Дурман гора Саратовская область

Источник: З.Г.Аминев. Урал как родина башкир в эпосе «Идукай и Мурадым».

Примечание: Публикуется с разрешения автора на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

Предками башкирского народа нынешнему поколению оставлено богатейшее фольклорное наследие, которое при тщательном и объективном анализе может стать ценным источником исследований исторического прошлого башкир. Большое место в этом духовном наследии занимают эпосы, среди которых «Идукай и Мурадым» – один из значительных как по объему, так и по богатству содержания. Хотя эпос этот был известен науке достаточно давно, но к изучению его приступили только к концу ХХв., когда в 1989 г. он был опубликован в первом номере журнала «Агидель» с предисловием известного башкирского фольклориста Н.Т.Зарипова на башкирском языке. Необходимо отметить, что причиной долгого нахождения этого эпоса под запретом послужили постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы в Татарской партийной организации» и от 27 января 1945 г. «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы Башкирской партийной организации», в которых эпос «Идукай и Мурадым» и ряд других эпосов были оценены как «ханско-феодальные», где идеализируются феодальное прошлое башкир, и тем самым этот эпос был надолго выведен из научного оборота.

Сказание, в основе которого лежат реальные исторические события конца XIV – начала XV вв. и где главным действующим лицом является исторический Идиге, имеется не только у башкир, но и у ногайцев, казахов, каракалпаков, сибирских и крымских татар. С учетом того, что исторически реальный Идиге действовал на огромных просторах Евразии, где властвовали ногаи и, где, кроме них, проживали и другие подвластные им народы, у исследователей имеется прекрасная возможность выяснения географических представлений народов и отношение их к той или иной земле, а также к народам их населяющим.

Башкирский эпос «Идукай и Мурадым» содержит в себе много ценного из прошлого как башкирского, так и других народов средневековья. Пытливый исследователь может найти в этом эпосе сведения о мифологических, религиозных, морально-этических и об иных духовных воззрениях, об общественных отношениях в башкирском обществе, о связях нашего народа с соседними народами, а также множество иной информации. Мы же в данной работе попытались выяснить отношение башкирских сказителей-сэсэнов к своей родной земле, и их представления о реальной географии (природа, народы, государства). В эпосе четко, ясно и недвусмысленно вырисовывается отношение башкир к Уральским горам как к своей родине, где только они и есть исконные жители, а все остальные здесь пришельцы.

Прежде чем обратиться к описаниям Урала в эпосе «Идукай и Мурадым», хочется привести слова известного историка, специалиста по этногенезу башкир член-корреспондента РАН Р.Г.Кузеева, который по поводу места и роли Урала и прилегающих к нему земель в жизни башкирского народа писал: «Какие бы термины не использовались для обозначения коренных жителей республики (башкир – З.А.) и более обширного региона, общественность сознает, что башкиры живут на своей исторической родине. Невозможно также не учитывать, что восприятие этого факта обыденным сознанием представителей башкирского этноса необычайно глубокое; оно нашло отражение во всех слоях богатой традиционной духовной культуры башкир. Развитие башкирской нации в указанном направлении будет постоянным» . Остается только добавить, что здесь, говоря об исконной родине, Р.Г.Кузеев, имел в виду Южный Урал и прилегающие земли, где башкиры сформировались как этнос и, где они живут и поныне.

Известно, что уже первые сведения о башкирском народе фиксируют их на Южном Урале. Как и сегодня, их называли «башкорт». Как южно-уральский народ, башкиры были известны арабским путешественникам Ибн-Даста, Ахмеду Ибн-Фадлану, Абу Заид аль-Балхи, которые побывали на Южном Урале в IX-Xвв. н.э. Первый из них ясно характеризует башкир как «народа самостоятельного, занимающего территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою и верхним течением Яика». Ибн-Фадлан, Абу Заид аль-Балхи, проезжавшие через башкирские земли, зафиксировали башкир как народ, издавна живущий на Южном Урале. . Наличие фиксированной этнической территории и самоназвания показатель того, что уже в то время у башкир имелось единое самосознание как этнической общности.

Известный российский археолог и специалист в области кочевых цивилизаций С.А.Плетнева сложение башкирского народа и его высокоразвитой культуры на Южном Урале и прилегающих землях относит к глубокой древности. По ее мнению, очень рано сформировавшиеся на этих землях башкиры, потом, несмотря на всяческие исторические катаклизмы и политическое подчинение их разным государствам, продолжали обитать в этих землях, и это обеспечило их устойчивое и поступательное развитие до современности. По мнению С.А.Плетневой, именно только укоренённостью башкир на одном месте (на Урале – З.А.) можно объяснить удивительную жизнестойкость и силу их многовековой культурной традиции .

Весь башкирский фольклор пронизан мотивом Урала, как обобщенного образа родины, отчей земли башкир. В древней песне «Урал», народном гимне башкир – Урал воспевается как исконно родная земля, где лежат кости предков, погибших за эту землю, что вся эта земля пропитана кровьюбашкир, что даже с деревьев, растущих на Урале, если их срубить, капает кровь предков башкир. Урал в сознании башкира всегда представляется как самая надежная опора и защита, и в повседневной жизни, в борьбе с врагами. Примеры, где башкиры воспевают, восхваляют родной Урал, можно найти во всех жанрах башкирского фольклора.

Известно, что первоначально слово «Урал» применялось именно к территории Южного Урала, где сформировались и обитают до сих пор башкиры, которые как раз и называли свои родные горы Уралом. В свое время еще исследователь XIX в. В.Шишонко справедливо отметил, что «название «Урал» заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р.Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом». .

В целом же Уральские горы русские до XVIII в. называли «Камень», «Каменный пояс». Слово «Урал» применительно к горной гряде, протянувшейся от Северного ледовитого океана до Мугоджарских гор, впервые применил русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев, с легкой руки которого нынешние Уральские горы и получили свое название. В.Н.Татищев это название заимствовал у башкир, коренных жителей южно-уральской части этой горной страны. Башкиры же свои родные горы издревле называли «Урал», а свою родную страну, где они обитали, называли «Урал иле» («страна Урала»).

После присоединения Башкирии к русскому государству, русские исторические источники долгое время сообщают, что по обе стороны Южного Урала проживают башкиры. Постепенно, по мере осваивания этого горного края, здесь появляются русские, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и представители многих других народов. Сейчас «Южный Урал» большой многонациональный регион, куда входит Республика Башкортостан и часть земель сопредельных Челябинской, Оренбургской, Свердловской и Пермской областей. Каждый из народов, живущих на Южном Урале, имеет различный срок обитания на этой территории, но ни у кого из них, кроме башкир, нет мифологии, многогранно и глубоко отражающей южно-уральские реалии. Все народы, кроме башкир, появились на территории Южного Урала уже в достаточно зрелом возрасте, пройдя свой этап мифотворчества в иных регионах. Именно поэтому у этих народов нет древних фольклорных произведений, связанных с территорией Южного Урала и объясняющих мифологическими, фольклорными средствами возникновение Уральских гор и его природных богатств. О древности проживания башкир на Южном Урале подтверждают и топонимы, которых специалисты называют паспортом земли. Наиболее древняя часть Южно-уральских топонимов, как установили исследователи, составляет башкирский пласт. У башкир до сих пор сохраняются многочисленные топонимические легенды с мифологическим содержанием. Эту особенность Башкирской земли отмечали, в свое время, многие дореволюционные путешественники, посещавшие Башкирию. Их удивляло и поражало, что каждая местность у башкир имеет свою легенду или предание. Специалистами считается установленным, что топонимы, как названия места обитания человека, тесно связаны с мифологическим мышлением, а именно с имянаречением. Древние люди, придя на новое место и, осваивая его, давали ему название, и тем самым как бы создавали эту местность и окультуривали его, приспосабливали к своей жизни. Таким образом, вся территория Южного Урала окультурена башкирами, то есть – отмечена их топонимами, легендами, преданиями, как маркерами.

Можно отметить, что ни у одного из ныне живущих на Южном Урале народов, кроме башкирского, нет такого плотного и многостороннего обоснования всей наличной духовной и материальной культурой своего родства с Уралом. Не будет преувеличением, если скажем, что идейно-тематическую основу всего башкирского фольклора составляют сюжеты с описаниями истории освоения башкирами просторов Южного Урала и прилегающих земель, как их родины, с воспеванием красот родной земли. Вся описанная в башкирском фольклоре природа легко узнаваема. Это – природа родного им Южного Урала. Более того, главное, фундаментальное произведение башкирского фольклора, посвященное временам зарождения жизни на земле, то есть состоящий из космогонических мифов, носит название «Урал батыр». Известно, что во времена мифологические рассказать о том, как возник, создавался тот или иной предмет или же вещь, было равносильным созданию этой самой вещи или предмета, а также местности. Поэтому, повествуя в эпосе «Урал батыр» о том, как создавался мир, где первоначально начали жить предки башкир, сказители тем самым как бы создавали Уральские горы и давали ему название. В эпосе повествуется, как титаническими усилиями Урала была создана горная страна, где поселились башкиры. После смерти Урал батыра похоронили в созданной им горной стране и, по представлениям предков башкир, части его тела превратились в природные богатства Уральских гор, а сами горы стали называться по имени создавшего их первопредка башкир. В традиционной культуре башкиры еще в начале ХХ в. себя всегда называли «детьми Урала», имея в виду, что они произошли от своего первопредка Урала. Это же мы обнаруживаем и в башкирских шежере. В частности, в шежере племени бурзян одним из самых древних предков указывается Урал.

Все эти устоявшиеся представления об Урале как родине башкир, где они живут издревле, нашли свое дальнейшее развитие и в эпосе «Идукай и Мурадым»:

Борон, борон, борондан, С незапамятных времен

Мин тыумаҫтан электән, До рождения моего

Олатайға, әсәйгә, Для праотцов, праматерей

Төйәк булған Урал тау Был гнездовьем Урал-тау.

Аҡһаҡалы, бейҙәре, Бии здешние, аксакалы

Уға эйәреп ырыуы, С родом своим пройдя немало,

Һырҙай ҡанға туҙышып, Утопая в море крови,

Күкрәгенән уҡ үтеп, О вражьи стрелы дырявя лбы,

Яулап алған Урал тау Пики их свозь грудь пропуская

Отстояли-таки Урал-тау .

В эпосе для передачи идеи родства и близости Урал идентифицируется с самыми родными людьми – родителями, что подразумевает кровнородственную связь, любовь и преданность:

Гора, что станом для всех была

Для всех матерью была,

Для всех отцом родимым была!

У младенца, рожденного здесь

И едва обретшего речь,

Слову «мама» сразу вослед

Приходит другое слово «Урал» .

В традиционной картине мира башкир представления о родине не связаны с бескрайними степями. Еще в начале ХХ века известный исследователь культуры своего народа Хабибулла Габитов отметил, что для башкира характерен горный или же предгорный ландшафт, что даже, когда речь идет о степи, то эта степь (алан, ялан, аклан) находится в окружении гор и лесов.

Например, в эпосе «Идукай и Мурадым»степные просторы описываются несколько снисходительно:

Ҡолаҡсындай сүл бүреһен, Не пришел я сюда, привлечен

Ала ҡанат ҡыр ҡаҙын, Шакалом далекой пустыни,

Ҡояш төҫөн ашаған Пятнистыми крыльями гуся,

Аҡһыл саптар төлкөһөн Лисицей, цвета полыни,

Боҫор урын тапмаған, Что на солнце слиняла вся;

Ең осона етмәгән Или же желтощеким зайцем,

Ҡыҙыл сикә ҡуянын, Что гнезда не находит весной,

Тал ҡыуаҡтан зарыҡҡан Чья шкура мала даже для рукавов;

Унда-һанда ҡош-ҡортон, Птицами, что в этих метах

Тик һыуыры, саңҡылдап, По густому грустят ивняку;

Типһәненә шаң биргән Кричашим среди дюн сурком,

Ҡыҙарып ятҡан ҡом-ерен- Имеющим оранжевый цвет…

Тағы ерһеп килмәнем, . Я пришел не поэтому, нет!

Стране башкир противопоставляется и Чагатайский улус, которая описана как страна, изобилующая пустынями и солончаками, где бушуют песчаные бураны, где царит нищета и произвол. Башкирский батыр оказывается в тех краях только злою волею судьбы и потому так сильна его грусть по Уралу . И тут же этой стране снова противопоставляется Урал – родина башкирских батыров, которая даже краше рая, имеющегося только у Бога . Контрастно противопоставляя степи, эпос воспевает свой родной Урал:

Алпанлаған айыуы; Есть у меня своя земля:

Һылыу ҡыҙҙай биҙәнгән Бродит в чашах ее горделиво

Ҡара бауыр төлкөһө; Медведь, едва отойдя ото сна;

Кем уҙарҙан һайраған Нарядная, как девица-краса,

Ағас һайын ҡош-ҡорто; Чернобурая пляшет лиса;

Һарайҙағы хан һымаҡ, И на каждом дереве там

Ҡаяһында бөркөтө; Птахи дивные поют,

Алдынан ҡош уҙғармаҫ Восседает на скалах орел,

Күк ҡарсыға, ҡыйғыры; Точно на троне великий хан;

Мөлдөрәп торған күлендә Ловчий ястреб, сокол седой —

Ҡарасайы,өйрәге; Птице от них не уйти живой;

Йырсыһына ҡушылып, На озере, что колышется чутко,

Һылыу ҡыҙ ман ярышып, Резвится черноголовая утка;

Моңон бөрккән ҡурайы; Мелодию разливает курай,

Тулы ҡойроҡ,ялбыр ял, Вторя девичьей песне, и с ней

Өйөр һаҡлар айғыры, – Соперничая красотой своей;

Бары бергә маҡтаған Жеребец табун стережет,

Байман табыр илем бар Висит на нем грива, густ его хвост, –

Армыт-армыт япраҡлы Такая есть у меня страна,

Урал тигән тауым бар. Многими восславлена она!

Уны ташлап нишләйем Хребет за хребтом, увал за увалом

Арыҫландай беләкле, Горы разбежались Урала;

Ҡарсығалай йөрәкле Что будет со мной, если их оставлю?

Батыр үҫтергән ете ырыу Незабвенная моя страна,

Алмаштырмаҫ илем бар Для семи родов родиной стала она,

Уны ташлап нишләйем Для батыров родиной стала она,

. Готовых для подвигов больших –

Лев позавидует их сердцам…

Не брошу вовек ее, не отдам! .

Идукай говорит Янбаю, что он один из соколов уральских и, что может жить только на Урале . По мнению сказителей, башкирскому батыру Идукаю на родном Урале помогает все, даже дух Урал батыра. Перед боевым походом Идукай посещает могилу Урал батыра, где его собака из-под земли добывает шлем Урал батыра, который защищает батыра в его битвах с врагами родной земли .

Совершенно иное представление о родной земле в эпосе об Идеге у ногайцев, формирование которых происходило в XIII-XIV вв. в степных просторах между реками Иртыш и Дунай, при участии различных тюркских и тюркизированных народов и племен. Ногайцы прекрасно знали географию и территориальное устройство своего государства, Поэтому у них в эпосе речь всегда идет об обширных степных просторах Евразии. Южный Урал, как горная страна, в ногайском фольклоре упоминается только иногда и, как временное местожительство в период летних кочевок ногайских ханов, но никак не отечество ногайцев. В частности, в ногайских эпосах о хане Ураке, о хане Мамае эти владыки упоминаются только как «перевалив через Урал с башкирами кочевавшие» . В башкирском фольклоре мы не обнаружили каких-либо данных о периодическом уходе или о перекочевках башкир из Урала на юг или иные места. Не выявил такие факты и известный исследователь истории Ногайской орды В.В.Трепавлов, который прямо пишет, что нет никаких данных о периодических ежегодных откочевках башкир с Южного Урала на юг .

В целом же, горная страна Урал в ногайском фольклоре отмечается как башкирская земля. Только степной простор в нижнем течении рек Яйык (Урал) и Идель (Волга), в ногайских эпосах упоминается как место жительства ногайского народа, где они себя представляли как полновластных хозяев. В период существования Ногайской орды башкиры и ногаи занимали различное положение в политической и социальной структуре Ногайской Орды. Башкиры были данниками Ногайской Орды. Мы можем предположить, что башкиры, как хозяева Южного Урала, изобилующего различными рудными месторождениями, были поставщиками для ногайцев металлических изделий и оружия. На это, как нам кажется, указывают строки эпоса «Идукай и Мурадым», где говорится, что там, в той степной стране не добывается железо (илендә тимер сыkмаған) . Многочисленные остатки металлургического производства, относящиеся к периоду ногайского владычества, обнаруживаемые на территории Республики Башкортостан, также подтверждают наше предположение. К сожалению, эти следы средневековой металлургии пока еще не изучены. По мнению В.В.Трепавлова, причину подчинения башкир ногайцам следует искать в том, что башкиры не вели чисто кочевую жизнь, занимаясь помимо скотоводства, также земледелием, промыслами и охотой. Поэтому обычные для кочевой ногайской среды формы зависимости и господства не подходили для аборигенов Башкортостана .

В опубликованном Григорием Спасским в 1820 г. в «Сибирском вестнике» казахском варианте эпоса «Идеге» иштякские (башкирские) воины скрываются в каких-то горах Чанглым. Сын Идеге Ир-батыр просит у матери разрешения ехать туда на битву с башкирами. Мать Ир-батыра не хочет пускать сына, плача, предупреждает, что башкиры убьют его. Так и случилось – сбылось предсказание матери — Ир-батыр был убит башкирами. Нужно отметить, что в этом варианте эпоса башкиры помещаются в горах, то есть в характерной для них природной нише. Можно думать, что под этими горами подразумевались какие-то отроги Уральских гор, так как ногайцы, казахи и каракалпаки (народы ногайского круга) прекрасно представляли географию своих степных просторов и знали, что именно Урал является родиной башкир. Для традиционной культуры и фольклора казахского народа характерны степные просторы, а не горы.

Все вышеперечисленные примеры из башкирского фольклора показывают, что территория Южного Урала является исконной родиной башкир. Других народов, которые бы своей пуповиной приросли к территории Южного Урала, нет. Более того, если у башкир Урал – это священный центр мира, пуп земли (по-башкирски – ер кендеге), где башкир ищет и может найти свою защиту и еду, одежду и все необходимое для жизни, то у других народов отношение к Уралу несколько иное. Для темы нашего разговора очень интересны будут представления об Урале в традиционном мировоззрении коми народа, принадлежащего финно-пермской ветви уральской языковой семьи. Несмотря на то, что коми принадлежат к уральской языковой семье, тем не менее, оказалось, что Урал для них чужая, враждебная земля, откуда для них исходит опасность; это – родина леших . Такую же отрицательную характеристику дают Уралу в своих традиционных пространственных представлениях ближайшие соседи башкир удмурты, которые, так же как и коми, принадлежат к финно-пермской ветви уральской языковой семьи.

О.А.Лавренева, изучая отражение представлений о ландшафте, о пространстве в традиционном мировоззрении русского народа, установила, что для русских Урал – край земли . Что, как видим, совершенно противоположно башкирскому представлению об Урале как центре мира. Известным исследователем фольклора и мифологии С.Ю. Неклюдовым установлено, что горы в славянских былинах относятся к чужому миру, и они не имеют такой отличительной черты как высота. Они как бы распластаны в «горизонтальной плоскости», поездка туда не включает в себя подъем и описывается точно так же, как путешествие по полю. У славян ландшафт в былинах не богат – основным его элементом является поле. Это обычное место пребывания былинного богатыря и основная пространственная зона для перемещений. Исключением здесь являются лишь святые горы .

Таким образом, все вышеприведенные примеры из башкирского фольклора, в том числе и из эпоса «Идукай и Мурадым» наглядно показывают нам представление башкир об Урале как исконной родине этого народа, где он сформировался в необозримо древние времена, где он живет и поныне.

Список использованной литературы:

1. Азнабаев Б.А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства. Уфа. 2005

2. Идиге // Сибирский Вестник, издаваемый Григорием Спасским. Часть девятая. Санкт Петербургъ. 1820.

3. Идукай и Мурадым //Башкирское народное творчество. Исторический эпос. Уфа. 1999. С.45-187.

4. Изеүкәй менән Моразым // Ағиҙел. (на башк.яз.). 1989. №1. С.16-74.

5. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми. Сыктывкар. 1996.

7. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом. Уфа. 1957

8. Лавренева О.А. Сакральная семантика пространства // Наследие и современность. Выпуск 9. М., 2002. С.3-19.

9. Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М., 1972. С.18-45.

10. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л.,1939..

11. Руденко С.И. Башкиры. М.,1955.

12. Сикалиев А.И.-М.. Ногайский героический эпос. Черкесск.1994.

13. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

14. Шишонко В. Пермская летопись, пятый период, часть вторая с 1695-1701гг. – Пермь: Типография Пермской земской управы. 1887 г.

Коллеги по работе, зная, что я собираю информацию о различных интересных местах, находящихся в пределах дневной доступности, подсказали еще одно интересное как в видовом (туристическом) так и историко-культурном отношении место – Утес Степана Разина. Собрав скупую информацию из инета, принимаем решение – посетить, приурочив к этому мероприятию испытание новейшей палатки Скаут Sherpa 4. Купили продуктов, пригласили еще одного компаньона и выехали в 9 утра субботы 7 июля экспедицией в составе 3 человек.
Утес расположен в 5 км от села Белогорское, Красноармейского района, Саратовской области и всего в 150 км от Саратова. Добраться несложно. По трассе Сызрань-Саратов-Волгоград надо ехать в сторону Волгограда. Удивило огромное количество постов ДПС – на 130 км их попалось аж 7 экипажей. После Красноармейска главное не пропустить указатель на Белогорское. После поворота начинается отсыпной щебеночный грейдер довольно паршивого качества – трясет нещадно. Параллельно ему идет накатанная грунтовка – обратно мы ехали по ней. Быстрее, а главное комфортней. Дорога идет вдоль живописной Даниловской балки, которая местами достигает огромной глубины. Эта балка известна нахождением в ней четырех старообрядческих пещер: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», протяженностью 600-800 метров каждая. До обвалов пещеры представляли единую систему соединённых друг с другом тоннелей. Точно не зная их расположения, найти их довольно сложно – балка сильно заросшая лесом.
Существует еще, так называемая, «старая дорога» на Белогорское. Въезд на нее находится напротив поворота на Каменку. По рассказам она очень живописная, более короткая и встречается с основной дорогой в районе Даниловской балки. Это размытая грунтовка, без серьезного внедорожника я бы туда не совался. Мы первоначально сунулись туда, проехали пару сотен метров и поехали по основной дороге.
По грейдеру добираемся до спуска к селу. На въезде в село развилка. Мы подготовились и знали, что нам надо направо. Если поехать левее, то вы попадете к спуску к пристани на Волге. Хорошее и легкодоступное место для отдыха. Неплохое дно для купания. Если к воде не спуститься, а взять еще левее, то вы попадете к монументу на крутом берегу с установленным на нем реактивным самолетом. В этой глуши самолет выглядит крайне сюрреалистично. Но об этой части истории Белогорского позже. А сейчас мы берем на развилке правее, проезжаем между зданиями бывшей деревянной церкви (ныне клуба) и местной школы закрытой 5 лет назад (ныне музея), проезжаем по окраине села и выезжаем из него направо. Там вдоль берега Волги идет неплохая грунтовка с ответвлениями к историческим местам. Ответвления обозначены столбиками с указателями. Можно подъехать к останкам Алебастрового завода (сохранилась только печь с трубой) тридцатых годов, Утесу Степана Разина, Тюремному оврагу. Если не сворачивать к Тюремному оврагу, то дорога поднимается все выше и выше в гору. На вершине есть прекрасная площадка с панорамным видом на окрестности. Если двигаться дальше по этой дороге, то объехав балку, можно подняться на бывший вулкан (ныне Дурман-гора).
Утёс является самой северной точкой природного парка «Щербаковский», на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры «Ураков» и «Настин».
Итак, по порядку.
Первый поворот — Алебастровый завод, точнее его остатки, интересен уже тем, что среди окружающего дикого пейзажа выглядит как космический корабль пришельцев. Причем, сохранилась от завода только печь с трубой – от остальных построек нет и следа. Кроме того, останки завода подчеркивают, что вся окружающая местность — это мел, гипс и известняк.
Следующий поворот – Утес Степана Разина. Это и есть основной объект осмотра и главная цель нашего визита. Утес производит впечатление – высоченный, крутой, красивый, белый. Его высота примерно 50-60 метров. По легенде, именно на этом утесе располагался лагерь Разина, на нем он восседал на своем троне из слоновой кости и, чуть ли не лично, выслеживал караваны купеческих судов для последующего грабежа. Персидскую княжну он, вроде как, утопил в Волге где-то тут же. Глядя на Волгу, которая здесь разливается на 7 км – ничему не удивляешься – берегов не видно.
Это место первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Небольшую заметку про утес Разина оставил Тарас Шевченко, осмотревший его с борта проходящего корабля. Первая фотография утёса (даже такой факт зарегистрирован) была сделана в 1894 году. В путеводителе «Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке» (изданном в самом начале прошлого века) была приведена карта с точным указанием расположения утёса и Дурман-горы. В 1907 году была предпринята первая археологическая экспедиция на утес. Было обнаружено городище, масса предметов и монет по которым его возраст был точно отнесен к царствованию Алексея Михайловича Романова и жизни Стеньки Разина. Следующая экспедиция и раскопки были предприняты профессором СГУ Синицыным в 1960 году. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига, а так же новые доказательства пребывания в этих местах ставки и лагеря Разина. Но это все скучный официоз. Самое интересное – легенды. Их много. Вот несколько.
Легенда первая. В 1859 году в «Саратовских Губернских Ведомостях» был опубликован рассказ бурлака, который (в свободное от каторжной работы время), взобравшись вместе со своим товарищем на утёс (видимо, сделать пару хороших снимков), увидел в земле отверстие с дверью. Как водится во всех фильмах ужасов, они полезли в подземелье, оказались в богато украшенном зале, посреди которого стоял окованный тремя (в сказках все по три) железными обручами гроб (как же без него-то). В углу комнаты висела икона в богатом окладе, а у стен стояло много бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе (экстриму хотелось, ага), из которого поднялась ожившая Марина Мнишек (аналог современной Сандры Баллок). Бурлак, обезумев (что не удивительно), начал стегать её железными прутьями (случайно с собой принес), а попытавшийся его оттащить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой (вот она гравипушка профессора Фримана). Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.
Легенда вторая. В конце XIX века крестьянином из села Даниловка (расположенного сейчас на территории Волгоградской области) была рассказана история, поведанная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком (чувствуете интригу?). Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов (вот они первые бомбилы) крестьяне согласились. На середине реки незнакомец велел своей спутнице выбросить ребёнка за борт (необычный поворот). Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого (видимо, сам Стэтхэм рулил). Спасённая женщина рассказала, что её убитый спутник был разбойником (непонятно как он сохранился до 19 века). Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурман-горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху (обычный день их, видимо, не устроил). После недолгих поисков, помолившись (где-то я это уже слышал), начали рыть и на что-то наткнулись. Но не тут-то было, начало происходить необъяснимое. Сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров (Хичкок со своими «Птицами» просто плагиатор), затем поднялась буря (фильм-катастрофа), из которой показались трое разбойников с дубинами (зомби?), после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было (может, кто унес), остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой (точнее, увез) повозки.
Легенда третья. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный (а какой же еще) случай, произошедший с его отцом (уже было), который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку (это село просто, Сайлент-Хилл какой-то) в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам (опять немцы), пусть живут в мире!».
Вот такие вот легенды. Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным, видимо, удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века, активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах сильное электромагнитное излучение – наследие находившегося на этом месте вулкана, остатками которого и является Дурман-гора.
Утёс хорошо отображен в русском искусстве. В 1870 году было опубликовано ставшее популярным среди революционной молодежи стихотворение «Есть на Волге утёс» А. Навроцкого, речь в котором вероятнее всего идёт именно об утёсе в Саратовской области. Спустя 26 лет автором была написана музыка на текст стихотворения. Также утёс является важной частью сюжета повести В. А. Осеевой «Динка», фигурирует в рассказе В. А. Гиляровского «Суслик».
Итак, третий поворот к берегу. Тюремный овраг. Он же Овраг-тюрьма, он же Невольничий овраг, он же Дурманный овраг. Он разрезает утес Разина примерно пополам. Использовался как тюрьма для пленников бандитов ожидающих пока за них заплатят выкуп. Внешний вид оврага, его глубина позволяют не сомневаться в том, что из него убежать сложно. Склоны отвесные, величина достаточная для нескольких десятков человек. Кроме своего исторического значения, этот овраг хорош тем, что с его берегов открывается самый красивый вид на окружающие пейзажи (на мой вкус, естественно). Его северный берег самое лучшее место, чтобы разбить лагерь. По оврагу можно спуститься к берегу Волги (в других местах, кроме пристани) это сделать невозможно.
Разбиваем лагерь. Осматриваем окрестности. Купаемся в воде молочного цвета у берегов (благодаря большому количеству мела). Жарим мясо и пьем пиво. Так проходит весь день. Вечером начинается дождь с грозой, и наша новая палатка великолепно проходит свое первое боевое крещение. Сытые и довольные, спим в тепле и уюте.
В плане купания, берег под утесом оставляет желать лучшего. Дно каменистое, как на побережье Черного моря. Галька, галька и еще раз галька. Вода из-за постоянного контакта с мелом – молочного цвета, но это только у берега, в 10-15 метрах она уже чистая. Народу нравится, народ плещется. На берегу огромное количество окаменелых белемнитов (лат. Belemnitida), т.н. «чертовых пальцев», «громовых стрелкок», «громовиков», «громовок», «мизинецев Болгария» и пр. народные названия. В детстве, найти такой в районе моего родного города было огромной удачей, а здесь я за 5 мин. собрал их приличную кучку, не умещающуюся в двух горстях. Все это блогодаря породам из которых состоит утес. Их возраст достигает 100 млн. лет.
С утра, позавтракав, отправляемся на осмотр Дурман-горы. Она возвышается над окружающим пейзажем на 186 метров и является остатками когда-то действующего вулкана. Поднимаемся на машине на соседнюю возвышенность (любуемся отличными видами), смотрим, что дорога уходит в сторону от Волги и решаем дальше не подниматься. Как потом выяснилось – зря. Как раз эта дорога и ведет в объезд очередной балки на Дурман-гору. Решили посетить ее в следующий раз, поэтому о ее чудесных свойствах ничего сказать не можем.
С утра погода была великолепная, но дул довольно сильный и устойчивый ветер, Волгу штормило. Сворачиваем лагерь, собираем свой и огромное количество чужого мусора, последний раз бросаем взгляд на Волгу, покрытую барашками, слушаем прибой и возвращаемся в село.
Село, в котором на пике его расцвета (перед ВОВ) проживало более 2 тыс. человек, вымирает. По словам местного энтузиаста, бывшего директора школы, а сейчас организатора местного музея, падение началось с тех пор, как с войны не вернулось около 100 селян. С тех пор численность только убывала. Сейчас в нем проживает около 50 человек. Последнее резкое уменьшение населения произошло 5 лет назад, после того, как закрыли местную школу. Несколько семей покинули Белогорское. На момент закрытия школы, в ней обучались 14 человек. В селе большое количество заброшенных домов.
Осматриваем село, встречаем бывшего директора школы, который с гордостью показывает нам собранный им музей в бывшем здании школы. Сразу видно, что музей собран самостоятельно и на собственные небольшие средства, к тому же, денег с посетителей энтузиаст принципиально не берет. Оставляем запись в журнале посетителей, удивившись их количеству, и оставляем в журнале небольшую денежку, т.к. по моему убеждению, любой труд должен быть вознагражден. Телефон для желающих посетить музей (+7 (917) 626-70-26).
Рядом с музеем можно увидеть сооружение, похожее на колодец с двускатной крышей. Это родник. Водя вкусная и ледяная, что в стоящей жаре очень немаловажно и фантастически приятно.
Возвращаемся на развилку на въезде в село и едем по дороге уходящей левее. Она приводит в монументу с самолетом. История появления этого памятника, достойного крупного города, связана с тем, что Белогорское является родиной летчика-истребителя, дважды героя Советского Союза, фронтовика, маршала авиации Скоморохова Н.М. (бюст героя стоит во дворе музея). Маршал автор нескольких книг о войне. Воспоминания Н.М. Скоморохова произвели столь сильное впечатление на Владимира Высоцкого, что в 1975 году он посвятил Николаю Михайловичу одну из лучших своих песен – «О погибшем летчике». Сам Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был ни разу сбит. По злой иронии судьбы, заслуженный летчик СССР трагически погиб 14 октября 1994 года в банальной автокатастрофе
По пути к монументу, проезжаем мимо сохранившегося дома маршала с памятной доской на нем. Семья аса живет в Москве, а дом поддерживают в жилом состоянии новые владельцы, проживающие в нем.
Не доезжая самолета, можно спуститься вниз к причалу в виде дебаркадера. К нему принайтованы 5-6 лодок местных жителей. С самого причала и с берега Волги отличные открыточные виды. Говорят, что это лучшее место для купания, но мы не пробовали. Сделали несколько снимков (мне потом никто не верил, что это на Волге, а не в Крыму, а один предположил Доминикану) и поехали обратно домой.
По пути, сделали небольшой крюк в направлении берега Даниловской балки. Попытались найти пещеры староверов, но были к этому крайне плохо подготовлены (только точка на карте с которой можно увидеть пещеры на противоположной стороне балки), поэтому в лесистых зарослях ничего не нашли и, опять же, решили оставить на свое второе путешествие в этом направлении.
Полные впечатлений, отдохнувшие и довольные результатами поездки вернулись домой, решив для себя, что, учитывая близость этого места от Саратова, посетим его еще ни один раз.

Происхождение названия

Согласно римским хроникам I века н. э., в данной местности жило дакийское племя карпов. Большая горная система Карпат начинается недалеко от Братиславы (Словакия) и заканчивается на юго-востоке недалеко «Железных ворот» в Румынии. Длина Карпатских гор около 1500 км. Дугой с трех сторон они охватывают среднеевропейскую низменность. В северо-западной части ширина составляет 240 км., в юго-западной — 340, в северо-восточной (территория Украины) — 100-120 км. В зависимости от расположения и особенностей, Карпаты делятся на Западные, Восточные и Южные. Западные расположены на территории Словакии, Чехии, Польши и частично Венгрии, где расположена наивысшая точка Карпат — гора Герлах — 2655 м.н.у.м. Южные Карпаты расположены на территории Румынии. Восточные — на территории Украины. Средняя высота Украинских Карпат — 1000 м. Горы тянутся с северо-запада на юго-восток при средней ширине 100 км почти на 280 км. Наивысшая точка — гора Говерла — 2061 м.н.у.м. В пределах Украины Карпаты делятся на: внешние (Бескиды, Горганы и Покутско-Буковинские Карпаты), центральные (Верховинские) и внутренние (Полонинско-Черногорские). Карпаты — горная система, оригинальная тем, что на ее территории сохранились уникальные для центральной Европы древние леса. Сами горы — ровные, без скалистых выступов вершины — плато. Это часть горы выше 1400 м, где нет леса. На плато растет брусника и черника. Ниже, на склонах гор, широко распространены заросли ежевики. Летом на горных склонах можно увидеть бесчисленное количество отар овец. Основная часть Карпат покрыта хвойными и буковыми лесами. Кроме ели и бука также растет дуб, граб, сосна, ольха, черешня, орех… В составе буковых лесов клен остролистый, ясень обычный, ильм горный, которые сейчас практически не встречаются во многих районах Карпат. На вершинах гор — альпийские луга, где можно встретить множество видов растений. Тут берут начало много рек западного региона Украины — Прут, Черемош, Лимница, которую считают одной из чистейших рек Европы. В Карпатах вы сможете увидеть еще много интересного. Например горную сосну, которая растет на горе Поп Иван на высоте больше 2000 м. Или лиственницу европейскую недалеко от Рахова, высота которой составляет 54 метра. Весной также можно посетить долину нарциссов. В горах много лет назад образовались карстовые пещеры и залежи каменной соли. Над месторождениями расположено соленые озера, по лечебным свойствам напоминающие «Мертвое море» в Израиле.

Интересно, что восточные отроги Альп — Лейтские горы и западные отроги Карпат — Хундсхаймер Берге отделяет всего 14 км.

Комитет всемирного наследия внес девственные буковые леса в Карпатах в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Об этом сообщили в Бюро информации общественности Комитета всемирного наследия. Девственные буковые леса в Карпатах (Словакия, Украина) являются заповедным районом, расположенным на территории двух стран. Он является цепочкой из десяти отдельных заповедников, расположенных вдоль оси длиной в 185 км., которая протянулась от Раховских гор и Черногорского массива на Украине, переходит на западе в горный Полонинский хребет, вплоть до гор Буковские Врхи и Вигорлат в Словакии. Все десять заповедников — прекрасный образец нетронутых лесов, которые являются сложными экосистемами умеренного климатического пояса. Здесь сохранились условия, которые позволяют проводить наиболее полные исследования экологических структур и процессов роста европейского бука в разных средах. Буковые леса Карпат являются бесценным генетическим хранилищем бука и других видов живой природы, которые существуют с ним в соседстве, и зависят от обусловленных им экосистем. Эти леса также свидетельствуют о процессах возобновления и развития земных экосистем и поселений, которые начались с момента завершения последнего ледникового периода и продолжаются до наших дней.

По материалам УНИАН

КАК ПРОХОДЯТ НАШИ ПОЕЗДКИ

Мы собираемся утром в центре Саратова и едем на комфортабельном микроавтобусе, слушая по дороге музыку и рассматривая окрестности. По дороге — санитарные остановки и фотостопы.

Мы ездим небольшими группами 12-18 человек (группы больше могут быть изредка на популярных направлениях). Мы стараемся создать атмосферу, как в веселой дружеской компании, где всем рады. Даже водители — наши друзья!

В первой части поездки мы устраиваем общее чаепитие (можно что-то захватить с собой), потом обычно бывает обед в местном кафе. Между перекусами — увлекательные рассказы гида, фотосессии, свободное время и иногда — особые фишки (например, мини-концерт или занятие по йоге).

В некоторых поездках можно поучиться фотографии или попросить сделать для вас индивидуальную фотосессию. За специальный фотосет нужно символически доплатить, но фото на аватарку вам всегда сделают бесплатно!

За два-три дня до поездки мы вышлем вам памятку со всеми деталями и рекомендациями; после поездки можно обменяться ​впечатлениями в общем чате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *