Если ребенок стал плохо слышать

Слух формируется у человека еще в утробе матери. Звуки, поступающие к плоду извне, помогают ему формировать начальные представления об окружающем мире – он слышит голоса близких, навсегда запечатлевает в своей памяти голос матери как самый родной.

Когда ребенок рождается, слуховой анализатор по-прежнему остается для него жизненно важным, одним из основных орудий постижения мира. К сожалению, проблемы со слухом могут возникнуть даже в самом раннем возрасте.

✔ Согласно статистике, в среднем один ребенок из 1000 рождается с тем или иным нарушением слуха. Еще 2-3 ребенка из 1000 теряют слух в первые два года жизни.

Основные причины врожденных нарушений слуха – наследственность, травмы во время родов, а также перенесенные инфекционные заболевания, пристрастие к алкоголю или курению у матери.

Приобретенное нарушение слуха может произойти под воздействием отита. Среди других заболеваний, которые могут осложняться нарушением слуха – ОРЗ, грипп, коклюш, менингит. Нередко причиной потери слуха у детей становится воздействие шока или резкого громкого звука – например, взрыва пиротехники. Чрезвычайно вредно для детского слуха и длительное воздействие сильного шума.

Исследования, проведенные в Москве, показали, что почти у 7% обследованных детей есть проблемы со слухом, о которых не подозревали ни сами дети, ни их родители.

В связи с этим, рекомендуется проверять слух у ребенка как можно раньше, сегодня во многих роддомах даже делают аудиологический скрининг новорожденных.

✔ Родителям следует обратить внимание, если ребенок:
— не поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса (в возрасте начиная с 4 месяцев);
— не реагирует на резкие звуки (в возрасте 1,5-6 месяцев);
— не «гугукает» (в возрасте 2-4 месяцев);
— не пытается лепетать простые слова (в возрасте 6-12 месяцев).

✔ В более старшем возрасте:
— невнимательно слушает, не обращает внимания даже на громкие звуки;
— плохо, невнятно говорит или не говорит совсем;
— старается подойти ближе или прибавить громкость у телевизора.

Если что-то из перечисленного вы можете сказать о своем ребенке, Вам необходимо как можно скорее проконсультироваться со специалистом – врачом-сурдологом, чтобы выяснить, действительно ли у ребенка падает слух.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.

Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.

Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает, услышав новый звук.

Не проявляет интереса к музыке.

Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет», запрета.

Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не понимает простые обращения.

Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Причины нарушения слуха

Специалисты разделяют причины тугоухости на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся генетические аномалии и тяжелое протекание беременности, например:

  • недоношенность (масса тела менее 1500 г при рождении);
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции: краснуха, желтуха, сифилис;
  • родовые травмы.

В некоторых случаях у новорожденного может быть диагностирована наследственная глухота или такие синдромы, отражающиеся на работе слухового аппарата, как Синдром Пендреда или Синдром Ушера.

Но даже если ребенок родился здоровым, есть риск развития глухоты по внешним причинам:

  • инфекции, перенесенные в раннем детстве: корь, менингит, свинка;
  • хроническое воспаление внутреннего уха;
  • травмы черепа;
  • неконтролируемый прием некоторых медикаментов.

Негативно сказывается на слухе высокий уровень шума: например, если ребенок привык слушать музыку в наушниках на большой громкости. Также привести к снижению остроты восприятия может скопившаяся ушная сера, инородное тело, попавшее в слуховой проход. Любые ушные инфекции и повреждения перепонки также вызывают временную потерю слуха, и, если не были правильно вылечены, могут стать причиной приобретенной тугоухости.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты:

✔ Признаки потери слуха
Тест в форме вопросов и ответов. Рассматриваются типичные ситуации, в которых может оказаться человек. Тестируемый выбирает тот вариант ответа, который лучше всего описывает его ощущения.

✔ Тест слуха
Моделируется тестирование слуха, которое проводится специалистами. Исследование проводится раздельно для каждого уха путем прослушивания различных частот от низких до высоких. Оценка слышимости определяется нажатием клавиш «слышу» и «не слышу». Результаты теста представляются в виде аудиограммы, которую можно получить на электронную почту.

✔ Проверка слуха в шуме
Тест позволяет проверить слух при разных уровнях внешнего шума. Произносятся наборы чисел, которые необходимо воспроизвести при разной интенсивности внешнего шума.

✔ Распознавание речи
Тестируется возможность распознавания речи в типичных ситуациях, с которыми сталкиваются люди: в офисе, на улице, в магазине, в метро, в машине.

✔ Модель потери слуха
Тест создан для того, чтобы человек с нормальным слухом понял с какими проблемами при распознавании речи сталкиваются слабослышащие в разных ситуациях и с разной потерей слуха.

На сегодняшний день практически любая степень потери слуха у детей может быть скомпенсирована с помощью слухового аппарата.

✔ Детям обычно рекомендуются слуховые аппараты заушного типа (BTE).

Такие аппараты более надежны в использовании, ребенку проще надевать и снимать заушный аппарат самостоятельно.

Большинство производителей предлагают специально для детей линии слуховых аппаратов ярких расцветок отличающихся особо малым размером и яркими цветами. Для детей старшего возраста, которые обычно стесняются носить слуховой аппарат, наоборот, могут быть предложены незаметные и миниатюрные модели.

Учитывая чувствительность детской кожи и физиологические особенности детского организма, слуховой аппарат и ушной вкладыш должны быть идеально подобраны и подогнаны по размеру и форме уха. Аппарат не должен вызывать у ребенка ни малейшего дискомфорта.

✔ Особое внимание следует обратить на внутриушной вкладыш для детского слухового аппарата. В связи с постоянным ростом ребенка, до 12 лет его следует менять не реже, чем раз в год.

Читайте ещё по теме реабилитация

Бинауральное протезирование или зачем человеку два слуховых аппарата

У человека два уха, так задумано природой. Информация в головной мозг подается с разных сторон и, если у вас проблемы со слухом на обоих ушах, то рекомендуется подбирать слуховые аппараты на два уха, чтобы полноценно улавливать звук и справа, и слева.

Привыкаем к слуховому аппарату за 4 недели

Вы стали обладателем слухового аппарата. Поздравляем, теперь палитра звуков вновь станет вам доступна. Однако даже к самому современному, «интеллектуальному» слуховому аппарату, необходимо привыкнуть. Период адаптации может занять от пары недель до нескольких месяцев – в зависимости от типа аппарата, его настроек и индивидуальных особенностей организма.

Надеваем заушный слуховой аппарат правильно!

Чтобы надеть заушный слуховой аппарат, вначале в ухо вставляют ушной вкладыш, и только потом заводят за ухо слуховой аппарат. Правый вкладыш вставляют правой рукой, а левый вкладыш – левой.

7 мифов о слуховых аппаратах

Вспомните, сколько раз вы попадали в неловкое положение, не поняв, что говорит вам собеседник, и давали неподходящий ответ или кивали в знак согласия, не поняв, о чем вообще идет речь. Для большинства людей, так и не решившихся воспользоваться слуховым аппаратом, потеря слуха становится катализатором снижения уровня жизни.

Главная задача слухового аппарата

Выделить человеческую речь как можно ярче и обеспечить ее четкость – главная задача слухового аппарата!

Громкая музыка, продолжительные разговоры по мобильному телефону грозят повреждением слухового нерва

Подхватив простуду, люди не торопятся к врачу. «Подумаешь, банальный насморк, пройдет через неделю и без лечения», — считают многие, отправляясь в таком состоянии на работу. Однако «легкая» болезнь может осложниться и закончиться отитом или даже повреждением слухового нерва.

— Респираторные вирусные инфекции нередко провоцируют острый средний отит, который влияет на слух, — рассказывает врач-оториноларинголог киевской клинической больницы № 9 Владимир Динец. — При воспалении среднего уха боль невыносимая, поэтому человек, как правило, всегда обращается к врачу. Больной может ничего не слышать, потому что звук не доходит до внутреннего уха. Пациенту делают быструю операцию (парацентез) — прокалывают барабанную перепонку очень тонкой иглой. Скопившийся в ухе гной может брызнуть фонтаном и вытекать в большом количестве. Затем больному промывают барабанную полость, вводят специальные препараты. Важно вовремя обратиться к специалисту, иначе перепонка может лопнуть сама. Тогда она будет долго заживать, придется дольше и тяжелее восстанавливаться. К тому же промедление грозит и более серьезными осложнениями — гной может попасть в головной мозг.

При насморке важно постоянно промывать и высмаркивать нос, чтобы инфекция не попала из носоглотки через слуховую трубу в ухо. Это нередко случается, если человек втягивает слизь внутрь. Важно сморкаться правильно: сначала освободить одну ноздрю, а затем другую. Если зажать обе (так нередко делают дети), слизь окажется в ухе.

После удаления гноя из уха важно ходить на процедуры, выполнять все назначения врача, чтобы долечить отит. В противном случае могут образоваться спайки, и тогда пострадает слуховой нерв. Слух, конечно, не исчезнет, но несколько ухудшится.

В барабанной полости находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Есть мембрана — звуковоспринимающий аппарат. Благодаря ей звуки передаются на слуховой нерв. Это как китайские колокольчики, которые вешают на двери. Каждое волоконце реагирует на определенные звуки: пение соловья, дуновение ветра, шелест листьев. Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 12 тысяч Гц. Но если по какой-то причине происходит выпадение слуха, он может не слышать, к примеру, тот же шелест листвы, шум прибоя.

— По данным американских и австралийских исследователей, 70 процентов людей 18—35 лет жалуются на шум в ушах, который может предупреждать о начинающейся тугоухости. Почему молодые люди стали хуже слышать?

— Кроме недолеченных простуд есть еще и много других факторов, влияющих на слух. Серьезные проблемы грозят тем, кому приходится работать в шумном цехе. Такие люди могут потерять слух практически полностью. Родственникам приходится кричать, чтобы человек их услышал.

Подростки, да и некоторые взрослые люди постоянно ездят в транспорте с наушниками. Музыка в плеере настолько громкая, что ее слышат даже окружающие. Это губительно для слухового нерва. Западные специалисты рекомендуют включать плеер не более чем на 80 процентов мощности, слушать не больше часа в день, а также не пользоваться наушниками-вкладышами. Я бы рекомендовал вовсе отказаться от плеера. Травмируют свой слуховой нерв те, кто включает громкую музыку дома, часто ходит на дискотеки.

Сегодня все пользуются мобильными телефонами. А ведь электромагнитное излучение может повлиять и на слух. Так что говорить по мобильному рекомендуется не больше трех минут подряд.

Слух может пострадать во время стрельбы, взрыва. У меня был пациент, который поехал на полигон пострелять (оружие было без заглушки). 35-летний мужчина оглох на оба уха. После 20 капельниц удалось восстановить ему слух, но не полностью. Какие-то звуки мужчина все же перестал слышать. Поэтому надо быть осторожными со своими увлечениями.

Во внутреннем ухе всего одна артерия (лабиринтная), которая не имеет ответвлений. Если она спазмируется, это тоже отражается на слухе. Это может случиться даже из-за стресса, эмоциональной перегрузки. Спазм происходит при выбросе адреналина — гормона, вырабатываемого надпочечниками. Появились заложенность в ухе, свист, значит, случился спазм.

Возможна и закупорка артерии уха маленьким тромбом (тромбоз). Ведь закупориваться могут не только сердечные артерии. В таком случае участок слухового нерва может погибнуть. Нарушения слуха иногда возникают после сотрясения мозга, травм головы. Существуют также заболевания, которые приводят к тугоухости, например отосклероз. При этом недуге, передающемся по женской линии, в среднем ухе растет кость. Чтобы не потерять слух, надо сделать операцию.

Если вы заметили, что стали хуже слышать, следует обратиться к врачу — отоларингологу, сурдологу. Специалист может порекомендовать сделать аудиограмму, импедансограмму (УЗИ), назначить другие исследования.

Доброй ночи. Помогите советом, пожалуйста, я очень нервничаю.
Ребенку 3 года, стал плохо слышать. Долго думали, что балуется или просто думает о чем-то другом, но нет, он действительно плохо слышит. На обращенные к нему слова или не реагирует, или переспрашивает, часто по нескольку раз. Когда наконец услышит и оборачивается — взгляд растерянный, крутит головой — т.е. такое ощущение, что даже не понимает, откуда звук. Проверяла по-всякому, спрашивала и про мультики, и про конфеты — не слышит. Сейчас на ночь пела ему колыбельную, довольно громко, т.к. несколько раз жаловался, что я стала тихо петь, ему не слышно. Так в середине песенки он расплакался, сказал, что я обещала спеть ему колыбельную, а сама молчу. Мне даже страшно стало.
Что это может быть? Наследственности никакой нет. С лорами у нас в городе очень плохо, но попробую записаться хоть куда-нибудь на ближайшее время. На середину мая записались к сурдологу. Может еще к неврологу? Что это вообще может быть, кроме аденоидов? А если аденоиды, то после их удаления слух ведь восстанавливается? Это вообще обратимый процесс?
Поговорите со мной, пожалуйста, мне правда страшно.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *