Энциклопедия для мальчиков о взрослении

Введение

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» – поется в известной детской песенке. Ответы, которые даются в ней, конечно, остроумные и забавные, но не слишком-то полезные. А ведь вопрос о том, что значит «быть мальчиком» очень сложен и серьезен. Чтобы в будущем стать настоящим мужчиной, мало просто родиться мальчиком. Ведь мужчину определяет его поведение, характер, жизненные установки.

Подростковый возраст – важнейший этап формирования личности, преддверие взрослой жизни. Считается, что именно в этот период человек становится таким, каким он будет на протяжении всего своего жизненного пути.

В голове мальчика-подростка роятся тысячи вопросов, многие из которых он никогда не решиться задать родителям. Искать помощи у друзей тоже нет особого смысла, ведь их жизненный опыт тоже еще небогат. Едва ли из них выйдут хорошие советчики. В распоряжении современного подростка, конечно, есть Интернет. Но Всемирная паутина – это хранилище огромного количества информации из всевозможных источников. Разобраться в таком количестве подчас противоречивых сведении нелегко даже взрослому человеку. Что уж говорить о подростке.

И тут на помощь приходит старая добрая книга. «Энциклопедия для мальчиков» – это друг и советчик подростка, будущего мужчины. В ней рассмотрены важнейшие вопросы, которые интересуют мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Спектр этих вопросов широк: от физической культуры и кулинарии до межличностных отношений. «Энциклопедия» расскажет своим читателям, чем мальчики отличаются от девочек, причем не только физически, но и психологически. Она поможет найти общий язык со сверстниками и даст ценные советы, как понравиться девушке. Не останутся в стороне и чисто бытовые вопросы: как избавиться от прыщей, как поддерживать хорошую физическую форму, как приготовить еду, разжечь костер, поймать рыбу.

И главное, она научит мальчика во всем и всегда быть настоящим мужчиной.

Чем девочки отличаются от мальчиков

Пол человека определяется сразу после рождения – по строению наружных половых органов, т. е. первичных половых признаков. Таким образом можно различить девочку и мальчика. В раннем детстве девочки и мальчики практически одинаковы. Они похожи внешне, за исключением наружных половых органов, развиваются практически одинаковыми темпами, их голоса мало различимы. Затем в дошкольном возрасте появляются первые отличия между мальчиками и девочками в предпочтении игр, периодах наиболее выраженного роста. С 10 лет различия между мальчиками и девочками становятся все более заметны. Они наблюдаются не только во внешнем виде, но и в особенностях психики, т. е. в мышлении.

Особенности физического развития

К 10 годам в организме мальчиков и девочек происходит значительное изменение нервной системы и желез, вырабатывающих гормоны, в том числе половых. Происходящие в организме перемены способствуют ускорению физического развития и половому созреванию. Все это происходит под влиянием гипофиза, являющегося главной железой, отвечающей за выработку гормонов в организме. Гипофиз выделяет гормон роста, который способствует росту тела, и гормоны, стимулирующие деятельность щитовидной, паращитовидных, половых желез и надпочечников.

В подростковом возрасте усиливается активность всех желез в организме, не только вырабатывающих гормоны, но и сальных, потовых.

Половые гормоны вырабатываются в организме мальчиков и девочек не только половыми железами, но надпочечниками. Поэтому нормальное функционирование всей эндокринной системы очень важно для здоровья и гармоничного физического и психического развития подростков.

В детском возрасте в организме мальчиков и девочек вырабатывается почти одинаковое количество мужских и женских половых гормонов. С начала полового созревания все изменяется. Половое созревание начинается у девочек немного раньше, чем у мальчиков – в 10–12 лет. У мальчиков этот период наступает в 12–14 лет. Именно с этим связан тот факт, что в 10–12 лет девочки крупнее и выше мальчиков. Но потом у девочек физический рост замедляется и раньше останавливается. В 15–16 лет мальчики, как правило, уже обгоняют по физическому развитию своих сверстниц. Остановка роста у девочек происходит в 16–17 лет. Мальчики могут расти до 20–21 года. Масса тела соотносится у мальчиков и девочек так же, как и рост. Она то интенсивно нарастает, то ее прирост замедляется.

Кроме массы тела и роста, важными показателями физического развития являются окружность грудной клетки, осанка, выраженность развития мышц, толщина подкожно-жирового слоя. Все эти параметры специалисты (врачи подросткового кабинета) могут оценить и измерить. Окружность грудной клетки измеряется в сантиметрах при помощи специальной ленты. Мышечную силу определяют с помощью динамометра. Прибор сжимают кистью до упора, а затем по шкале смотрят показатели. В 10 лет мальчики имеют показатели динамометра 16 кг, а в 15 лет он увеличивается до 35 кг. У девочек рост силы мышц менее выражен. Показатели с 12,5 кг в 10 лет изменяются до 28 кг в 15 лет. Чем выраженнее становятся различия между мальчиками и девочками, тем больше мышечной силы появляется у первых.

Для подростков обоего пола характерна некоторая неуклюжесть, угловатость, порывистость движений. Это связано с тем, что происходит быстрый рост костей, а мышцы не успевают за ними. Вернее, природа устроила все так, что организм растет не как воздушный шар, а постепенно.

В то время, когда интенсивнее растет скелет, более медленно растут мышцы – это период вытягивания. Когда скелет замедляет рост, то начинают интенсивно расти мышцы и внутренние органы. Организм при правильном функционировании сам знает, куда направлять основные ресурсы и на чем делать акцент в росте. К 13–14 годам у девочек появляется большая плавность и координированность в движениях. У мальчиков это происходит чуть позже. Но в этом возрасте организм уже становится более ловким, выносливым, сильным.

Подкожно-жировой слой оценивают по толщине складки мягких тканей, которую собирают на животе. Для оценки работы легких определяют их жизненную емкость. Для этого измеряют объем воздуха при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Разумеется, она больше у тех, кто крупнее и сильнее. В начале периода полового созревания показатели могут быть больше у девочек. По мере взросления мальчиков, их грудная клетка становится все более крупной, жизненная емкость легких тоже увеличивается. Активная работа легких и крепкие мышцы делают мальчиков сильными и ловкими.

В период полового созревания интенсивно растут внутренние органы, но сердечно-сосудистая система не успевает перестроиться за быстро растущими скелетом и мышцами. Поэтому подростки часто страдают нейроциркуляторной дистонией (изменениями уровня артериального давления, частоты пульса и даже обмороками). В период с 10 до 16 лет масса сердца увеличивается в 2 раза, а объем выбрасываемой им крови – в 2,4 раза. Миокард (сердечная мышца) становится более толстым и сильным. Он способен перекачивать большее количество крови, чем раньше. В период с 9 до 17 лет объем крови, который выбрасывает левый желудочек за одно сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек – с 35 до 60 мл. Изменяется частота сердечных сокращений, а следовательно, и частота пульса. В 15 лет частота пульса у мальчиков соответствует 70 ударам в минуту, а у девочек – 72 ударам в минуту. В 18 лет эти показатели уменьшаются до 62 и 70 ударов в минуту соответственно.

Нестабильность работы сердца в период полового созревания, который как раз бурно протекает с 10 до 14 лет, – это не повод избегать уроков физкультуры и полностью отказаться от активной физической нагрузки. Возможно, понадобится щадящий режим физической активности и некоторые ограничения в спортивных занятиях. В целом, физкультура способствует сбалансированности организма и его гармоничному развитию. В период повышенной неуклюжести и нескоординированности движений не стоит стесняться своего тела. Эти же проблемы возникают почти у всех сверстников и скоро проходят. Физическая активность поможет сделать движения ловкими, плавными, четкими.

С начала периода полового созревания у мальчиков и девочек появляются вторичные половые признаки. При своевременном появлении они свидетельствуют о правильном развитии организма и вносят еще больше различий между мальчиками и девочками.

У мальчиков в период полового созревания происходят поллюции – ночные, происходящие во время сна семяизвержения. Это связано с повышенной возбудимостью на фоне изменения гормонального фона организма.

По мере полового созревания у девочек становятся округлыми ягодицы, таз увеличивается в ширину, увеличиваются соски (9—10 лет) и молочные железы (10–11 лет), появляется оволосение на лобке (10–11 лет) и в подмышечных впадинах (13–14 лет). Происходят и значительные изменения в жизни девочек с появлением менструаций (12–14 лет). Менструации у девочек происходят под влиянием циклической выработки в организме половых гормонов в яичниках и в гипофизе. Сначала они нерегулярные, затем в течение 1—2-х лет менструальный цикл устанавливается, его продолжительность становится постоянной – 28 дней (26–30 дней). С момента появления первых менструаций девочка может забеременеть после полового акта, даже если менструальный цикл еще не регулярный.

Половое созревание у мальчиков начинается с увеличения половых органов (10–11 лет), появления волос на лобке сначала по горизонтальной линии (12–13 лет), затем в подмышечных впадинах (14–15 лет). Далее у них меняется голос – становится более низким (14–15 лет). Затем усиливается рост волос на теле и лице, а на лобке оволосение приобретает мужской тип – идет по вертикальной линии (16–17 лет). Завершается половое созревание у представителей обоих полов остановкой скелетного роста.

К завершению периода полового созревания разница у юношей и девушек в росте составляет 10–12 см, а в массе тела – 8—14 кг. Это, конечно, среднестатистические показатели.

В некоторых случаях происходят небольшие отклонения в половом развитии мальчиков и девочек от среднестатистических показателей. Это может быть связано не только с заболеваниями, но и индивидуальными особенностями организма, наследственностью. В этих случаях половое развитие начинается немного раньше или позже. Через 1–2 года оно у таких мальчиков и девочек может уже соответствовать сверстникам и ничего особенного здесь нет. Если у девочек до 14–15 лет не наступили менструации, то это повод обратиться к врачу.

Современные подростки подвержены акселерации – они более высокие и крупные по сравнению с ровесниками позапрошлого века. Они многое знают в наш информационный век.

Однако природа устроила так, что психическое созревание и мальчиков, и девочек отстает от их физического созревания. Это означает, что с началом полового созревания как те, так и другие могут зачать ребенка. Но организм девочки еще не готов к полноценным вынашиванию ребенка и родам. Подростки по существу еще дети. Они не могут полностью взять на себя ответственность по воспитанию ребенка, его материальному обеспечению. У них для этого мало жизненного опыта, недостаточно сформировавшаяся психика. Поэтому рождение ребенка и для девочки, и для мальчика является очень большим стрессом. К тому же неподготовленность организма девочки-матери и ее состояние стресса во время беременности и после родов негативно отражаются на здоровье ребенка. Из этого становится понятно, что физическое и половое созревание – не повод для начала зрелой сексуальной жизни и создания семьи.

Всему свое время. Секс должен основываться на чувстве любви, которая зреет постепенно, а семьи создают на основе проверенных чувств и понимания того, что партнер подходит для этого по многим пара метрам.

В первые дни нового года психологи вновь заговорили о необходимости включения предмета «сексология» в школьную программу, а за пару месяцев до этого в Тюмени, напротив, родители потребовали запретить в школе лекции «О гигиене и физиологии девушки». Тема сексуального просвещения до сих пор вызывает массу споров и часто пугает родителей. Но говорить об этом с детьми — очень важно. Марина Воронцова советует книги, которые могут помочь.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Рассказ с анатомическими терминами о естественных процессах, данных природой частях тела может казаться «безнравственным». А уж тем более если беседовать о подобном с детьми и подростками. Почему-то «телесное» зачастую воспринимается как «постыдное», и разговоры об этом перебивают удобными и расплывчатыми терминами, которые не несут конкретную смысловую нагрузку: традиционные ценности, нравственность и духовность.

Почему нельзя просто пропагандировать воздержание? Какие будут последствия от незнания? Повальная безграмотность в вопросах сексуального просвещения ведёт к вполне закономерным явлениям: нежелательные беременности, ЗППП (заболевания, передающиеся половым путём). Замалчивание не приводит к тому, что подростки и дети не интересуются этим вопросом. А «ответы» они могут найти, например, у малограмотных в этом вопросе старших друзей или в порнографии, которая демонстрирует искажённое представление о сексуальности и человеческом теле.

Политика незнания и воздержания не приводит к действенным результатам, человек должен знать об устройстве собственного организма

Конечно, знания должны подаваться постепенно и соответственно возрасту, но без намеренной искаженности и лжи.

Секс-просвет даёт сведения об устройстве человеческого тела, правильной гигиене тела, профилактике ЗППП, о существующих контрацептивах, об эмоциональной стороне отношений с половым партнёром. Это темы, входящие в сферу сексуально просвещения, которые затрагивают нестыдные вопросы, на которые должны корректно отвечать специалисты.

Если вы по разным причинам не можете ответить на вопросы ребёнка или самостоятельно затронуть тему сексуального просвещения, дайте ему специализированную литературу. Или почитайте эти книги вместе с ним.

Катерина Януш, Мерви Линдман «Как я появился на свет»

Книга шведской писательницы Катерины Януш «Как я появился на свет» рекомендована «для чтения взрослыми детям». Повествование ведётся от первого лица: герой как путник ведёт читателя за собой и рассказывает о том, как родители создают семью, как ребёнок появляется в животе у мамы и рождается на свет.

Несмотря на присутствие терминов вроде «пуповина» и «кесарево сечение», появляются и такие эвфемизмы, как «краник», «дырочка», «головастик». Но, тем не менее писательница затрагивает большое количество сторон, которые касаются деторождения и зачатия: говорит, например, о той же самой пуповине, отвечая на вопрос о питании ребёнка в животе. Или о том, что не всегда получается с лёгкостью зачать ребёнка, поэтому может потребоваться помощь врача, который соединит клетки в пробирке. Упоминается, что дети могут рождаться с помощью «дверки» в животе — кесарева сечения.

Питер Мейл «Откуда я взялся?»

Эта книга была написана для детей, «у которых родители слишком застенчивы, чтобы правдиво рассказать им о некоторых очень важных вещах». Автор ведёт диалог с читателем-ребёнком. Во вступлении он объясняет, что, прежде чем написать книгу, нужно было поговорить с разными детьми и узнать, насколько они осведомлены о том, откуда же они взялись. И следом идёт перечисление «сказок взрослых» об аисте, о коте, принёсшем ребёнка, и волшебнике, который положил младенца под ёлку.

Некоторые главы книги посвящены зачатию и анатомическим различиям между женщиной и мужчиной. Автор рассказывает и о формировании плода в утробе матери, предродовых схватках и родах. Конечно, все объяснения достаточно «детские», простые для восприятия, с картинками.

Виржини Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»

В энциклопедии Виржини Дюмон (по образованию психолога и психотерапевта) совсем немного текста, остальное — иллюстрации. Книга как бы общается с детьми: задаёт вопрос от лица ребёнка и тут же отвечает на него, обращаясь к читателю на «ты».

Помимо физиологических аспектов, энциклопедия затрагивает социальные темы, например, некоторые главы называются «Семья — это когда люди женятся?», «Когда я смогу стать папой или мамой?». Книга достаточно деликатно обо всём рассказывает, не затрагивая пока ненужных подробностей. Например, о контрацепции. Но все явления и процессы называются научными терминами.

Кристиан Верду, Жан Коэн, Жаклин Кантан, Жильбер Торджман «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология»

Книга написана коллективом гинекологов, акушера-гинеколога и психоматолога. Она представляет собой рассказ, который начинается с того, как семья из мамы, папы и двоих детей отправилась к беременной тёте Николь. Дети Тьерри и Софи не могли понять, как в животе может находиться будущий ребёнок, поэтому за вопросами обратились к отцу. В книге вопросы о физиологии органично вписываются в повествование о любви и семье. Энциклопедия останавливается на анатомических различиях между мужчиной и женщиной, объясняет, какие (внешние и внутренние) органы участвуют в создании новой жизни. Упоминаются и действия, которые совершают родители в первые месяцы и годы жизни младенца. Примечательно, что книга повествует не только о размножении людей, но и объясняет, как этот процесс устроен у животных, птиц и растений.

Джерри Бэйли «Моё тело меняется: всё, что хотят знать подростки и о чём стесняются говорить родители»

Книга подойдёт для детей старшего возраста. В ней затрагиваются абсолютно все стороны жизни, о которых необходимо знать подростку, чтобы позаботиться о своём здоровье. Главы посвящены гигиене, контрацепции, ЗППП, безопасности, изменениям в теле и его развитии, менструации, зачатию, беременности. Книга подробно останавливается на важных этапах жизни, сопровождается понятными и удобными картинками, поясняющими текст.

Ди Снайдер «Курс выживания для подростков»

Ещё одна книга для подростков, которая поможет в первую очередь разобраться в себе с эмоциональней точки зрения. Хоть автор и уделяет внимание ЗППП, контрацепции и мифам, связанным с этими вещами, большая часть книги посвящена внутренним проблемам подростка. Поэтому в произведении встречаются главы об одиночестве, уверенности в себе, о любви, ревности и расставании, о проблемах молодых пар, об опасности пути, где присутствуют наркотики и чрезмерное употребление алкоголя.

Дебра Хаффнер «От пелёнок до первых свиданий. Что должны знать родители о сексуальном развитии своих детей»

Как следует из названия, книга, написанная одним из ведущих специалистов США по вопросам полового развития и просвещения, переназначена для матерей и отцов. Пособие делится на несколько больших блоков, границы которых обозначены возрастом ребёнка, а главы в блоках поясняют разные ситуации по теме.

Как говорить с ребёнком о половом созревании и не выглядеть идиотом

8 самых сложных тем для разговоров с детьми

Почему троечники успешнее отличников

«Я и профессия». Арт-альбомы для семейного консультирования

Е.Н. Васина (Асенсио Мартинес)

Информация о книге:

Е.Н. Васина (Асенсио Мартинес) – кандидат психологических наук, психолог-консультант, ведущая программ и тренингов в области арт-терапии, член Арт-терапевтической ассоциации России.

Комплект познакомит подростка с миром профессий, а также поможет ему сориентироваться и выбрать близкое ему направления, опираясь не только на интерес, но и на личностную предрасположенность, особенности и способности.

Комплект включает в себя два арт-альбома: для ребенка и для родителя, а также методическое пособие. Предполагается одновременное ведение альбомов. Такая совместная работа позволяет подростку и взрослому лучше понять позиции и ожидания друг друга, сблизиться, и в ходе совместной работы выработать единую стратегию реализации планов.

Купить книгу

Вирджиния Вулф «Своя комната»

В 1929 году Вирджиния Вулф совершила по-настоящему радикальный поступок — подробно описала причины несправедливого отсутствия женщин в мире большой литературы.

Она знала: первые профессиональные писательницы появились только в XVIII веке не потому, что всё это время женщинам нечего было сказать. Они молчали из-за отсутствия собственной комнаты и дохода, которые очень помогают мыслить свободно и превращать свои рассуждения в великие новеллы.

Возможно, даже произведения Джейн Остин или сестёр Бронте были бы ещё лучше, если бы их авторы могли путешествовать, обедать в кафе в одиночку и не прятать черновики каждый раз, как рядом оказываются их родственники. Эссе «Своя комната» о положении женщин в литературе до сих пор считается каноническим текстом в феминистской теории.

Купить

Джордж Элиот «Сайлес Марнер»

Кроме «Мидлмарча» в кадре мы видим другой роман Элиот — «Сайлес Марнер». Здесь заметно меньше сюжетных хитросплетений, да и главное действующее лицо одно — честный и трудолюбивый ткач, потерявший все сбережения и вынужденный искать новый источник дохода.

Скромный объём произведения помогает не отвлекаться на частности и увидеть мастерство Элиот в создании психологических портретов обычных работяг. Многие из них выросли в небольших городах и пытаются преодолеть (не всегда успешно) заданные при рождении ограничения, например, низкое социальное положение. Но для людей честных и трудолюбивых у Элиот всегда найдётся счастливый финал.

Джейн Остин «Эмма»

Эмма Вудхаус, экстравагантная героиня другого одноимённого романа Остин, клянётся, что никогда не выйдет замуж, и готова устраивать лишь чужие союзы. Роль свахи — не самое типичное хобби для молодой и богатой особы, но условия для этого созданы подходящие: мать Эммы давно умерла, старшая сестра и гувернантка вышли замуж, а отец настолько обеспокоен своим здоровьем, что на всё остальное сил у него уже не хватает.

Элизабет и Эмма ещё не активные борцы за независимость (обе всё-таки идут под венец), но они уже предвосхищают неизбежные перемены.

Купить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *