Детский сад тихий час

В январе 2019 года в закон о тишине в многоквартирных домах были внесены очередные изменения. Разбираемся, когда нельзя шуметь, что делать в праздники и как решать вопросы с нарушителями Фото: Oleg Laptev/Unsplash

Какой уровень шума допустим

Закон изначально строился на основных правах жителей многоквартирных домов: каждый должен иметь возможность отдохнуть после работы, спокойно уложить спать ребенка и просто посидеть в тишине за ужином.

Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). По закону дневной уровень шума не должен превышать 40 дБ, а ночной — 30 дБ. За неимением специальных приборов можно ориентироваться на примеры: тиканье часов — это 20–30 дБ, речь средней громкости — 30–50 дБ, а ссора на повышенных тонах производит порядка 80–90 дБ. Это параметры для помещения, в котором вы находитесь. Соответственно, через стены, пол и потолок значения будут снижены.

Когда нельзя шуметь и как праздновать

В начале этого года в закон внесли долгожданные для многих изменения: разрешили шуметь без ограничений в Новый год. Поэтому если в следующем году планируете спать в ночь с 31 декабря на 1 января, лучше заранее забронировать номер в тихом загородном отеле или уехать на дачу. В остальные праздники, а также в выходные дни шуметь запрещено с 22 до 10 часов. В Москве строго нельзя превышать уровни шума в период с 21 часа и до 8 утра в будни. Важно учесть, что значения допустимого уровня шума различаются в регионах, поэтому, прежде чем жаловаться, уточните нюансы закона в вашем городе.

Например, в Воронеже ограничения распространяются лишь до 7 утра, а в Петербурге в праздничные и выходные дни нельзя шуметь до 12 дня. Эти правила касаются бытового шума, а вот особо громкие ремонтные работы можно проводить только с 9 до 19 часов. Также закон предусматривает тихий час для детского сна с 13 до 15 часов, во время которого тоже не должно быть громких звуков.

Фото: Steijn Leijzer/Unsplash

Куда жаловаться

Для начала попробуйте обсудить проблему с соседями, ссылаясь на закон. Возможно, начинающая певица за стеной и любитель сверлить даже не догадываются о том, что доставляют вам неудобства. Если не удалось договориться, а нарушитель упорно дрессирует собаку в три часа ночи, обратитесь с жалобой в управляющую компанию, а в дальнейшем вызывайте наряд полиции и подавайте заявление участковому, в Роспотребнадзор и в суд. Советуем убедиться, что шум мешает и другим соседям, при подаче совместных жалоб и заявлений гораздо больше шансов добиться наказания для шумного нарушителя. Идти на прием к участковому или регистрировать заявление в суде можно самостоятельно без присутствия остальных пострадавших — главное, чтобы они оставили подписи. Для решения вопроса через суд соберите доказательства: акт экспертизы, выявляющей уровень шума, аудио- и видеозаписи с фиксацией времени, показания свидетелей.

Сколько заплатит нарушитель

Самые высокие штрафы в будние дни предусмотрены для юридических лиц: если компания проводит в незаконное время строительные работы в магазине на первом этаже, то ее владелец получит штраф до 500 тыс. руб., а за громкую музыку круглосуточный магазин оштрафуют на сумму от 25 тыс. до 50 тыс. руб. (при повторных нарушениях сумма увеличивается). Если источник шума физическое лицо, то штрафы будут значительно ниже. За сверление стен сосед заплатит 5 тыс. руб., а для соседки с караоке сумма штрафа составит от 500 до 4 тыс. руб. При этом должностные лица могут быть оштрафованы на 5–25 тыс. руб. на усмотрение правоохранительных органов. В выходные штрафы увеличиваются в среднем на 0,5–3 тыс. руб. для физических, на 3–10 тыс. руб. для должностных и на 10–15 тыс. руб. для юридических лиц.

Фото: Rawpixel/Unsplash

Исключения из правил

Говоря о нарушении тишины по закону, подразумевают намеренное создание шума и не берут в расчет ситуации, на которые нельзя повлиять (аварийные работы, тушение пожара, оперативная работа медиков и полицейских). Действие закона не распространяется на маленьких детей, поэтому если не дает спать громкий плач младенца за стеной, остается только терпеть и делать звукоизоляцию. Кроме того, закон не распространяется на новостройки в течение первых полутора лет после официальной сдачи дома: в них можно проводить любые шумные работы в течение суток.

Новшество планируют опробовать в Юго-Восточном административном округе, но только после того, как закончится опрос всех родителей.

«До марта мы будем вести мониторинг, спрашивать родителей, какой режим работы детского сада их бы устроил, — рассказала «РГ» начальник управления образования ЮВО Москвы Любовь Олтаржевская. — У нас есть густонаселенные микрорайоны, где рядом находится несколько детских садов. Получается, что в каждом в семь часов утра бывает всего по два-три ребенка. Мы можем выстроить график так, чтобы в детском саду были группы, которые начинают и заканчивают работу в разное время».

При этом время завтрака может быть немного сдвинуто, а вот тихий час меняться не будет: спать детишек уложат в два часа дня и разбудят в четыре.

Заведующая детским садом 85 Санкт-Петербурга Любовь Васильева подтверждает, что среди ее родителей много таких, кто забирает детей после семи вечера. «Говорят, что транспорт работает плохо», — поясняет заведующая. Она считает, что к мнению родителей, конечно же, прислушиваться надо, но если они собираются водить ребенка в детский сад, скажем, с восьми до восьми, то когда же будут общаться с ним?

«У нас в саду в семь утра бывает от двух до десяти малышей. Есть и такие родители, которые готовы и полседьмого ребенка приводить, а забирать в восемь. Но малыша надо хотя бы в девять часов вечера положить спать и успеть еще полчаса поиграть с ним, — говорит заведующая. — На каждом собирании мы напоминаем родителям, что с детьми надо общаться. Не все понимают это.»

Да, в стране остались круглосуточные детские сады, куда можно сдать ребенка на несколько дней. Но не надо забывать, что появились они в советские годы, когда на предприятиях работали в три смены. Идею московских коллег в целом она одобряет. «Все надо тщательно продумать. Например, как будут работать повара? Если переносится время завтрака, то обед и полдник тоже будут позднее? Когда и где будут ужинать дети, которые останутся в саду до восьми или девяти часов вечера?» — перечисляет свои вопросы Любовь Васильева.

Педагоги из других регионов с экспериментами не спешат. В детском саду 89 города Твери «РГ» рассказали, что у них очередь в детский сад стоит уже без пяти минут семь: очень рано детей приводят так называемые «проблемные родители» и несколько одиноких мам, которые работают на другом конце города. «Проблемные родители», как правило, не работают, при этом стараются привести детей в сад как можно раньше, а взять как можно позже. Бывало, что вообще забывали взять ребенка домой.

«Для нас с 7 утра до 7 вечера — оптимальный режим. Большинство детей приводят к 8 часам, а если ребенок не завтракает, то к половине девятого, но таких очень мало», — пояснила «РГ» заведующая детским садом.

В очереди в детский сад стоит сегодня 308 человек. А мест всего 115. Так что в этом тверском детском саду пока другая задача — куда девать две сотни «лишних» детишек?

Пока что самый гибкий график работы — у частных детских садов. В Нижнем Новгороде, например, есть сады, которые открываются в половине седьмого или даже в шесть часов утра, а закрываются в семь или полвосьмого вечера. В Москве большая часть частных детских садов принимает детей с 8 часов утра и работает до полвосьмого-восьми.

Справка «РГ»

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и с круглосуточным пребыванием детей.

Режим питания и тихий час:

  • до 3-4-х часов ребенок может быть в саду без организации питания и сна;
  • до 5-ти часов без тихого часа, но с обедом или завтраком;
  • более 5-ти часов — с тихим часом и приемом пищи с интервалом 3-4 часа в зависимости от возраста детей.

Такие меры понадобились после введения в регионе режима самоизоляции и объявления с 30 марта в стране нерабочим периодом. Теперь в Ленинградской области устанавливается административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в период с 23 до 7 часов в объявленные Президентом РФ нерабочие дни, а также в период с 13 до 15 часов — в любые дни.

А в целом в новой редакции статья закона звучит так: «Нарушение в помещениях и на территориях, защищаемых от шумовых воздействий, тишины и покоя граждан в период с 23 до 7 часов в будние дни, а также в нерабочие дни в соответствии с указами Президента РФ, с 22 до 10 часов в выходные дни и нерабочие праздничные дни, а также при производстве ремонтных, строительных и иных хозяйственных работ, влекущих нарушение тишины и покоя, с 13 до 15 часов в любой день влечет нарушение административного штрафа…»

Размер штрафа останется неизменным. Для граждан он составит от 500 до 1.000 рублей; для должностных лиц — от 2.000 до 5.000 рублей; для юридических лиц — от 10.000 до 15.000 рублей.

По словам инициатора закона, депутата Алексея Игонина, он еще в прошлом году предлагал урегулировать данный вопрос, но тогда не нашел поддержки, кроме того, требовалась проработка инициативы.

— Пандемия явилась катализатором этого решения, — отметил Алексей Игонин. — Коллеги задавали вопрос о том, как закон будет работать. Речь идет не об остановке ремонтных и строительных работ, а о распределении времени таким образом, чтобы в «тихий» час заниматься нешумными работами. Не обязательно стучать, можно и красить. Задача — не наказать или помешать что-то делать, а определить нормы поведения в социуме.

О важности принятого закона сказал и спикер ЗакСа Ленобласти Сергей Бебенин.

— Закон абсолютно правильный, действительно сегодня люди оказались в непривычной для себя обстановке и вынуждены сидеть дома, — поделился Сергей Михайлович. — При этом дневной детский сон никто не отменял, но какой сон — если сосед за стенкой сверлит или молотком стучит, а то и вовсе дискотеку устроил. Сегодня органы правопорядка не могут реагировать на такие ситуации, поскольку нет закона. Дело, конечно, не в штрафе, но люди поймут, что за такие действия может грозить наказание и лишний раз шуметь не будут.

Следует отметить, что в ряде субъектов РФ уже установлена ответственность за нарушение режима тишины с 13 до 15 часов. Эта история апробирована в других субъектах. Послеобеденный сон для детей очень важен, особенно теперь, в режиме самоизоляции, когда детские сады в большинстве своем не работают. Да и многие пожилые люди предпочитают днем отдыхать.

Принятый закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

Ребёнок будет засыпать быстрее, если укладывать его спать и днём и вечером в одно и тоже время.
Перед сном надо хорошо проветрить помещение.
Кормить ребёнка ужином необходимо за 1 — 1,5 часа до сна.
Кровать ребёнка лучше расположить подальше от батарей центрального отопления.
НЕ СЛЕДУЕТ:

  • наказывать сном.
  • проводить воспитательные объяснения перед сном.
  • игнорировать ночные страхи.
  • смеяться над сырой или «испачканной» постелью.
  • приучать долго лежать в постели после просыпания.
  • играть перед сном в шумные и активные игры.
  • нарушать тишину во время засыпания и сна.

Излишний сон оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребёнка, как и недосыпание. Так как излишний сон развивает у ребёнка флегматические черты характера, задерживает умственное развитие, нарушает функции сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.
Ребёнок необязательно должен спать на правом боку, так как длительное пребывание в одном и том же положении может привести к различным нежелательным последствиям, например: деформации грудной клетки. Считается, что лучшая поза для сна — на спине.
Как подготовить ребёнка к детскому саду.
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей в 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции могут надолго нарушить эмоциональное состояние неподготовленного малыша.
Поэтому рекомендуется:
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша.
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

Сколько должен спать ребенок?

Печально, но педиатры все чаще констатируют тот факт, что современные дети недосыпают. А недосыпание ребенка гораздо опаснее, чем недостаток сна у взрослого. Дети, которые спят значительно меньше нормы, медленнее растут и развиваются хуже сверстников. Это легко объясняется.

Во-первых, во время сна вырабатываются гормоны роста.

Во-вторых, хороший крепкий сон способствует лучшему запоминанию полученной ранее информации.

В-третьих, общая слабость из-за недосыпания мешает полноценно усваивать информацию.

Кроме того, у малоспящих детей ослабляется иммунитет и возрастает вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недосыпающие дети становятся нервными, рассеянными, суетливыми. Это относится ко всем детям независимо от их возраста: одинаково хорошо должны спать и младенцы, и подростки.

Родители обязаны обеспечить ребенку полноценный здоровый сон в достаточном количестве.

Для детей, как и для взрослых, нормальное количество сна является индивидуальным. Кто-то из детишек спит больше, кто-то меньше. Цифры, приводимые врачами, являются средним показателем. В общем-то, к ним и нужно стремиться. Приведенные цифры отражают общее количество сна в сутки, то есть с учетом как ночного сна, так и дневного.

Сколько часов спит ребенок?

— Новорожденный ребенок спит в среднем 18-22 часа в сутки.
— Ребенок от 1 до 3 месяцев спит 18-20 часов.
— Ребенок в 3-4 месяца может спать 17-18 часов.
— Ребенок в 5-6 месяцев должен спать не меньше 16 часов.
— Ребенок от 7 до 12 месяцев спит от 14 до 16 часов в сутки.
— Ребенок от 1 года до полутора лет должен спать не менее 10-11 часов ночью и 3-4 часа днем. В целом не менее 14 часов в сутки.
— Ребенок от полутора до 2 лет должен спать не менее 10-11 часов ночью и 2-3 часа днем. В целом не менее 13 часов в сутки.
— Ребенок от 2 до 3 лет должен спать не менее 10-11 часов ночью и 2-2.5 часа днем. В целом не менее 12.5 часов в сутки.
— Дети 3-4 лет должны спать не менее 10 часов ночью и 2 часа днем. В целом не менее 12 часов в сутки.
— Дети от 5 до 7 лет должны спать не менее 9-10 часов ночью и 1.5-2 часа днем. В целом не менее 10.5-11 часов в сутки.
— Ученики начальной школы могут не спать днем. Ночью они должны спать не менее 9 часов, лучше – 10 часов.
— Подростку нужно обеспечить не менее 9 часов сна в сутки.
— Старшеклассники должны спать в среднем 8 часов в сутки.

Тихий час

Тихое Время Суток (ТВС).
Дайте детям отдохнуть, какого бы возраста они не были. Время Тихого Часа — 2 часа. Малышей можно уложить спать, подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя, найдите спокойные настольные игры. Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений.

Ошибки:
‘Постепенность’ — неверно думать, что в первый день к тихому часу можно относиться не слишком требовательно. Как поставите тихий час в первый день, так он и будет у вас получаться в дальнейшем. А дети нуждаются в отдыхе, даже если они об этом не подозревают. Пошутить хотели… — иногда ребята пытаются воспользоваться беспомощным состоянием спящих товарищей, чтобы ‘пошутить’ — вымазать их пастой, краской, пришить простыни, связать шнурки ботинок и т.п. ЭТО НЕДОПУСТИМО! Обидеть человека легко, а восстановить после этого добрые отношения в отряде, стереотипы поведения в лагере. Кто так шутит — ему не место в нашем лагере!

Душ.
Старайтесь мыть детей хотя бы раз в два дня. Перед походом в душ проверьте, чтобы у каждого ребенка был с собой набор банных принадлежностей, чтобы дети не забывали взять с собой полотенце. Следите за тем, чтобы ваши дети не шли в душ полуголые. Напомните им, что существуют законы детского общежития, и пусть дома в ванну они путешествуют в том, в чем им заблагорассудится. Если вам идти через улицу, пусть дети после душа что-нибудь накинут на себя, чтобы потом их не продуло. Во время дежурства в душе надо проверять, чтобы, уходя, дети выключали воду, оставляли открытыми двери, чтобы в душе не мусорили и не оставляли свои вещи. Вожатый должен как минимум дважды проверить душ: перед тем, как запускать детей, и после того, как они помылись. Если дети оставили после себя грязь, а вожатый вовремя не отследил и не заставил их убрать, вожатый должен сам убрать за детьми. Обязательно находитесь рядом во время мытья ваших детей, потому что случиться может всякое.
Ошибки:
‘Коммунальная собственность’ — дети нередко забывают о гигиене, обмениваясь личными вещами, предметами туалета. У каждого есть только свое бельё, колготки и прочее подобное. Если уж возникла необходимость использования чужой собственности, подумайте о гигиене, стирке-глажении и сохранности.

ТИХИЙ ЧАС
В былые годы в распорядке дня каждого лагеря где-то между обедом и полдником располагался ‘дневной сон’, он же ‘тихий час’, он же ‘горизонт’, ‘ПЧМ’, ‘абсолют’ и т.д. В это послеобеденное время дети должны были спать. Так требовали медики, справедливо утверждая, что сон укрепляет здоровье. Поскольку дети часто не понимали ценности этой процедуры для своего здоровья и не спали, вожатым вменялось в обязанность организовывать процесс коллективного засыпания, чем в значительной степени повышать оздоровительный эффект.

Сегодня столь категорического требования уже нет. Сегодня администрация каждого лагеря самостоятельно делает выбор: ‘Спать или не спать?’ И часто совсем уже принимает решение ‘Не спать’, как тут же пугается; ‘А что же тогда делать, если не спать?’ Ведь полезность послеобеденного отдыха для детей — не домыслы. И биоритмы детского организма — не вымыслы. И если вместо двух часов сна разрешить два часа бега и прыжков, произойдет истощение, а не восстановление жизненных функций. И лагерь не выполнит одну из важнейших своих задач — оздоровление детей.

Поэтому послеобеденный отдых нужен, но отдых — это не всегда сон. Отдых — смена видов деятельности. И значит, послеобеденный отдых — это смена эмоциональных и подвижных игр на спокойные, тихие занятия. К таким занятиям можно причислить: чтение книг; лепка из пластилина; написание писем домой; вязание на спицах; игры в шахматы и шашки; отгадывание кроссвордов; слушанье музыки; вырезание из дощечки кораблика; запись слов любимой песни; просмотр телевизионных программ; лежание на спине и разглядывание облаков; рисование и выстригание платьиц для куколки; собирание кубика Рубика; занятия с конструктором; слушание читаемой вслух книги.

Но прежде, чем организовать эти или другие тихие занятия, еще раз подумайте: ‘А может быть, все-таки спать?’ Как показывает опыт тех самых лет, когда дневной сон был ‘принудиловкой’, добиться засыпания детей можно. И в том случае, когда детям 6 лет, и когда им 12. Для этого нужна лишь твердость. Безапелляционно заявить, что спать будем, решительно потребовать раздеться и занять горизонтальное положение, строгим взглядом или словом прекратить разговоры, твердой поступью приступить к обходу владений. Удары ваших шагов будут внушать: ‘Карающий меч возмездия за непослушание где-то рядом’. Многие дети, поняв, что они лишились всякой надежды заняться чем-то более интересным, поворочаются, повздыхают и уснут. При этом кроме требовательно-надзирательного стиля можно использовать нотки высокого пафоса: ‘Настоящему человеку нескучно оставаться наедине с собой два часа’. Правда, отдельные мальчики и девочки последние слова воспринимают не как повод предаться размышлениям о вечном, а как повод заняться мастурбацией — это довольно распространенное явление в лагере — руки ребенка непроизвольно начнут изучать другие части тела, когда он вынужден лежать, а сна ни в одном глазу.

А теперь представим, что вы, бросив на чаши весов все аргументы ‘за’ и ‘против’, бесповоротно решили; ‘Обойдемся без сна’. Решиться нужно именно ‘бесповоротно’, передумывать и на пятый день смены призывать к тотальному сну — это все равно, что заталкивать вылупившегося цыпленка обратно в треснувшую скорлупу: малоперспективное занятие. Чтобы такой прецедент не возник, вам предстоит приложить много интеллектуальных и организационных усилий. Нужно будет и составить программу занятий на каждый день, и обеспечить их материально, т.е. приготовить в достаточном количестве бумагу, карандаши, ножницы, пластилин, кисти, баночки для воды; а также ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; и еще шахматные доски, настольные игры, выкройки и макеты; и, наконец, маленькую библиотечку из старых детских журналов, комиксов и интересных книг. Если о материальной базе не позаботитесь вы, о ней позаботятся дети — они нарисуют колоду самодельных карт.

Занятия можно организовать целенаправленно и нецеленаправленно. В первом случае дети в подавляющем большинстве будут заниматься одним делом (например, сегодня — играть в настольные игры, завтра — склеивать из фантиков гирлянду). Во втором случае каждый вправе выбрать себе занятие сам. Для обеспечения руководства удобнее первый вариант, для воспитания чувства самостоятельности и ответственности — второй, В обоих случаях дети находятся в холле, не раздеваются и не ложатся в кровати, в палаты уходят только те, кто чувствует усталость и желает отдохнуть — им не надо мешать. Чтобы придать такому ‘тихому часу’ более организованный характер, можно ежедневно начинать его с ритуального открытия. Это будет короткий общий сбор, во время которого вы поднимете флаг с эмблемой ‘Клуба тихих игр’, и все произнесут слова игровой клятвы: ‘Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свистнуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание’. А по окончании двух часов можно организовать ритуал закрытия клуба: всем выйти на улицу, построиться, набрать в грудь и живот побольше воздуха и на счет раз, два, ТРИ выпустить его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости. Еще лучше, если бессонный тихий час вы проведете на природе. Для этого надо взять покрывала или пляжные полотенца и уйти всем отрядом на берег реки или полянку. Здесь, даже если кто-то и зашумит, шум легко будет поглощен окружающим спокойствием. А занятий для детей здесь даже больше, и их не надо особо придумывать: можно угадывать, на что похожи облака, можно собирать камешки или цветы, можно просто подремать. Но предварительно вам надо договориться с руководством лагеря, убедить его, что отдых на свежем воздухе целебнее и дает больший оздоровительный эффект. Но если стереотипы в вас еще живы, и вы не представляете детейво время тихого часа не в кроватях, можно найти такой слушают! Например, музыку. Для малышей можно подобрать целую фонотеку из детских мюзиклов и музыкальных сказок (от ‘Бременских музыкантов’ до ‘Следствие ведут колобки’). А ребятам постарше предложить, предварительно проведя настраивающую беседу, и что-то посерьезнее. Даже с минимально развитым музыкальным вкусом дети способны воспринять и ‘Пер Гюнта’ Э. Грига и ‘Времена года’ А. Вивальди. А в другие дни можно послушать песни С. Никитина и В. Долиной, или композиции групп ‘Аквариум’, ‘Кино’ — ту музыку, которая не возбуждает, а успокаивает, в которой есть мелодичность и красота. И слушая которую, легко уснуть. Если же магнитофона, проигрывателя, кассет, пластинок и даже гитары у вас нет, возьмите книгу и почитайте вслух. Только книгу выберите с ярким словом и сюжетом, а читать постарайтесь выразительно. Со стороны все происходящее в вашем корпусе можно будет назвать римско-советским словосочетанием: ‘Возлежания в избе-читальне’.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *