Горгулья

Горгульи — кто такие и почему такие страшные?

Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.

Легенда о Гаргулье появляется окю 7 в.н.э. на территории современной Франции. Имеют место несколько разных вариантов мифа, но вырисовывается примерно такая картина.

В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её.

Святой Роман был реальным епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 — ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) — один из подвигов святого.

Хотя, странный он был святой, если посмотреть свежим взглядом…

Усмирил он Горгулью таким образом:

Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Горгулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Горгулья покорно легла у ног святого.

Епископ привел побежденного зверя в город, и что бы вы думали? Отправил на жительство в местный зоопарк? А вот и нет. Радостные жители Руана тут же соорудили громадный костер и поджарили зверюшку…:(

Туловище и хвост горгульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа — сейчас уже не разберешься. Горгульи остатки — голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям…

На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер — там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую — то бишь, химеру.()

Выглядело это примерно так, наверное…:)

или так:

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше — не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Эта горгулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.

На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.

Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие горгульи — это все-таки те, что напоминают нам нас самих.

Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык. (с)

Самые знаменитые горгульи всех времен и народов живут на Соборе Парижской Богоматери, канеш, даже студия «Уолт Дисней» не смогла пройти мимо них..:)

Как я уже упоминала, обычно гаргульи на фасадах готических храмов расположены так, что дождевая вода с крыш стекает через их рот.

Но одна из гаргулий фрайбургского Мюнстера, наоборот, держится руками и ногами за стену, а вода выливается через её задний проход.

Согласно городской легенде, во время строительства этого собора городской совет повысил требования к каменщикам без увеличения оплаты труда. Каменщики работу выполнили, но разместили эту испражняющуюся скульптуру напротив окон городского совета.

Мелочь, как говорится, а приятно…)

Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья.Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.

Горгулья это:

  1. Украшение замка в качестве водостока
  2. Одноименный дракон извергающий воду из горла
  3. Посланница Бога
  4. Реальное существо ранее живущее
  5. Современное искусственное оживление древнего образа

Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев)

Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.

Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.

Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.

Дракон извергающий воду

Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон . Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.

Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».

Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.

Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.

Выманив дракона из логова, Роман использовал в качестве оружия крест и молитву. Это помогло лишить горгулью воли и приручть. Животное стало ему подчиняться и перестало нападать на местных.

Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.

Тогда решено было повесить голову на церковь, на карниз главного входа, как знак великой святой силы перед силами самых страшных существ.

Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.

Горгулья – посланница бога

Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.

Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.

Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.

Этот символ защиты переняли и владельцы замков, которые верили в слово Божие и хотели уберечь свои владения и его обитателей не только с помощью оружия и армии.

Истребленное существо

По некоторым данным горгулья действительно существовала. Это порождение демона и человека. Она могла превращаться в камень , и была сильнейшим оружием в руках тех, кто смог ее приручить.

Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.

Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами . Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.

Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.

Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.

Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.

Искусственное оживление образа

– очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.

Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.

Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.

Где правда

Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.

Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:

Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.

До встречи в следующей статье!

.
.
Гаргулья — плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille — глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи еще XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий. Химеры еще одно из имен гаргулий. Они назывались так из-за явной аналогии подобного чудовища придуманного в Греции. Там химерой называлось мифическое существо с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом, однако внешне средневековые гаргульи — химеры не имеют с ней ничего общего. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты. Часто в них воплощали человеческие грехи, от которых пытаются избавиться люди. Химеры становились как бы иллюстрацией для неграмотных людей всех человеческих страстей и тех демонов, которые могут терзать падшие души. Гаргульи изображались по-разному. Не было какого-то единого эталона как и у сфинксов. Но общие черты конечно присутствовали. Например, они могли выглядеть как обычные большие кошки или собаки, но с особыми острыми крыльями как у летучих мышей, или в виде какого-то человекоподобного беса-демона, так же с крыльями. летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями.

Крылатость гаргулей была одним из обязательных атрибутов, так как они всегда сидели на крышах или фасадах зданий, довольно высоко и добраться до своих мест обитания, могли лишь с помощью крыльев. Намного реже встречаются некрылатые гаргульи, которых довольно мало.
Самые известные каменные химеры проживают конечно во Франции, на готическом соборе Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери . При чем они настолько персонифицированы, что некоторые имеют даже собственные имена. Философ, Монахиня и т.д. Гаргульи, как архитектурное украшение были вынуты из глубин древности очень известным направлением в искусстве как готика. Именно католические храмы и соборы по всей Европе в готическом стиле были облеплены каменными химерами. Подобные статуи считаются непременным атрибутом готического стиля, которые присущи только ему. Часто гаргульями украшали обычные особняки и дома. Они в виде конька стерегли зданий или сидели около водостоков. Каменные чудовища в большинстве своем украшали именно католические соборы

Химера Нотр-дам-де-Пари

В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот — они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания «живут» на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Что же это за существа такие?

Легенда о Горгулье восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене, и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I (род.ок.608 — ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) — один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Горгулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Горгулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Горгулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост горгульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть, это было распоряжение епископа — сейчас уже не разберешься. Горгульи останки — голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

Химера Нотр-дам-де-Пари

С 11 века изображения страшных горгулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры горгулий раньше — не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для горгульи работу по ее древней специальности — извергать воду. Их изображениями стали оформлять водостоки. Стали горгульи приносить пользу людям — через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из их пасти, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, горгульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки горгульи превратились в элемент декора зданий.

Однако горгульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

Химера Нотр-дам-де-Пари

И снова Нотр-Дам

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто «для красоты», вернее «для ужаса». Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тёзок.

Итак, архитектурный термин «гаргулья»/ «горгулья» обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами — это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи — тоже гротески, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно — горгулья, если она использовалась как водосток, и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.

А вот этот напоминает монстрика из фильмов ужасов

В средние века на соборе были только горгульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) химер на нем еще не было.

Всё это — Собор Парижской богоматери

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

Гаргульи на парижской базилике Сен Дени

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение горгулий здесь очевидно

Амьен, Франция

Слева: кафедральный собор Сен-Готье, Тур, Франция

Справа: Раффорд Парк, Ноттингемшир, Соединённое королевство

Сен-Жермен-л»Осеруа / Église Saint-Germain-l»Auxerrois, 12-15 в.в., Париж.

Эту гаргулью можно было бы назвать «Крик». Труа, Франция

Слева: Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия

Справа: Ульмский собор, Германия

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия

Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство

Вестминстерское аббатство, Лондон

Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.

Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство

Справа: Замок Химэдзи, Япония

Йоркский собор / York Minster, Йорк, Соединенное королевство

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде

Оксфорд, Соединённое королевство

Эти каменные фигурки появились на оксфордской Бодлианской библиотеке в недавнее время.

Слева Траляля и Труляля из «Алисы в Зазеркалье»

И снова Оксфорд

Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Этот астронавт на стене собора часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Фантастический дракон в Копенгагене

Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага

И в Россию забрели горгульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название «Государственная консерватория». В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы «Зауэр».

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид.

В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали горгулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.

Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл

Справа: Гротескные пожарные-горгульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США

Справа: Нечто в Чикагском университете

Звездные войны на Вашингтонском кафедральном соборе / Washington National Cathedral появились в 1980е годы

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary, США

Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка. Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы

Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.

Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век).

И напоследок — Германия.

Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия

Догадайтесь сами о символике оформления этого водосточного желоба.

P.S. По поводу гОргулья или гАргулья — см. gramota.ru — правила не установлены. В бумажных книгах и справочниках, доступных мне, пишут и гаргулья, и горгулья. Также встретила термин Гаргули в глоссарии Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия, М.: Искусство, 1995, стр. 44. Википедия сообщает еще о гаргуйль и гаргойль.

Кто такая горгулья — это демоническое существо, которое олицетворяет силы хаоса, подчиненные божественной силе. Служит ангелам ради сохранения упорядоченного мироздания. В переводе с латыни – горгулья — симбиоз слов «глотка» и «водоворот». По одной из версий, их крик напоминал бульканье, по другой – они являлись таким же символом вечности, как и вода.

ЗНАЧЕНИЕ ГОРГУЛЬИ В СФЕРЕ ТАТУ

  • Существо со сложенными крыльями. Тату эскиз горгульи в таком образе обозначает защиту обладателя тату от угроз внешнего мира. Как правило, на изображении создание сидит на краю крыши.
  • Создание на соборе. Данная татуировка обозначает переход темного существа к добру, которое будет защищать обладателя тату от злых сил.
  • Существо во время полета. Обозначает целеустремленность человека, его любовь к свободе и хищное начало. Так же тату значит неудержимую мощь.
  • Тату горгульи еще может быть знаком ночной жизни человека, ведь как известно, мифические создания живут лишь в ночное время суток.
  • Гротесковое изображение существа говорит о сложном внутреннем мире обладателя тату, его индивидуальности.
  • Сражение создания с людьми. Такое изображение говорит о том, что обладатель тату ценит свои идеалы и не боится отстаивать их перед обществом.
  • Создание, пасть которого открыта, обозначает агрессию.
  • Если существо спрятало свое тело за крыльями, такое тату говори о скрытности человека и его желании одиночества.

Тату с изображением мифического существа обычно исполняют в реалистичном стиле, но варианты выполнения могут быть разные. К примеру, в тату можно внести чуточку юмора: выполнив горгулью с милой улыбкой, либо вовсе набить изображение котика с крыльями горгульи. Но все же большинство выбирают создание именно устрашающего величественного вида, которое, как правило, наносят на видные места, либо на масштабные участки. Это универсальная татуировка, которая эффектно смотрится как на мужском, так и на женском теле.

Эскиз горгульи послужит для человека не только оригинальным украшением, но и мощным оберегом. Это уникальная татуировка, в которой изображено зло в чистом виде, но несущее добрый посыл. Данное изображение защитит своего обладателя не только от внешнего, но и от внутреннего зла. Выбрав тату горгульи, Вы выбираете надежного спутника на всю жизнь.

Понравилась статья? Поставьте пожалуйста оценки

Эскизы

Информативность статьи: 86.46% — 13 голосов

Отлично

Качество эскизов: 84.66% — 9 голосов

Отлично

Количество эскизов: 73.11% — 9 голосов

Хорошо

Общее впечатление: 85.43% — 7 голосов

Отлично

Техника выполнения

Монохромные эскизы тату эффектно выглядят в технике блэкворк (см. фото в галерее). Этот востребованный стиль сочетает в себе элементы минимализма и геометрии. Суть работы состоит в том, чтобы нанести на большую площадь тела рисунок черного цвета. Сделать нужно не просто контур, а еще и заливку, иногда добавляя красные или белые элементы. Гаргулья будет оригинально смотреться на руке, спине или ноге. Для цветных тату подойдет стиль реализм.

Интересное видео

Фото тату с гаргульями









Подборка эскизов








Гаргульи в популярной культуре

Гаргульи упоминаются в произведениях жанра фэнтези. Обычно представляются как живые существа с каменным телом. Так, в серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей — гаргул (гаргулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир гаргульи — одна из населяющих его разумных рас. В компьютерных играх, чье действие происходит в фентазийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии Disciples горгульи — это бывшие солдаты, беспрекословно подчинявшиеся своим жестоким командирам, в адском пламени их тела становились такими же твердыми, как и их сердца. В играх серии Heroes of Might and Magic гаргульи — это существа, выполняющие сразу две функции: эстетическую и практическую (защитную).

Гаргульи также присутствуют в играх Warcraft 3: Reign of Chaos и Warcraft 3: The Frozen Throne, где обладают способностью обращаться в камень, чтобы быстрее исцелиться от ран. Кроме того, существует одноименный мультипликационный сериал Гаргульи. В игре Doom 3: Resurrection of Evil главным боссом является гаргулья. Также в серии игр Heretic/HeXen представляют из себя подобия очень маленьких драконов, имеющих способность стрелять огнеными шарами. Гаргульи являются также представителями мира Гарри Поттера. Они населяют замок «Хогвартс», а одна из них даже охраняет кабинет директора. В легионах проклятых игры Disciples 2 гаргулья занимает место стрелка, имеет базовую защиту от урона и не боится яда, забавно, но тут гаргулья атакует не водой, а землёй.

Гаргульи выступили добрыми, шаловливыми персонажами в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама». Каменные изваяния Виктор, Хьюго и Лаверн — единственные друзья горбуна Квазимодо. По идее мультфильма они украшают Собор Парижской Богоматери. На самом деле собор украшают изваяния химер. Источник

Примечания

  1. Архитектура. Формы, конструкции, детали. Иллюстрированный справочник. Пер. с англ. — Москва: «Астрель», 2003
  2. Архитектура. Полная энциклопедия — Пер. с англ. — Москва: «Астрель», 2007
  3. Баторевич Н. И., Кожинцева Т. Д. Малая архитектурная энциклопедия — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2010
  4. Архитектура. Краткий справочник — Москва: «Аст», 2007

Литература

  • Гаргуйльи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Гаргулья
  • Сторожащие сад

Напоследок

В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую — ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния очередного монстра. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей — горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики, и к XVI веку превращались в обычных каменных уродцев — отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.

Вместо эпилога

Леанира

Даже поняв всю эфемерность подобных монстров, люди не перестали бояться их. Мы смотрим на горгулий со страхом, поскольку нам известно, что в определенном смысле, они — это мы сами, и наоборот. Каменные статуи, при свете дня кажущиеся совершенно безжизненными, с наступлением ночи уже таковыми не являются — привычная серая фигура превращается в нечто таинственное, пугающее и едва ли не одушевленное.

Глава 1

Первое, что я осознаю – густая кромешная тьма, как будто мир заканчивается где-то в паре метров над головой. Я словно попала в царство вечной ночи – затхлой, без единого дуновения, опустившаяся над этим местом пологом мрака.

И, кажется, я оглохла. Ни единого звука не доносится до моих ушей, только отчаянно бьющееся в груди сердце сотрясает ударами тело. По спине ползет липкий страх, накатывает волнами, заставляя леденеть в жилах кровь. Хочется сжаться, спрятаться, исчезнуть, чтобы живой морок потерял меня из виду многотысячными невидимыми глазами, но я чувствую, что это невозможно. Я как светлячок, призрачный, но достаточно яркий источник света, притягивающий взгляд ощеренного мрака.

А еще я отлично вижу очертания предметов на расстоянии три – пять метров, а дальше все тонет в непроницаемой апокалиптической тьме. И это так странно.

Я смутно помню, что была здесь. Не по своей воле.

Не могу сказать откуда, но я знаю, что справа от меня открытая площадка. Может, поле, может, луг, спускающийся покато к реке, которая впадает в большое озеро. Слева – опаленные огнем, как и все здесь, деревья. И мне почему-то видятся дубровник с раскидистыми дубами на синем и сиреневом ковре, как будто я была здесь при свете солнца, но последнее видение: голые ветви, как старческие высохшие руки, поднятые к небу, и охватившее их пламя с кишащими угрожающими тенями.

А еще знаю, если перейти поле и спуститься вниз, будет дорога, ведущая к мосту. За мостом огромный замок, словно корона, венчающий самую высокую гору горного хребта. В памяти вспыхивают видения – нечеткие, обрывистые, исчезающие, как только пытаешься зафиксировать их в сознании.

Просто знаю. Déjà vu.

И это пугает еще больше.

Осторожно ступаю вперед.

Хруст.

Кости.

Мертвецов здесь сотни, тысячи. Голые, полусгнившие, только начавшие разлагаться. Рассеченные тела, отрубленные головы, вывалившиеся внутренности – и кровь. Местами она так и не впиталась в землю, застыв натекшими лужицами. В темноте она кажется черной и маслянистой. А еще трупы, не подверженные тлению, рядом с гниющими мертвецами. Гигантские летучие мыши, единороги, двурогие крылатые кони, твари, похожие на огромных волков, крылатые и бескрылые ящеры… И люди. Отличные от тех, кого мне привычно называть людьми. Хорошо сложенные великаны, коренастые коротышки, среднерослые суровые качки с грубыми чертами и формами, тонкокостные красавцы. Женщин с крыльями. С белыми крыльями.

Многие мертвецы как будто спят, дожидаясь пробуждения, но тела их не дышат, не дрожат веки, глаза, устремленные в небо, безжизненны и пусты. И только я могу нарушить их вечный покой – щупая пульс, оттаскивая впившегося острыми зубами в шею гниющий труп.

И каменные крылатые статуи, не то людей в зверином обличии, не то животных, похожих на людей – с кристаллами драгоценных камней вместо глаз. Кому понадобились статуи посреди сражения? Каменные изваяния смотрятся здесь нелепо и неуместно, будто их сбросили с неба. Некоторые расколоты. Мне приходит на ум, что мертвецы пытались украсть эти статуи, воров настигли – и завязалась кровавая битва.

Да, я уже была здесь, сотни раз бродила, исследуя местность, углубляясь все дальше от того камня, возле которого обнаруживаю себя снова и снова. Я могу бродить здесь часами, как будто попадаю в какую-то ловушку.

Уф, я во сне! Сразу становиться легче, я начинаю успокаиваться. Паника, заполнившая душу, отступает.

Этот сон снится мне, сколько я себя помню. Кто-то летает, кто-то падает, а мне снится ночь с мертвецами и страшное побоище, в котором нет ни выживших, ни победителей – все они достались царству мрачной и бесконечной Ночи, как будто сама Смерть решила до скончания времен увековечить бесславный конец воюющих.

В детстве, когда я оказывалась здесь, меня охватывал животный ужас. Я боялась заснуть, молилась, чтобы Бог не наказывал меня этим сном. Повзрослев, научилась понимать, что я во сне, и отчаянно пыталась проснуться. Потом долго тренировалась запоминать детали прежних попаданий, заранее планировала действия, училась исполнять задуманное.

Сейчас меня тянет сюда. Засыпая, я загадываю оказаться здесь, словно что-то связывает меня с этим местом.

Я хочу разгадать, зачем я здесь.

Иногда мне кажется, что я должна непременно попасть в замок, как будто кто-то ждет меня там. И много раз подходила к полуразрушенному мосту над водопадом, но каждый раз натыкалась на невидимый барьер и просыпалась. И снова верила, что сон – это только подсказка, и где-то есть тот, кому я нужна, искала и ждала, всматривалась в лица.

Это место – как матрица моей жизни, такой же закрытой, пугающей, проклятой. Да, проклятой. Только перед смертью мать созналась, что я ей не родная. Первенца она носила, когда ей было тридцать два, и по каким-то причинам ребенок родился мертвым. Умер еще в утробе. Это подкосило ее. И когда пришла женщина, чужая, сильно отличавшаяся от местных, со звериным уродливым лицом, предложив ей сделку, она согласилась. Она берет меня вместо мертворожденного, а та женщина сделает так, чтобы она никогда ни в чем не нуждалась. На тот момент мать была уверена, что других детей у нее не будет.

Никаких денег она, естественно, не получила, женщина исчезла, как появилась, а ребенок оказался калекой. Радость материнства обернулась бессонными ночами и криками младенца, корчившегося от непонятной болезни, бесконечным хождением по больницам, и еще большей нищетой, потому что весь скудный заработок уходил на лекарства. И одиночеством – чужой больной ребенок был никому не нужен. И когда она поняла, что помощи не будет и отвязаться от меня не получится, возненавидела меня всем своим сердцем.

Я не осуждаю, время было тяжелое.

В конце концов, она не бросила меня. Когда у меня начинались приступы и мышцы сводило судорогой, ненависть ее притуплялась, она садилась у изголовья, крепко держала за руки и мычала колыбельные. Но когда появилась сестра, ей пришлось сделать выбор. Сестра была долгожданным ребенком – родная, кровиночка, та, что станет опорой в старости. Мать вычеркнула меня из своей жизни.

С тех пор со своей болезнью я боролась одна.

А потом в ее жизни появился мужчина. Жестокий и бесчеловечный. Но ей хотелось семью, и она терпела побои и унижения, вымещая на мне боль, обиду и не устроенность.

Моя жизнь превратилась в ад.

До определенного момента.

К двенадцати годам церебральный паралич внезапно прошел. Меня перестали мучить приступы, мышцы окрепли, даже шум в ушах притупился, я перестала его замечать. И когда в очередной раз она замахнулась поленом, я перехватила его.

Мать охнула и осела, глядя на меня с ужасом, а в отражении ее расширенных зрачков я увидела нечто, напугавшее меня не меньше. Огонь в моих глазах – ярко-синий, похожий на свечение звезд, искаженные яростью черты лица, красивого, но не моего. На миг мне показалось, что я увидела у себя за спиной огромные темные кожистые крылья. В тот момент я не чувствовала ни жалости, ни сострадания, и легко могла бы убить и ее, в которой я уже не видела близкого мне человека, и ненавистного отчима, пытавшегося сломать меня физически и морально, и сестру, которую я любила, но отчаянно ей завидовала.

Толстое березовое полено, сантиметров пятнадцать в диаметре, треснуло и переломилось в руке, как сухая спичка…

Я сломала полено!

Это была не я, это было что-то чужое, инородное, словно в меня вселился демон.

Я перепугалась больше, чем мать.

После этого случая мать боялась меня. Я видела животный страх в ее глазах, и она сдала бы меня в детдом, если б не боялась осуждения людей еще больше.

Когда мне исполнилось четырнадцать, я уехала – поступила в училище. Мать, наконец, вздохнула свободно. Ее слова все еще звучат у меня в ушах: «Живи, но к нам не возвращайся, ты мне не дочь, мой ребенок умер!»

Тогда я еще не знала, что она имеет в виду, но я помню боль, которую испытала. Больнее мне не было никогда. Сердце проткнули острым ядовитым жалом, которое застряло там навсегда.

Я до смерти боялась, что сила, дремавшая во мне, лишившая меня матери, вырвется наружу. Боялась, что меня закроют в психушку, посадят в тюрьму, объявят на меня охоту, как на зверя. Даже в самых трудных и отчаянных ситуациях я не позволяла себе поддаться гневу. Но даже так, от меня бежали, как от прокаженной. Мужчины – до первой размолвки, работа – до первой ссоры с коллегами, подруги – до первого предательства. Что-то навсегда осталось в моих глазах от того чудовища.

Детей бог не дал, а я так мечтала! Бегала по больницам, по бабкам, терпела подлецов, лишь бы сделали мне ребенка, и даже пыталась зачать непорочно, ставила свечки всем богам. Согласна была взять сироту, но в детдоме мне отказали, сказали, семья должна быть полной.

В сорок пять поняла, что все в прошлом, выносить из-под меня горшок в старости будет некому. Все, что у меня осталось, работа «лишь бы не уволили», хроническое безденежье, неустроенный быт, одиночество, холодная постель и социальные сети интернета с «несгибаемыми супергероями» хронических неудачников по жизни. Я с ужасом ждала зиму, боялась однажды ее не пережить: вечная нехватка дров, прогнивший насквозь дом, полусгнившая стройка, ради которой я залезла в кредит, разорившись в конец.

А еще этот сон, так похожий на явь…

И все же, я не смирилась. Я была уверена, что должна, наконец, попасть в этот проклятый замок – понять, почему он не отпускает меня. И долго к этому готовилась – всю жизнь.

Чтобы побороть страх перед мертвецами, будившими во мне странное чувство и видения, я даже провела несколько ночей на кладбище. Не на самом, естественно, рядом, за кладбищенской оградой. К кладбищу примыкали огороды новостроек разросшегося пригородного поселка, светили уличные фонари, мимо по трассе проносились автомобили. Но, стоя за кладбищенской оградой, мне казалось, что я вижу город живых мертвецов.

Такой же дряхлый и обветшалый, как их разлагающиеся под землею тела.

Я была как одна из них – они видели меня, пытались заговорить, радушно зазывали, предлагая поселиться в одном из пустующих домов, искренне радуясь новой соседке, и я видела то, что видят они: каждый в том возрасте, в каком ушел из жизни, процветающий город, дома, с плодоносными садами и огородами, отношения, построенные на любви и взаимопонимании…

Но, стоило отстраниться от их иллюзий, как еда становились прахом, дома – руинами, тела – мощами, изъеденные червями, а их отношения – то, что они не смогли построить при жизни.

Мне было страшно. Очень.

Но я смогла!

Горгулья — кто это?

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья — это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света.

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

Как выглядит горгулья?

Горгулья — мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

  • кожистые крылья;
  • острые когти;
  • головы львиные или волчьи, иногда — симбиоз с человеческим лицом.

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

  1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
  2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
  3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.

Как кричит горгулья?

Крик горгульи сегодня считается мифом, авторы игр вовсю упражняются в его создании. Известно лишь, что существа кричали при приближении врагов, будь то захватчики или нечисть. На что это похоже, легенды не сохранили. Церковники убеждали, якобы птица горгулья издает крик, когда житель города совершает грех. Разительно отличаются от прочих статуй изваяния на соборе святого Вита в Праге, это не драконы, а уродливые люди, застывшие в крике. Исследователи объясняют решение зодчих, как стремление напоминать человечеству о грехах и проклятиях, которые могут заточить в камень.

В популярной культуреПравить

  • Горгульи имеют главную роль в полнометражном мультфильме «Горгульи: Пробуждение героев».
  • Гаргульи выступают защитниками добра в фильме Я, Франкенштейн.
  • Горгульи «Плоском Мире» Терри Пратчетта — это «городская разновидность троллей, установившая абсолютно поразительные симбиотические отношения с водостоками — собирая воду ушами, горгульи выпускают ее, предварительно пропустив через мелкое сито во рту».
  • В бестиарии AD&D Горгулья «представляет собой злобного летающего монстра демонического вида, чья плоть создана из камня.

ГалереяПравить

Горгулья из Я, Франкенштейн
Добавить фото в галерею

Тактика Править

Не обладая какими-либо полезными особенностями, каменные горгульи неплохо прикрывают мастер-гремлинов в начале игры. В бою на снегу их скорости может хватить, чтобы за два хода долететь до вражеских стрелков. Также это хороший юнит для разведывания местности.

Невосприимчивость к заклинанию «Воскрешение» с лихвой компенсируется высоким приростом горгулий. В то же время, боевой дух и заклинания разума, наподобие Ослепления, на них всё же действуют. Целесообразно улучшить каменных горгулий как можно раньше, что позволит эффективнее использовать их в боях против стрелков.

Горгульи обладают наибольшим приростом среди существ своего уровня. Благодаря такому накоплению они становятся сильны именно числом.

Специализируется на боевой подготовке горгулий герой Пикедрам – под его руководством данные отряды будут наиболее эффективны.

Оценка Править

Сильные стороны Править

Среди неулучшенных юнитов 2-го уровня:

  • Второй по величине показатель скорости (наряду с гарпиями и наездниками на волках, выше лишь у элементалей Воздуха).
  • Третий по величине показатель здоровья (выше лишь у гномов и элементалей Воздуха).
  • Самый высокий недельный прирост (с постройкой Крылья Ваятеля).
  • Невосприимчивость к Болезни, Облаку Смерти, Старости, Смертельному Взгляду, Яду и Страху.

Слабые стороны Править

Среди неулучшенных юнитов 2-го уровня:

  • Высокая стоимость (наряду с гарпиями, выше лишь у элементалей Воздуха).

Итог Править

Дорогой, но при этом довольно-таки быстрый и сильный юнит, невосприимчивый к некоторым заклинаниям и способностям юнитов.

Существа HoMM III

Стандартные юниты

Копейщик
Лучник
Грифон
Мечник
Монах
Всадник
Ангел

Улучшенные юниты

Алебардщик
Стрелок
Королевский грифон
Крестоносец
Фанатик
Чемпион
Архангел

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Кентавр Капитан кентавров
Гном Боевой гном
Лесной эльф Высокий эльф
Пегас Серебряный пегас
Дендроид-страж Дендроид-солдат
Единорог Боевой единорог
Зелёный дракон Золотой дракон

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гремлин Мастер-гремлин
Каменная горгулья Обсидиановая горгулья
Каменный голем Железный голем
Маг Архимаг
Джинн Владыка джиннов
Нага Королева наг
Гигант Титан

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Бес Чёрт
Гог Магог
Адская гончая Цербер
Демон Рогатый демон
Демон бездны Владыка бездны
Ифрит Султан ифритов
Дьявол Архидьявол

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Скелет Скелет-воин
Ходячий мертвец Зомби
Призрак Привидение
Вампир Вампир-лорд
Лич Могучий лич
Чёрный рыцарь Зловещий рыцарь
Костяной дракон Призрачный дракон

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Троглодит Адский троглодит
Гарпия Гарпия-ведьма
Созерцатель Злобоглаз
Медуза Королева медуз
Минотавр Король минотавров
Мантикора Скорпикора
Красный дракон Чёрный дракон

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гоблин Хобгоблин
Наездник на волке Разбойник на волке
Орк Вождь орков
Огр Огр-маг
Рух Громовая птица
Циклоп Король циклопов
Чудище Древнее чудище

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гнолл Гнолл-мародёр
Ящер Ящер-воин
Змий Стрекоза
Василиск Великий василиск
Горгона Могучая горгона
Виверна Виверна-монарх
Гидра Гидра Хаоса

Чем отличается горгулья от химеры?

Очень часто люди считают, что горгулья и – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

  • с фигурой горбуна и когтями орла;
  • крыльями нетопырей;
  • головами козлов или змей.

Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.

Горгулья в мифологии

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *