Для моторики своими руками

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт ) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати ).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
♥ Покрасьте рис (рецепт ), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны ): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры с прищепками (в Май-Шопе, в Лабиринте, Алиэкспресс).

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите .

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите .

♥ Оригами.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Эспандер (в Май-Шопе).

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Шнуровки.
Манипуляции с пуговицами и молнией.
Плетение.
Игры с прищепками.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:
Издательство «Проф-Пресс»:
Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

  • мелкая моторика

«Ходим» пальчиками по дорожкам

Среди всего многообразия пальчиковых игр одним из самых полезных упражнений в этом возрасте считается «хождение» пальчиками. Вы же помните, как мы в детстве играли в человечков, которым вместо ног служили указательный и средний пальцы? Пришло время научить этой забаве своих детей

Ходить пальчиками можно по нарисованным на бумаге дорожкам или по тактильным, сделанным из фактурных материалов (в этом случае мы еще и активизируем сенсорные ощущения малыша). Чтобы ребенку было интереснее, в начале и в конце дорожки можно изобразить разных персонажей и придумать какое-то интересное задание, например, «Помоги мышке добраться до сыра».

Сделать сенсорные дорожки можно с помощью клеевого пистолета и материалов разной фактуры. Для этого отлично подойдут крупы разных видов, фасоль, макароны, коктейльные трубочки, губка для мытья посуды, мягкие помпоны.

Вот какие упражнения можно выполнять на дорожках:

  • Проводим пальчиком по дорожке (сначала указательным, потом можно экспериментировать и с другими),
  • «Прыгаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками, сложив их вместе,
  • «Шагаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками,
  • А еще можно поиграть пальчиками в футбол, сделав «мячик» из скомканной салфетки (это уже просто на столе )

Подробнее про самодельные сенсорные тропинки смотрите на нашем видео.

Среди готовых решений для «пальчикового хождения» хочу выделить пособие «Пальчиковые шаги», здесь предусмотрены еще и упражнения для одновременного выполнения двумя руками.

Общие рекомендации по развитию детей в домашних условиях

Несмотря на многообразие развивающих центров, родители не спешат отдавать любимое чадо в такие учреждения. Дело в огромной цене на занятия. В таком случае, стоит уделить особое внимание занятием дома, купить детские игрушки для развития или сделать их своими руками. Обилие учебного материала, конечно, будет подспорьем для обучения, но занятие будет гораздо интереснее, если родители присоединяться к процессу.

Памятка для родителей:

  • Выработайте график занятий, чтобы ничего не отвлекало вас и ребенка;
  • Распределите определенные занятия по дням недели;
  • Начинайте с легких заданий, чтобы внушить ребенку уверенность в своих силах;
  • Если что-то не получается, уменьшите нагрузку и вернитесь к этому материалу через несколько дней;
  • Не скупитесь на похвалу, даже если результат далек от совершенства;
  • Объективно оценивайте сильные и слабые стороны ребенка.

Лучше, если занятия будут систематизированы. Например, каждый понедельник развитие речи, во вторник – лепка, а в среду физкультура. Таким образом вы сможете подготовиться к предстоящему занятию, а ребенку будет легче ориентироваться. Дети постарше уже воспринимают задания как нечто серьезное, в то время как малыши хотят играть, а не сидеть с кубиками и книжками часами. Развивающие игрушки для самых маленьких должны быть простыми и веселыми, чтобы создать впечатление увлекательной игры. Не стоит насильно заставлять детей, иначе это может вызвать отторжение занятий в будущем.

В основе педагогики лежит принцип индивидуальности. Дело в том, что все люди развиваются по разному. Чем внимательнее родители относятся к наклонностям своего чада, тем выше его удовлетворенность, а значит, это рождает любознательность и уверенность в своих силах. Увлекательные занятия и обучающие игрушки для детей стимулируют желание продолжать обучение.

Первые признаки таланта могут оказаться уже в детском возрасте, вместе с тем талант может проявиться и позже. Талант может проявиться в различных сферах человеческой деятельности в области музыки, литературы, естественных наук, техники, спорта….

(Википедия)

Доказано, что детям до трех лет лучше заниматься с родителями. Этот возраст позволяет установить доверительный контакт и благоприятно влияет на психологическую связь. Папа и мама – самые близкие люди, поэтому вся информация, поступающая от них, является приоритетной. Даже если в дальнейшем кто-то из детей предложит засунуть вилку в розетку, то слова родителя о том, что так делать категорически нельзя будут в его голове. Вспомните, вы наверняка не раз видели приглашения в семейный клуб, где родители и дети занимаются вместе под присмотром тренера или учителя. Вместе гораздо веселее делать первые открытия и радоваться достижениям.

Для того, чтобы определиться, какие именно нужны занятия вашему малышу, можно с раннего возраста поэкспериментировать в разных направлениях. Современные развивающие игрушки дают маленькому человеку определить интересные для него занятия. Можно начинать подбирать с самого раннего возраста. В этом время не требуются сложные или брендовые игрушки, а значит, можно существенно сэкономить и купить вместо одной дорогой несколько абсолютно разных вариантов «попроще».

Учимся забивать гвоздики молоточком

Нет, речь не про папин молоток и гвозди Для этой цели есть специальные детские конструкторы с небольшим деревянным молоточком и гвоздиками-кнопками (Ozon, My-shop, KoroBoom). Сразу скажу, что на таких конструкторах всегда стоит отметка 3+, а то и 5+, и некоторые мамы вообще стараются избегать таких игрушек по соображениям безопасности. Вы, конечно, знаете, что я к их числу не отношусь Совсем отказаться от таких игр я не готова, ведь это же просто ХИТ у ребенка 2,5 лет (и старше)! Но, естественно, мы всегда играем под строгим присмотром.

Такое занятие, в первую очередь, развивает координацию движений малыша – одной рукой нужно гвоздик устанавливать и придерживать, второй – забивать. Плюс к этому, из деталей конструктора можно учиться создавать самые разные формы.

Собираем картинки путем наложения элементов

Несмотря на то, что для подготовки этой игры понадобятся всего лишь маркер и крышки от сметаны, пространственное и логическое мышление она развивает не хуже, чем всем известный Bondibon Поэтому запаситесь как следует сметаной и приступайте!

В чем суть игры? Малышу необходимо собрать цельную картинку из отдельных частей, нарисованных на крышках. Это совершенно новая задачка для пространственного мышления ребенка, ведь, играя с кубиками или конструкторами, он привык получать некий образ или форму, составляя детали рядом. Здесь же картинка будет получаться путем наложения прозрачных деталей друг на друга.

Для игры нужно будет подготовить несколько простых картинок-схем и нарисовать соответствующие элементы на прозрачных крышках. Например, на одной крышке рисуем дом, на другой – забор, на третьей – солнышко, на четвертой – травку. Если все это совместить, то получится красивый деревенский пейзаж. Элементы разных картинок необходимо перемешать между собой, чтобы ребенок сам подобрал подходящие, ориентируясь на схему. Более подробно суть игры можно посмотреть на видео.

Играем с балансиром

Чем полезен балансир? Прежде всего, он развивает координацию и аккуратность движений. Ведь установка цилиндриков на весы – не самая легкая задача для ребенка, она требует существенной концентрации внимания и четкости движений.

Кроме того, многие балансиры (в составе которых есть кубики и цилиндры разных цветов) можно использовать в качестве первой настольной игры. Об этом я подробно писала в статье про настольные игры, поэтому повторяться не буду.

Играем с маленькими деталями мозаики

Любая мозаика – это отличный тренажер для мелкой моторики малыша. И если раньше, в год, одной из главных игрушек ребенка была мозаика с крупными фишками, то теперь ему можно предложить мозаику, которую, наверно, многие из нас помнят с детства – с маленькими деталями на крошечных ножках (Ozon, My-shop, KoroBoom).

Сам процесс проталкивания утонченных пластиковых ножек в крошечные отверстия очень увлекает малыша. Не надо торопить ребенка, предлагая ему сразу составлять картину, пусть он спокойно освоит новый навык. А когда построение абстрактных образов уже будет даваться легко, попробуйте привлечь малыша к строительству дорожек и простых фигур.

Таисии больше всего нравилось строить дорожки-мостики между двумя маленькими игрушками, поставленными по краям игрового поля. Дорожки могут быть не хаотичной расцветки, а с определенной закономерностью (чередование цветов через 1, через 2 или более сложные схемы) – так мы сразу и логическое мышление развиваем.

Сенсорные мешочки

Специальные мешочки, наполненные крупой, фасолью, бусинами или чем-то еще, тоже отлично подойдут для развития мелкой моторики. Сшить такие мешочки очень просто! Вот, например, очень простая идея сенсорных подушечек из фасоли. Ещё мы нашли видеоролик, как сделать оригинальные мешочки с крупой из воздушного шарика.

Шнуровки

Игрушки, которые можно зашнуровывать, очень полезны для мелкой моторики, к тому же они помогают развивать усидчивость и глазомер. Интересную идею по шитью мягких пуговиц-шнуровок мы подсмотрели в блоге у Жанны.

Объемная книжка

Для раннего развития малыша часто используют книжки, с которыми можно играть и развивать различные навыки. Посмотрите, какую удивительную мягкую книжку-игрушку сделала своими руками Ольга! Немного фантазии и творчества — и вы тоже сможете сделать что-то подобное.

Мягкий куб

Малыши любят играть с яркими разноцветными кубиками. А если куб сделан из ткани и имеет всевозможные ленточки, кармашки, звенелки и шуршалки, то это не просто игрушка, а отличное развивающее пособие! Подробный мастер-класс по шитью такого куба вы найдете .

Развивающий планшет

Стоит отметить, что из фетра можно сшить много различных пособий для развития малыша, поскольку этот материал не крошится и с ним удобно работать. Ещё одна DIY-идея — развивающий планшет: в нем используются различные фигурки, с которыми малыш может играть и развивать новые навыки. Мы нашли интересный видеоролик с подробным описанием процесса шитья игрового развивающего планшета из кусочков фетра и ткани.

Рекомендуем также почитать:

Где хранить игрушки в детской: 6 идей

Оформляем детскую комнату вместе с детьми: 5 DIY идей

Первый день рождения ребенка: идеи для декора

Тактильные мешочки

Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.

Что потребуется:

  • ткань;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.

Порядок работы:

  1. Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
  2. Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
  3. Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.

Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков

Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.

Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.

Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).

Что потребуется:

Порядок работы:

Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.

Браслет — игрушка

Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.

Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.

Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.

Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.

Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.

Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.

Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *