту покалечит себя, прежде чем достигнет каких-то результатов. Наверняка очень трудно стать архитектором-самоучкой (хотя примеры существуют), ведь для этого нужно, как минимум, освоить целый комплекс сложнейших научных дисциплин. Хирурга-самоучку я себе вообще не могу представить.

Но я также уверен, что изучение языка – не из тех вещей, с которыми нельзя справиться без преподавателя.

Да, далеко не все рождаются будущими художниками, врачами, инженерами, но у всех людей есть задатки к усвоению языка. Все мы успешно выучились родному языку, есть много стран, регионов, где владение двумя-тремя языками считается нормой. Усвоение языка – это естественная природная способность человека.

Разумеется, помощь талантливого и опытного преподавателя всегда идет только на пользу. Но то же самое справедливо, к примеру, и по отношению к искусству кулинарии. Под руководством профессионального повара можно выучиться качественно готовить удивительные блюда. Но скажите, как часто люди берут уроки кулинарного мастерства? Очень редко, все учатся готовить на своем опыте, с помощью книг, телепередач, советов родителей, друзей, ведь это такая простая задача, что нет смысла для этого где-то учиться.

Точно так же совсем необязательно заканчивать языковой вуз, если вы мечтаете свободно говорить по-английски. Изучение языка – это слишком простая для этого задача. Она настолько проста, что необходимости в преподавателе просто нет, вы вполне можете обойтись учебниками и разными вспомогательными материалами. Людям удавалось это во времена, когда магнитная лента с записанным звуком казалась чудом, а сейчас, в эру информационных технологий, вообще грех жаловаться.

Только не путайте самостоятельную учебу с занятиями в полном одиночестве, когда вы ни с кем не общаетесь на английском. В одиночку, без помощи живых собеседников, язык можно изучить только до определенной отметки. Например, выучиться хорошо читать и писать, не умея говорить и не понимая английскую речь. Если изучать язык только по книгам, без аудио– и видеоматериалов, без общения, то так и будет. В эпоху железного занавеса, когда пообщаться с носителями языка удавалось в лучшем случае по переписке, нередко встречались «немые» знатоки английского. Они прекрасно переводили художественную и специальную литературу, но по-английски не говорили, потому что у них не было возможности практиковаться в устной речи.

К счастью, сейчас есть не только книги, но и множество аудио– и видеоматериалов, обучающих программ и, самое главное, есть возможность общаться на английском языке с помощью интернета. Сейчас, пользуясь этими возможностями, можно научиться владеть иностранным языком на достойном уровне без помощи преподавателя.

Опытный преподаватель может направить вас, поможет сориентироваться в учебном материале, объяснит трудные моменты, не даст расслабиться и проконтролирует ваши успехи в учебе. Но ни один педагог не сможет вложить знания в вашу голову, читать литературу в оригинале и смотреть фильмы на английском вместо вас, ни один преподаватель не сможет выучить английский за вас. Выучить язык сможете только вы сами. Даже если вы учитесь на курсах, по большей части вы учитесь самостоятельно.

Приведу пример. Любой преподаватель скажет, что помимо занятий в классе очень важно читать материалы на английском языке. Причем не только «топики» из учебника, но и художественную литературу, новости, статьи, которые были бы интересны лично вам. Если в дополнение к классным занятиям читать хотя бы по несколько страниц в день, результаты будут намного лучше. Чтением редко занимаются на уроке, ведь классное время лучше потратить на задания, требующие участие преподавателя, а чтение вполне можно задать на дом. Проблема в том, что мало кто действительно читает дома. Внеклассная часть изучения языка – только в ваших руках, никто ее за вас не сделает, какую бы круглую сумму вы не выкладывали за учебу. Действительно, преподаватель, занимаясь с вами, окажет значительную помощь, но выучить язык вместо вас не сможет. Изучение языка – двухсторонний процесс, требующий участия не столько учителя, сколько ученика. Языку нельзя научить, ему можно только научиться.

Занимаясь без преподавателя, вы можете сами разобраться в учебном материале – многие учебники построены так, чтобы по ним можно было учиться без чьей-либо помощи. Контролировать успехи можно с помощью тестов, хотя я не вижу в этом большой надобности. И вот почему: если вы занимаетесь языком, вы двигаетесь вперед в любом случае. Нельзя учить язык и при этом ухудшать свои знания. Единственный способ идти в обратном направлении – это полностью прекратить занятия. Да и то, даже после долгого перерыва можно быстро и легко вернуться в форму. Успешно пройденный тест говорит вам, что вы хорошо усвоили материал, придает бодрости и воодушевления, но я по своему опыту знаю, что гораздо больше воодушевления появится, когда вы откроете какую-нибудь интересную статью в интернете, начнете ее читать, а потом поймете, что читаете на английском языке и даже не замечаете этого.

А вот заставлять учиться вас действительно никто не будет. Но с другой стороны, если вы будете ходить на курсы как на каторгу и выполнять домашнее задание только из страха перед укоризненным взглядом преподавателя, вы только зря потратите время и деньги. Положительный настрой и мотивация – очень важные факторы успеха в изучении языка. Опять же, языку можно только научиться.

Несомненный плюс самостоятельной учебы в том, что самоучка – сам себе хозяин. Вы можете выбрать понравившийся учебник, красивый обучающий сайт, заниматься в удобное время, изучать именно те слова и темы, которые нужны вам, вы полностью отвечаете за успехи в обучении, равно как и за неудачи. Со временем вы лучше узнаете свои познавательные способности и будете использовать те приемы обучения, которые особенно эффективны именно для вас. Вы можете уделять больше времени, например, чтению специальной литературы или разговорной практике, смотря что вам нужнее.

Но думаю, я не ошибусь, если скажу, что выбор в пользу самоучителей гораздо чаще делают по другой причине: курсы английского языка, как и услуги опытного репетитора, стоят недешево. Причем деньги эти нужно выкладывать ежемесячно на протяжении неопределенно долгого времени. Образование, конечно, стоящее вложение денег, но, узнав расценки, невольно задумаешься, а ведь кто-то вполне себе учит языки самостоятельно, чем я хуже?

Если у вас есть возможность и желание обучаться на курсах, это понятный выбор – вы доверяетесь профессионалам. Но если такой возможности нет, или вы чувствуете в себе достаточно сил и уверенности для самостоятельных занятий, – это не снижает ваши шансы на успех. Наоборот, скорее даже увеличивает, ведь полагаться вы сможете только на себя.

С какого возраста начинать учить английский с ребенком?

По поводу этого вопроса между педагогами развернулась целая дискуссия: когда лучше начинать, стоит ли учить английский с малышами или нет? Наш ответ – да, стоит. Но главное – дождаться, когда у ребенка закончится процесс формирования родного языка. То есть он будет иметь чистое звукопроизношение и в должной мере развитую связную речь. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Но минимум ≈ с 2,5 лет (не раньше).

Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно – с чего начать?

Лучше всего отдать ребенка в специальные языковые ясли, если имеется возможность. Тогда вам не придется брать на себя такую серьезную ответственность, к тому же у ребенка в сознании будет то самое «разделение языков” (дома – русский, в яслях – английский). А сами вы можете поддерживать интерес и прогресс ребенка играми, мультиками, песенками и т.д.

Если вам все же хочется учить английский с ребенком самостоятельно, то можно замотивировать его «куклой-англичанкой”. Приобретаете куклу (можно куклу-перчатку) и знакомите ее с малышом, говоря, что по-русски она ничего не понимает. Чтобы пообщаться с «англичанкой”, ему предстоит выучить новый, но очень интересный язык. Ну а дальше вместе с этой куклой вы играете, смотрите мультики, учите песни и стихи… обо всем этом и пойдет речь ниже.


Например, в качестве куклы отлично подойдут персонажи из Улицы Сезам

Какие языковые навыки можно развивать у дошкольников?

Разумеется, никакой грамматики, написания и т.д. Ребенок в дошкольном возрасте может:

  • воспринимать речь на слух,
  • говорить сам,
  • читать (вместе с родителем, а потом изучать/разглядывать книгу самостоятельно, если она его заинтересует).

То есть осваивать ребенок будет все те же навыки английского языка, что и русского в этом возрасте.

Кстати, насчет «говорения” и правильного произношения английских звуков можно сильно не волноваться. Это мы, взрослые, перестраиваем свой артикуляционный аппарат после привычных нам русских звуков. А ребенок гораздо скорее научится верному произношению.

Для развития этого навыка лучше всего петь песенки и разучивать Nursery Rhymes за англоговорящим диктором: детское «обезьянничество” и уникальный детский слух сделают свое дело. Если все же будут какие-то недочеты, то просто поправьте малыша, но без всяких сложных разъяснений.

Предлагаем вам самим разобраться в английских звуках. Читайте статьи:

  • Звуки / ɜː /, / ɒ /, / ɔː /,
  • Звуки / æ /, / ʌ /, / a: /,
  • Звуки /d-t/, /z-s/.

Как учить английский с детьми с самого начала: 5 конкретных способов

1. Смотрите с ребенком мультики на английском языке. Вы думаете, ему будет непонятно? Ошибаетесь 🙂 У детей в этом возрасте невероятная языковая интуиция. Они могут не понимать слова, но им помогут эмоции в голосах героев и на их нарисованных «лицах”, им поможет музыка и т.д. Вы удивитесь, но после просмотра мультика, он может начать повторять слова из него, напевать песенки.

Также используйте специальные русскоязычные мультфильмы для изучения языка.

2. «Разучивайте” с ним английские слова и фразы (первое слово не просто так взято в кавычки). Это не уроки и не учебные занятия. Это ваше повседневное общение с ребенком, во время которого вы говорите ему английскую лексику.

– Мама, смотри – машина!
– Да, и правда машина. А знаешь, как это будет по-английски? Car! This is a car.

Главные правила:

  • Слова нужно использовать в контексте ситуации: во время обеда говорим о еде, во время прогулки по зоопарку – о животных и т.д.
  • Соответственно, осваиваем только те слова, которые связаны с нынешним бытом ребенка: семья, цвета, одежда, животные, фрукты и т.д.
  • Любое слово должно тут же подкрепляться наглядным образом: для слова «dog” – это игрушка, картинка / фотография или лохматый и гавкающий пес рядом с вами 🙂


Такой наглядный образ поможет с легкостью усвоить новые слова

Еще одно: чтобы ребенок сразу же «осваивал” английскую грамматику (опять же в кавычках) говорите ему целые фразы. Ведь если вы будете говорить ему отдельные слова – он повторит слова, а если целые предложения – он станет использовать предложения.

– Dog!
– This is a dog!

Также для освоения новых слов можно использовать различные игры, раздаточные материалы (раскраски, задания и т.д.), при работе с которыми ребенок будет получать огромнейшее удовольствие!

3. Учите с ним детские песенки и стишки. Найти их можно на сайтах ниже (или поискать в Яндекс и Google). Преподносить ребенку сам стих лучше всего в виде небольшой «инсценировки”, ведь многие стишки имеют под собой некий сюжет и легко разыгрываются (вживую или на куклах).

Малыш может попросить перевести стих на русский – вы переводите, а потом опять разыгрываете «постановку” перед ним. Главное правило: НЕ просить ребенка повторить за вами. Ваша задача – заинтересовать его этим непонятным языком. Многие детки могут сначала просто слушать и слушать, и слушать, а потом внезапно начать «шпарить” эти стихи наизусть 🙂

Например, песенка «Old Macdonald had a farm” разыграна во множестве разных мультиков. Текст песни есть .

Этапы работы над стихом:

  • Сначала вы сами изучаете содержание стихотворения или песни, отрабатываете свое произношение (звуки в словах, интонацию, ритм).
  • Затем тренируетесь выразительно читать его и продумываете наглядную опору для ребенка: инсценировка с игрушками, какой-нибудь танец… в общем включите фантазию!
  • Теперь можно представить ваш труд на суд малыша. После этого обсудите представление с ребенком: что он понял, какой момент понравился ему больше всего.
  • После предложите ребенку «присоединиться” к вашей постановке и подготовить совместный номер для других членов семьи. Но для этого малышу предстоит выучить этот стишок (так появится мотивация).
  • Еще можно найти (или придумать) пальчиковую или жестовую игру, основанную на этом стишке. Тогда можно периодически предлагать ребенку играть в нее в любых подходящих ситуациях (разумеется, если он сам этого захочет).

4. Читайте вместе с ребенком книги на английском языке. Начинать можно, когда он уже знает отдельные слова. Простые сюжеты будут вполне понятны детям, а картинки разъяснят непонятное.

Если какая-нибудь книга его по-настоящему заинтересует, то он будет брать ее самостоятельно и разглядывать, изучать (это создаст мотивацию к тому, чтобы научиться читать). К тому же, ребенок будет глазами «фотографировать” слова и запоминать их внешний вид. Получается, ваша задача – заинтересовать его чтением.

Систематическое обучение чтению начинается только в 4-5 лет по принципу от простого к сложному:

  • Для начала выбирайте односложные слова из 2-х – 3-х букв (максимум из 4-х – 5-ти) без немой «e”, без буквосочетаний th, ch, ph. А еще лучше, чтобы ребенок уже знал эти слова на слух.
  • Для изучения английского алфавита используйте песенки и онлайн игры (они есть ниже).
  • Если вы решите рассказать ребенку про то, как читаются английские буквы, то ни в коем случае не «сбрасывайте” на ребенка сразу все правила чтения. Например, если вы говорите о букве «а”, то сначала давайте ребенку слова, где эта буква обозначает звук / æ / – cat, dad и т.д. Затем идем к следующим буквам – b, c, d и т.д, для которых тоже берем только один тип чтения. И только на втором круге рассказываем про следующий тип.

Для обучения ребенка чтению вам поможет изумительный сайт www.starfall.com. Например, заходите в этот раздел и учитесь вместе с малышом читать слова с коротким звуком / a / (æ). Каждый звук произносится веселым детским голосом и сопровождается объясняющей анимацией. Просто находка!

Где можно найти книги для чтения на английском:

  • www.childrenslibrary.org – каталог электронных книг с удобным поиском: слева выбираем возраст, а сверху – язык (английский, разумеется).
  • www.oxfordowl.co.uk – часть электронных книг на этом сайте тоже доступна в бесплатном режиме, к тому же на сайте есть советы для родителей и разные упражнения для ребенка, чтобы он научился читать.
  • www.storynory.com – аудиокниги (в основном, сказки), которые читаются профессиональными дикторами. Прослушивание аудиозаписей поможет приучить к мелодике языка.
  • Еще больше полезных сайтов вы найдете ниже.

И помните, что все же электронная книга не сравнится с настоящей, которую можно потрогать, а потом с увлечением полистать. Поэтому обязательно прикупите несколько красочных английских книг к себе в библиотеку!

5. Затевайте с малышом веселые игры! И он даже не заметит, что во время этой игры вы его чему-то учите. Когда ребенок совсем маленький, организуйте совместные игры. Подросшему «ученику” можно предложить онлайн-игры для изучения английского. Ниже вы найдете список и тех, и других.

Принципы обучения ребенка английскому языку

Есть три принципа, соблюдение которых поможет вам достичь хороших результатов при изучении английского с ребёнком:

1. Последовательность.

Не торопитесь обучать ребёнка премудростям грамматики и орфографии, если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, что он к этому готов. Если вы не используете никакие учебные пособия и составляете программу сами, стоит обратить особое внимание на то, чтобы давать материал последовательно. Хотя практика показывает, что всё же лучше пользоваться хорошими учебниками – план, составленный профессиональным филологом, будет эффективней.

2. Естественность.

Многие родители уверены, что не нужно начинать занятия с ребёнком до пяти лет, следует подождать, пока он пойдёт в школу, иначе эти уроки «отнимают у ребёнка детство». На самом деле, если занятия будут организованы правильно, они будут проходить естественно – и ребенок не будет чувствовать никакой учебной нагрузки.

3. Настойчивость.

Возможно, не всё пойдёт так гладко, как вам хотелось бы. Если какая-то методика не нравится вашему малышу, отложите на время занятия, а потом попробуйте заинтересовать его языком другим способом.

Методики обучения для детей

Выбирая методику изучения английского, обратите внимание, на какой возраст она рассчитана.

1. Игровая методика нравится и детям, и преподавателям, она интересна и эффективна. Суть простая: педагог проводит игры, во время которых дети совершенствуют знания языка.

Достоинства методики: она адаптируется для любого возраста (от одного года), с её помощью можно развивать как устную речь, так и знания грамматики, орфографии и т.д.

2. Методика Зайцева подходит детям от трёх лет. Недавно она была адаптирована для изучения английского языка – на знаменитых кубиках Зайцева теперь можно увидеть английские буквы.

3. Методика Глена Домана разработана для младенцев: они рассчитаны на зрительную память ребёнка, на то, что картинки и написанные на них слова запомнятся и упростят обучение чтению и письму в будущем. Эти карточки можно изготовить самостоятельно: Глен Доман дал чёткие рекомендации в своих книгах. Использовать карточки можно не только с грудничками, а и с детьми вплоть до среднего школьного возраста.

4. Проектная методика подходит детям от 4-5 лет. Педагог выбирает тему и посвящает ей серию занятий. Он предлагает разные виды деятельности, с помощью которых ребята узнают что-то интересное по теме проекта, даёт задания для самостоятельной работы (или с родителями, зависит от возраста). На завершающее занятие дети приносят творческие, масштабные для их возраста работы на заданную тему.

5. Смешанная методика – в ней вы по собственному усмотрению комбинируете другие методики, играете с ребёнком в игры, разучиваете песни, разрабатываете проекты и т.д. Главное достоинство методики – разнообразие. Вам будет проще заинтересовать малыша, он никогда не будет знать наперёд, чем вы будете заниматься сегодня.

Когда следует начинать учить ребенка языку?

Если вы решили взяться за обучение ребёнка серьёзно и договорились со своей второй половиной говорить дома на двух языках (или нанять для этого няню), можете начинать хоть сегодня. Нет никаких возрастных ограничений.

Решили водить ребёнка в группу или заниматься дома? Начинайте не раньше 4-5 лет. К моменту начала занятий у ребёнка должна сложиться языковая картина родного языка, он должен иметь достаточный словарный запас. Если вы начнёте ребёнку пояснять, что «house» значит «дом», а он не знает, что такое «дом», эффективность занятия будет равна нулю.

Успехов вам и вашим детям!

Волшебные рифмы в обучении ребенка английскому

Есть несколько подходов к тому, как начать учить английский с ребенком. Остановимся на одном из самых эффективных методов: заучивание наизусть детских песенок и стишков. Память у детей дошкольного и младшего школьного возраста просто феноменальна: они быстро запоминают большие объемы информации. Хорошо заученные в этом возрасте слова, фразы и грамматические конструкции будут позже автоматически всплывать в памяти, когда это понадобится.

Если ребенок учит короткое стихотворение или песенку, он должен не только видеть строфы, но и слышать, как их произносит носитель английского языка. В интернете можно без труда найти как текстовые, так и аудио файлы английских детских стишков (nursery rhymes). Обеспечить понимание ребенком смысла стихотворения – задача родителя или педагога.

Весело и эффективно – примеры обучающих стихотворений

Детские стихи забавны по содержанию, так что ребенок с удовольствием выучит веселое четверостишье. Для примера приводим несколько детских стихотворений, которые подходят для начального этапа изучения английского. В каждом из них содержатся полезные элементы.

Этот стишок поможет обучению счету на английском. Кроме того, здесь есть такие полезные выражения как Buckle my shoe (застегнуть ботинок), Knock at the door (постучать в дверь), Pick up sticks (поднять палочки) и Lay them straight (положить их прямо, т.е. параллельно друг другу).

В этом стихотворении присутствуют названия нескольких цветов радуги (pink, red, blue, etc.), а также предметов, которые окрашены в эти цвета (rose, poppy, sky, etc.). Кроме того, данный стишок тренирует конструкцию N is Adj (Сущ. + to be + прил.: Небо есть голубое). Это одна из самых часто употребляемых структур английского предложения. Наконец, последние две сроки содержат милую лингвистическую шутку: как существительное orange означает «апельсин», а как прилагательное – «оранжевый».

Mr. East gave a feast.
Mr. North laid the cloth.
Mr. West did his best.
Mr. South burnt his mouth
With eating a cold potato.

В этом стишке присутствуют названия сторон света: East, North, West, South. Также тренируется употребление прошедших форм неправильных глаголов: gave, laid, did, burnt. Кроме того, здесь имеются хорошие идиоматические словосочетания: Give a feast – закатить пир, Lay the cloth – постелить скатерть, Do one’s best – сделать все, на что ты способен. Заучивание наизусть (по-английски learn by heart, т.е. «выучить сердцем») подобных устойчивых словосочетаний особенно ценно для будущего овладения ребенком английским языком.

Это стихотворение помогает запомнить английские названия некоторых частей тела: head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, and nose.

I see the moon.
The moon sees me.
God bless the moon!
And…
God bless me!

Это четверостишье демонстрирует употребление базовой структуры английского (как, впрочем, и русского) предложения: Субъект действия + Предикат + Объект. Все четыре простых предложения здесь построены по этой схеме.

Ding ding dong.

Эта песенка учит построению предложения в грамматическом времени Present Continuous, причем как в его вопросительной форме (Are you sleeping?), так и в утвердительной (Morning belles are ringing).

Здесь содержатся примеры предложений, в которых в роли подлежащего выступает герундий (boxing, dancing, skipping), а в роли сказуемого – глагол плюс прилагательное (is not hard). Кроме того, это стихотворение тренирует специфическую конструкцию whether…or: Whether you are big or small (не важно, большой ты или маленький). Многократное повторение одной или нескольких строк стихотворения, характерное для английских детских стишков, только способствует запоминанию соответствующих фраз.

Pussy Cat, Pussy Cat,
Where have you been?
I’ve been to London
To look at the Queen.

В данном четверостишии использовано время Present Perfect (Where have you been? и I’ve been to London) – самое сложное для понимания носителями русского языка английское грамматическое время. Однако этот стишок поможет ребенку запомнить способ выражения этой мысли: Киса, где ты была? — Я была в Лондоне. Кроме того, здесь присутствует еще одна полезная грамматическая конструкция, т.н. инфинитив цели: I’ve been to London to look at the Queen – я была в Лондоне для того, чтобы посмотреть на королеву.

Обучать маленького ребенка грамматическим правилам или правилам английского произношения не имеет смысла. У него еще не сформировались присущие взрослому разуму способности к анализу и синтезу. Однако имитационные упражнения в таком возрасте очень полезны. В конце концов, именно посредством имитации малыш постепенно овладевает своим родным языком. В языковой школе Центра YES всегда готовы подсказать родителям, с чего начать изучение английского с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста.

Афанаскина Екатерина Владимировна — эксперт учебно-методического отдела

Центра иностранных языков «YES».

Учим английские слова для детей – игры

Классический способ изучения новой лексики – словарные карточки (то есть слово + перевод + картинка). Кстати, в нашем блоге есть целая «книга” карточек с наборами слов.

Примеры словарных карточек от Lingualeo. Полный список находится .

Но будет еще лучше, если вы создадите их совместно с малышом. Вместе подберете картинки, приклеите их к листочкам бумаги или картона и т.д. Тогда уже во время подготовки к «играм в английский язык” ребенок что-то усвоит. Что дальше делать с карточками? Вот несколько вариантов:

1. Карточки можно использовать для игры в пантомиму. Сначала вы говорите малышу английское слово (и показываете его на карточке), а ребенок должен изобразить это слово жестами. Потом можно играть в «обратную” пантомиму – ребенок (или вы) изображаете животное, действие, предмет, которое он вытянул, а остальные участники угадывают.

2. Игра «Show me”. Кладете перед ребенком несколько карточек, а затем из этого списка называете одно слово – ребенок должен коснуться нужной карточки.

3. «Yes-No game”. Вы демонстрируете карточки и говорите слова верно или неверно (показывая бегемота, произносите «тигр”). Ребенок отвечает «Yes” или «No”.

– Is it a tiger? – No!!!

4. Игра «What’s missing”. Раскладываете ряд карточек (4-5 штук). Смотрите на них вместе с малышом и проговариваете слова. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одно слово. Назови, что пропало?

5. Игра «Jump to…”. Вы раскладываете на полу карточки в вертикальный ряд и даете ребенку задание допрыгнуть до какого-то слова (отлично подойдет, если малыш заскучал).

Это лишь несколько механик с использованием карточек. Включив фантазию, вы сможете придумать еще больше вариаций игр. А мы пойдем дальше. Какие еще игры можно использовать?

1. Виселица – классическая словесная игра. Но лично меня жуткий образ виселицы очень пугает, поэтому предлагаю от него уйти. Например, можно сделать по типу вот этой онлайн игры: нарисовать мышку, а рядом – начать рисовать котика. Когда котик готов – мышка проиграла 🙂

Онлайн игра, созданная по типу «Виселицы”, использует образ мышки, которая охотится за сыром

2. Еще одну известную детскую игру тоже можно переквалифицировать на английский язык – это «Съедобное-несъедобное” (думаю, правила вам известны).

3. Игра по типу «Города” (называть слово на последнюю букву предыдущего), но с любыми другими английскими словами. Так можно «переделать” любую словесную игру (поищите их в Интернете – найдете миллион идей).

4. Еще один отличный тип игр – пальчиковые. Посмотреть примеры можно .

5. Игра «Is it . …?”. Вы постепенно рисуете какой-то объект, а ребенок пытается его угадать. Например, нарисовать половину круга, а ребенок гадает:

– Is it a ball? Is it the Sun?
– No, (продолжаете рисовать)
– Is it an apple?
– Yes! 🙂

6. Еще один вариант игры «Is it . …?” – карточка с дыркой. Вырезаете в куске ткани (или листе бумаги) дырочку и накладываете ее на словарную карточку. Водите дырочку по картинке, а ребенок угадывает, что там спряталось.

7. Волшебный мешок. Складываете в мешок разные предметы, а малыш достает их и называет. Еще более интересный вариант: он опускает руку в мешок и на ощупь угадывает содержимое.

8. Игра «Touch your …nose, leg, hand…” (в общем части тела).

«Touch your mouth”, – говорите вы, и малыш трогает свой рот.

9. Игры помогут детям легко выучить цвета английского языка. Например, вы даете ему предметы разных цветов и просите найти и отобрать из них вещи определенного цвета (кстати, такое же задание может касаться слов, начинающихся на какую-то букву и др.).

10. Еще один пример игры на цвета – «Find something…. in the room”.

«Find something red in the room!”, – и ребенок ищет что-нибудь указанного цвета.

11. Как учить глаголы. Выполняете с малышом какое-то действие и проговариваете, что именно делаете:

– «Fly! We are flying”, – и изображаете, что летите.
– «Let’s sing! We are singing!”, – и держите в руках воображаемый микрофон.
– «Jump! Jump!”, – и весело прыгаете по комнате.

Не забывайте и про ролевые игры. Например, сыграйте в «магазин”. Задача ребенка – купить продукты у англоговорящей продавщицы (это вы). Перед этим вы вспоминаете слова и фразы, которые пригодятся ему в магазине, а после ребенок разыгрывает эту ситуации. Такую игру можно провернуть с любыми вымышленными условиями.

И обязательно разыгрывайте пьесы, сказки и т.д. Например, предложите ребенку снять клип или фильм! Девчонки точно будут в восторге. 🙂

Полезные сайты. Учим английский язык с нуля для детей: игры, алфавит, видео, материалы для распечатки

Когда ребенок уже подрос, можно предложить ему поиграть в онлайн-игры. В частности, когда вам нужно свободное время, чтобы выполнить дела по дому.

Онлайн игры для детей: учим английский алфавит и слова

Об этом сайте уже упоминалось выше, когда речь шла про игру «Виселица”. На нем есть огромное количество словесных онлайн-игр. Например, игра Whack a mole помогает в веселой форме повторить алфавит: нужно стучать молоточком по буквам и собрать верную последовательность алфавита.

Прицеливаемся и бьем молотком по нужной букве

Или игра Word paths, где дети должны собрать слова из имеющихся букв с определенным гласным звуком. Как видите, игры рассчитаны на разные возрасты, а значит сайт будет помогать вашим детям много лет.

Еще один отличный сайт с онлайн-играми для детей. Например, эта игра, где за смайликами спрятаны:

  1. глагол,
  2. картинка для этого глагола.

Задача – совместить. При каждой попытке слова озвучиваются. Играть – одно удовольствие.

Игра Pirate Waters Board Game тоже заслуживает отдельного внимания. Сначала выбираете тему, которая уже известна ребенку (например, части тела). Затем бросаете кости (для этого надо кликнуть по изображению кубика) и идете по доске. Вам задают вопрос, а вы выбираете ответ. Если он дан правильно – снова кидаете кости.

Если попадаете на пирата – начинаете сначала. В этом случае ребенок несколько раз повторит правильную конструкцию, пока проходит игру. Единственный недостаток – нет озвучки правильного ответа (что развивало бы слуховые навыки). Поэтому совет: первые разы играть вместе с ребенком, чтобы:

  1. помочь ему разобраться с условиями игры (потом его самого «за уши не оттащишь”),
  2. приучить его каждый раз проговаривать правильный ответ самостоятельно (чтобы конструкции отложились в памяти).

На этом сайте есть и материалы для распечатки (+ возможность сделать свои собственные рабочие листы), и видео, и игры. Остановимся на играх. Например, есть отличная онлайн-игра на словарный запас. Сначала заходим в столбик Vocabulary и слушаем-запоминаем слова. Потом заходим в раздел Question and answer и слушаем вопрос-ответ:

– What’s this?
– It’s a Lion!

А затем в столбик Question only, где отвечать уже нужно вам с малышом.

supersimplelearning.com

На этом сайте тоже есть мультики, песни и игры. Например, интерактивные игры на алфавит, которые подойдут для начинающих малышей. Выбираете набор букв и уровень (сначала Level 1).

Далее, нажимаете на букву (например «a”) и прослушиваете произношение этой буквы (вернее, звука, конечно, но малышам таких сложностей знать не надо) и слова, начинающегося с нее. Все это действо снабжается веселой картинкой.
Озвучка и мультипликация у игры просто отличные!

На следующем уровне вам предлагают выбрать букву по услышанному слову. На третьем уровне – только по звуку.

learnenglishkids.britishcouncil.org

Еще один суперполезный сайт (оно не удивительно – это же British Council). Например, игры на слова, где нужно сопоставить слово и картинку. Или игра Trolley Dash, где вам нужно на скорость купить все продукты из списка покупок (проверено: очень увлекает!)

Большое количество заданий (онлайн и для скачивания). Например, нужно посмотреть видео и заполнить пропуски нужными словами (для детишек постарше).

На сайте вновь есть и видео, и игры, и материалы для скачивания. Например, есть игра, где нужно вставить пропущенную букву в слово, а необходимо собрать паззл.

Выбери, какой буквы не хватает слову? Кстати, анимация сопровождается мяуканьем 🙂

Задания и игры на этом сайте находятся:

  • в разделе Learning English => Parents and Children => Activities for children
  • и в разделе Games and social media.

Например, игра Shop & Drop, где нужно опустить в корзину именно то, что хочет покупатель. Также на сайте есть и мультики, и песни.

На этом интерактивном сайте тоже есть игры, а также мультики (в разделе Watch) и раскраски для скачивания (в разделе Make).

Кстати, и у нас на Lingualeo есть замечательный курс для самых маленьких.

Сайты для скачивания раздаточных материалов: поделки, задания, раскраски

Эти ресурсы помогут вам сэкономить средства на покупке раскрасок и книжек с заданиями. Принтер и бумага – это все, что вам понадобится.

buggyandbuddy.com

Потрясающий сайт с кучей поделок, экспериментов и идей для всех, кто занимается с малышами. Например, в разделе Free Printables можно найти всевозможные материалы для распечатывания: раскраски, листы с интересными заданиями и др.

Сайт, на котором можно создавать всевозможные рабочие листы самостоятельно или (карточки, кроссворды и многое другое). Нужно зарегистрироваться. Есть платные и бесплатные аккаунты с разными возможностями.

Русскоязычный сайт и настоящая сокровищница для родителей и учителей: полезные статьи и советы, игры, материалы для скачивания… Например, в разделе Сказки есть тексты русских сказок на английском языке.

Здесь тоже имеются всевозможные материалы для детей: рифмы, задания, раскраски… Например, в разделе есть потрясающие раскраски ( пример раскрасок на голубой цвет). Для скачивания нужно зарегистрироваться.

busyteacher.org

На ресурсе есть огромное количество рабочих листов в разделе Worksheets => Vocabulary.

bogglesworldesl.com

Здесь также много раздаточных материалов, которые скачиваются в формате «doc”.

Изучение английского языка для детей в мультфильмах: список сайтов

В принципе, на большинстве из предыдущих сайтов можно найти мультики на английском языке. Но самый быстрый способ – искать их в youtube. Существует бесконечное количество специальных каналов:

  • ABCkidTV – Nursery Rhymes: канал со знаменитыми abc songs,
  • Super Simple Songs: еще один канал с детскими песенками,
  • Teremok Baby: там есть подраздел Английский для детей – Мяу-Мяу,
  • KidsTV123,
  • Kids TV – Nursery Rhymes And Children’s Songs.

И другие (их о-о-очень много). Сам youtube будет рекомендовать вам похожие каналы (посмотрите справа), вот и выбирайте из них на свой вкус 🙂

Кстати, при подготовке статьи я нашла довольно интересный мультик «Занимательные уроки Р. Саакаянца”. Правда, мультик подойдет для детей постарше, поскольку в нем много теории.

Для поиска интересных материалов также советую воспользоваться тематическими группами в соцсетях, например, Вконтакте. В них концентрируется все самое интересное! Например, группа Elementary English или Английский для детей и родителей. Кстати, в последней я нашла ссылку на статью 200 (!!!) полезных сайтов (плюсом к тем, которые мы сегодня рассмотрели).

Важные правила напоследок: учим английский язык с нуля самостоятельно бесплатно для детей

После того, как в руках у нас появились все необходимые инструменты, предлагаю еще раз проговорить самые важные теоретические моменты:

  • Изучение языка начинается с восприятия на слух и умения повторить. Следовательно, для дошкольников и младших школьников неуместна какая-либо теория. Только постоянная речевая практика в виде диалогов, рассказов, инсценировок.
  • Никаких абстрактных понятий! Детям можно давать только то, что они могут «потрогать”: слова, буквы (а не звуки!).
  • Обращайте внимание на способности ребенка. Он любит петь? Пойте песни на английском! Рисовать? Работайте со специальными раскрасками! Считать? Математика на английском языке – почему бы и нет!
  • Дети не должны скучать! Если ребенку все-таки не интересно, не заставляйте его. Ваша задача – заинтересовать.
  • Учите только то, что окружает ребенка: члены семьи, части тела, животные, цвета… И подавайте все в контексте.
  • Дети должны «фотографировать” целые слова (как иероглифы). Не нужно учить с ними буквы отдельно от слов.
  • С ребенком нужно постоянно заниматься: даже огромные успехи могут быть забыты, если устроить малышу месячный перерыв.
  • Показывайте положительный пример. Не забывайте про свой английский. Если вы еще не зарегистрированы на Lingualeo, сделайте это. Если давно не занимались, покормите львенка прямо сейчас! 🙂

И еще одно: не забывайте о родном языке. В первую очередь, ребенок должен в совершенстве владеть русским языком, а лишь потом – иностранным. Ведь младенец – это чистый лист, и ни один язык не дарован ему с рождения.

Несколько рекомендации и советов

  1. У школьников и дошкольников нужно развивать сразу все навыки параллельно: чтение, письмо, говорение, аудирование и лексический запас. Однако, на некоторые из них потребуется больше времени и усилий, например, на говорение и письмо. Эти навыки считаются активными, и осваиваются труднее.
    Комбинируйте занятия, чтобы ребенок не потерял интерес, а новые знания и лексику по максимуму применяйте на практике.
  1. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки. Так вы можете отбить любое желание продолжать обучение. Ошибки — это только показатель того, что какой-то определенной теме нужно уделить чуть больше внимания, и заполнить пробелы в знаниях.
  2. Мотивируйте ребенка. Осваивать новый навык проще, когда к нему есть интерес. Поэтому задача родителей – стараться делать занятия разнообразными. При этом не стоит забывать про поощрения.
  3. Занятия должны быть регулярными. Не стоит забрасывать их на долгий срок, даже во время каникул. Не обязательно повторять сразу большой объем информации, достаточно повторять по несколько слов в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *