Бриллиантовая рука

Комедия Гайдая о хитрых контрабандистах и скромном главном экономисте, помогающем в их разоблачении, оказалась самым популярным и любимым в России советским фильмом (по результатам опроса РТР). Места, где снята «Бриллиантовая рука», ныне отмечены памятными табличками и памятниками. И даже нынешние жители «дома Горбункова» борются за право установить табличку у его подъезда. Но где это все находится географически? И в какие Марсель и Стамбул ездили Горбунков с Козодоевым?

Никакого Стамбула

Начнем с разочарования – никакого Стамбула! Хотя группа Гайдая рассчитывала работать за границей, разрешения и соответствующего финансирования ей не дали. А признать «заграницей» Азербайджан в 1968 г., когда шли съемки, в СССР было сродни государственной измене.

Однако «заграницу» успешно отыграли исторические кварталы города Баку. Их дополнили «заграничными» вывесками и парой макетов – и все. В Баку сняли экскурсию, с которой пытался убежать Козодоев (экскурсовода играла жена Никулина), эпизод с «цигель-цигель-ай-лю-лю», бегство Козодоева.

Особо прославилась улица Кичик-Гала, где была устроена аптека, возле которой Горбункову предстояло ломать руку. На ней группа задержалась надолго – сцена никак не удавалась. Никулин извел несколько килограммов дефицитных бананов и почти целый арбуз – и все не мог убедительно упасть. Ему даже матрас подкладывали.

В результате эпизод получился комбинированным – на арбузной корке в нем поскальзываются ноги Леонида Каневского (контрабандист из аптеки), опаздывавшего на другие съемки и сильно рассерженного задержкой. Зато Миронов на той же улице плюхнулся на пятую точку без всяких корок и с первого раза.

Приключения дома

География той части сюжета, что развивается в СССР, оказалась более обширной. В основном фильм снимался в помещениях Мосфильма (квартиры персонажей), в Москве (универмаг и «огоньку не найдется?»), в Подмосковье (финальные сцены с погонями и драками) и на Черноморском побережье.

Город, где проживал Горбунков, получил в сценарии название Черноморск. Населенный пункт с таким названием имеется в Одесской области, но в то время он звался Ильичевском. К Черноморскому в Крыму город из фильма тоже отношения не имеет – он выдуман. Сыграли его Сочи и Адлер.

На курортной набережной были отработаны сцены перед отбытием Горбункова в турне, его переговоры с милицией, тут стоит «дом Горбункова» и отель «Атлантик», где героя соблазняла Светличная (хотя существует альтернативное мнение – номер соблазнительницы был оборудован на Мосфильме).

Вероятно, здесь же отыскался и ресторан «Плакучая ива» (тут тоже нет ясности, и есть предположение, что это были павильонные съемки). Прогулка Горбункова с семьей и встреча с Козодоевым («дитям – мороженое, бабе – цветы») сняли в Адлере.

Немало пришлось попутешествовать группе по побережью ради съемок рыбалки Горбункова и Козодоева. Белая скала, возле которой клев будет просто бешеный, снималась в окрестностях Туапсе (это скала Киселева). С этой рыбалкой возникла географическая несуразность. Их в фильмах бывает немало, но картина должна стать истинно популярной, чтобы об этом узнал кто-то, кроме членов съемочной группы.

Съемки на Мосфильме и в московской области

Производство кинокомедии началось в конце апреля 1968 года на Мосфильме. Именно здесь обустроили квартиры семейства Горбунковых, Шефа, Лелика и Генадия Козодоева. В павильонах киностудии также были смонтированы каюты теплохода, дом моды с коллекцией «Мини-бикини 69», «Плакучая ива», а также номер гостиницы «Атлантика», где героиня Светланы Светличной соблазняла Сеню.


Помимо павильонных сцен, съемочный процесс происходил и на природе. Один из колоритных эпизодов «Бриллиантовой руки» был снят около входа в парк культуры и отдыха им. Горького. Именно там Семен Семеныч встретил «грозного” мужчину в темных очках с кулоном-черепом на груди, покрытой растительностью.


Универмаг, в котором Горбунков искал коня без крыльев и халатик, и где очаровательная Светлана Светличная пообещала дефицитный товар, располагался на Комсомольском проспекте в Москве.
8 мая в Кунцево был снят эпизод для пролога фильма: Шеф «нашел» клад с золотыми монетами при посадке деревьев.


А вот финальные сцены: встреча с шефом в лесу, погоня и полет «Москвича» на вертолете сняты уже Павловской слободе в середине августа.

Географические несуразности

Они состоят в вопросе расстояний. Рыбалка в основной части снималась у Туапсе, как уже было сказано. Но там не было мели, позволявшей Миронову пройти по воде (мальчика, за которым он следовал, играл сын Никулина, очень обидевшийся на «дядю Андрея» за крепкие пинки под зад в нескольких дублях).

Поэтому эту часть перенесли под Новороссийск, где в море тянулась Суджукская коса. Получилось, что Миронов преодолел приличное расстояние по воде! Мало того – береговая охрана не поняла, что наблюдает процесс создания кино, и их катер рванул на помощь актеру, очень убедительно звавшему на помощь.

Но еще большее расстояние под водой пришлось преодолеть Лелику (Анатолию Папанову)! Дело в том, что он насаживал рыбу на удочку Миронова… возле крымского Нового Света! Тут вообще телепортация какая-то получилась!

Именно в Новом Свете замерзший Папанов (съемки шли в ноябре!) нелицеприятно охарактеризовал умственные способности оператора, из-за неловкости которого не получалось закончить эпизод с рыбой. Гайдай вставил случайный кадр в ленту…

Память великих

Оглушительный успех комедии вызвал интерес к вопросу, где снимался фильм. «Бриллиантовая рука» пересматривалась зрителями множество раз и большинство мест съемок вскоре стали известны.

Немедленно началась и трансформация действительности под картину – так, во множестве городов появились рестораны «Плакучая ива», интерьер которых копировал заведение из фильма.

Время шло – популярность не уходила. И уже XXI век решил широко отметить достижения любимых актеров. В 2010 году в Причерноморье появилось сразу два памятника героям комедии.

Так, на Сочинской набережной, в месте, где проходили съемки, установлена скульптурная группа, изображающая семью Горбунковых и наблюдающих за ними Козодоева и Лелика. А под Новороссийском скульптуру Миронова в роли Козодоева с плавками Лелика на палке установили прямо на Суджукской косе.

Невзирая на независимость Азербайджана, Баку тоже не забыл своей роли в легендарном фильме. На улице Кичик-Гала, на доме, где «располагалась» аптека контрабандистов, установлена памятная табличка.

А рядом, по другую сторону, открылся ресторан со звучным названием «Черт-Побери». Его интерьер изображают фигуры персонажей фильма.

Да и жители сочинского жилого дома, мало изменившегося с тех пор (в нем и сейчас живут люди, помнящие съемки) полны решимости отстоять свое право на табличку «Дом Горбункова».

Экскурсии по местам, где снимался фильм «Бриллиантовая рука», не водят – по понятным причинам. В Сочи и Новороссийске гостям могут показать памятники героям фильма. Но лучше всего просто пересмотреть саму ленту – а потом отправиться в Краснодарский край. Просто так. В заключение предлагаем еще раз пересмотреть это замечательное кино, которое действительно на века!

Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить…

Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.

Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…

Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую актёр недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промашки на съемочной площадке.

Иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово «мордюк» было посвящено Нонне Мордюковой, «березина команит» — супруге Каневского Анне Березиной.

Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссёра и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.

Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча не найдется ли «огоньку». После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино.

Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и экспрессивно крикнул: «Идиот!». Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра и он решил вставить эпизод в картину.

В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.

У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берет мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки — финал он изменил. Кстати, крюк подъемного крана в финальной сцене ударил актёра по-настоящему — Никулин не ожидал, что его опустят до конца. Этого не было в сценарии, но эпизод оставили.

Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики… Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит».

Сценарий

В середине 1960-х Леонид Гайдай, снявший хитовые картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы»» и «Самогонщики», горел идеей экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Но «Мосфильм» уже отдал эту работу другому режиссеру, и тогда Гайдай обратился к своим друзьям — дуэту сценаристов Мориса Слободского и Якова Костюковского — нет ли у них чего-нибудь интересного на примете.
Давние партнеры, придумавшие троицу Труса, Балбеса и Бывалого не подвели и на этот раз — у них была отличная идея под кодовым названием «Контрабандисты». Она родилась по мотивам серии статей журналиста «Правды» Аркадия Сахнина о хитрых контрабандистах, пытавшихся обмануть советских таможенников при помощи ложного гипса, в котором были спрятаны драгоценности.


Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
К марту 1967 года заявку на новый фильм отправили в «Мосфильм», все лето и осень кипела творческая работа. Гайдай был твердо намерен наконец-то покончить с набившей оскомину троицей своих героев. Для нового сценария придумали свежих персонажей: Графа, Механика и Малыша. Ни один из привычных артистов из тройки — Моргунов, Вицин и Никулин не подходили для нового формата. Но любимому актеру режиссера Юрию Никулину все же нашлось место в будущем фильме — главную роль наивного простачка изначально писали именно под него.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Уже в октябре чиновники одобрили общую идею фильма про простого советского служащего Семена Семеновича Павлика (превратившегося потом в Горбункова), ставшего невольным участником тайной операции милиции по поимке опасной международной банды.

Цензура

К концу сентября 1968 года съемки были закончены, и Гайдай приступил к монтажу. 21 октября состоялся худсовет, и режиссер получил несколько замечаний, на исправление которых ушла вся зима 1969 года.
Цензура требовала активизировать роль милиции в фильме, показать более профессиональную работу советской таможни и убрать некоторые вызывающие реплики, например: «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — социалистический реализм» («социалистический» было заменено на «этот самый») и «Партию и правительство оставили на второй год».
Особое возмущение вызвала на первый взгляд безобидная реплика Нонны Мордюковой: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Ее пришлось переозвучить, заменив «синагогу» на «любовницу», но первоначальный вариант легко читается по губам актрисы в кадре.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: РИА Новости
Худсовет также выразил сомнения по поводу сцен с проституткой в Стамбуле, пьянством Горбункова и стриптиза в исполнении Светличной. Но опытный киношник Гайдай изящно решил эту проблему. Вариант фильма, представленный на обсуждение, завершался абсолютно неуместной сценой с атомным взрывом в финале фильма. Когда недоумевающие чиновники попросили убрать ее, режиссер принялся яростно отстаивать свое видение, обещая вырезать любые кадры, кроме взрыва, обращающего внимание зрителя на «сложную международную обстановку». После долгих обсуждений Гайдай «сдался» и согласился убрать взрыв — об остальных замечаниях после бурной дискуссии никто и не вспомнил.

Прокат

Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года и сопровождалась огромным успехом. Кинотеатры по всему Советскому Союзу буквально ломились от наплыва зрителей, а критики наперебой расхваливали удачную комедию. Успех «Бриллиантовой руки» превзошел даже суперпопулярную «Кавказскую пленницу».
Новую комедию Гайдая посмотрели 76 миллионов 700 тысяч зрителей, что вывело фильм на первое место в абсолютном зачете советского кинопроката. Сегодня «Бриллиантовая рука» занимает третье место в этом почетном списке, уступая мелодраме «Москва слезам не верит» и первому советскому экшн-боевику «Пираты XX века», которые сняли многими годами позже.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
По многочисленным опросам зрителей в журнале «Экран» и других изданиях «Бриллиантовая рука» не раз признавалась лучшей советской кинокомедией. А по количеству реплик киногероев и афоризмов, «ушедших в народ», комедию можно назвать самой цитируемой в нашей стране.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Успех фильма многие связывают с удачным сочетанием смелых комедийных приемов и головокружительными детективными приключениями. Коктейль из двух популярных жанров, приправленный заграничными диковинами и легкой толикой эротических сцен стал новым словом в советском кинематографе и обеспечил «Бриллиантовой руке» заслуженное звание одной из лучших комедий в истории отечественного кинематографа.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / РИА Новости

Техника съемок

В комедийных фильмах, как правило, делается упор на актерскую игру — качество сценария и точность подбора актеров играют тут гораздо большую роль, чем инновационные технологии или мастерство оператора. Но в случае с «Бриллиантовой рукой» оператору все же удалось «поиграться» с нововведениями.
Для съемки сцены с теряющим сознание Горбунковым, когда он видит лишь лицо своей жены, пораженной известием об обмане мужа и мутные вращающиеся лица соседей вокруг, оператор картины Игорь Черных придумал сложную конструкцию из вращающихся стекол. Круглые куски плексигласа были отполированы в центре и замутнены по краям. Затем укреплены на двух кругах, которые приводились в движение электромоторами. Когда плексигласовые стекла оказывались перед объективом кинокамеры — изображение было четким. Как только удалялись в сторону — картинка мутнела. Этот сложный аппарат создавали для одного кадра, который длится всего несколько секунд. Теперь он хранится в киномузее «Мосфильма».
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Он же придумал светящийся нимб над головой мальчика с сачком, который привиделся обессиленному Геше после рыбалки. Сначала этого эффекта планировали добиться с помощью комбинированной съемки, но это неизбежно ухудшало качество картинки. Тогда Черных придумал другой вариант — он вырезал из плотной картонки приплюснутый круг, намазал его клеем и обсыпал осколками блестящих елочных игрушек. С помощью тонких проволочек «нимб» надели на голову сыну Никулина и он засверкал в ярких лучах южного солнца. Никаких мультипликационных спецэффектов не понадобилось.
Подводных сцен изначально не было в сценарии, потому что в конце 1960-х в Советском Союзе еще не было аквабоксов, позволявших использовать кинокамеры под водой. Но Гайдай очень хотел включить эффектные кадры в картину и тогда Черных вместе с мосфильмовскими техниками буквально с нуля изготовил из стекла и эпоксидной смолы герметичный чехол, который уберег технику от соленой воды.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Сложной задачей было превращение узнаваемого Баку в «заграничный город контрастов». Декораторы начали работу задолго до приезда съемочной группы — развешивали вывески и маскировали привычные советские атрибуты. Во время съемок широко применялась технология перспективного совмещения — благодаря ей в кадре появились сложные макеты мечетей, минаретов и древних стен. Чтобы еще больше усилить эффект, Черных снимал улицы Баку в зеркальном отображении, что делало их неузнаваемыми даже для местных жителей. Для этого пришлось в срочном порядке перерисовать все вывески и уличную рекламу задом наперед, чтобы она читалась как надо.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»

Прекрасная панорама Каспийского моря и азербайджанской столицы на Апшеронском полуострове.

Заграничности пытались добавить, щедро украсив бакинские улицы разнообразными вывесками. Тут тебе и Lampade-Radio, и Cafe’s Scifo, и вывески почему-то на арабском (или фарси), и даже некая ferreteria, что, как утверждает «Википедия», есть испанский термин для обозначения магазинов по продаже разного рода инструментов. Баку, впрочем, с головой выдает здание в перспективе улицы. Это, пожалуй, самая известная достопримечательность города — так называемая «Девичья башня», 30-метровое сооружение XII века, входившее в оборонительную систему старого Баку.

Действие всех «заграничных» эпизодов «Бриллиантовой руки» происходит в границах Ичери-шехера, окруженных сохранившейся крепостной стеной нескольких кварталах бакинского Старого города. Эта самая средневековая стена XII—XV веков с характерными зубцами присутствует на многих кадрах. Зачастую компанию ей составляет одна и та же иномарка — по всей видимости, с другими образцами загнивающего капиталистического автопрома в столице советского Азербайджана было туговато.

Советский приморский город, как и его заграничный антагонист, погрязший в контрастах, напрямую в фильме не называется. Снимать его Гайдай, в принципе любивший работать на курортах, решил в главной всесоюзной здравнице — Сочи. Руссо туристо, невероятным образом получившие разрешение на выезд из страны, возвращаются из круиза другими людьми.

Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.

Зато о сочинской прописке Семен Семеныча Горбункова недвусмысленно свидетельствует сооружение справа на следующем кадре. Это Морской вокзал города.

Прекрасное здание в монументальном сталинском стиле со шпилем, общей высотой 71 метр, спроектированное архитекторами К. Алабяном и Л. Карликом и построенное в 1955 году, в советское время было настоящим символом Сочи. Оно действительно регулярно встречало жителей и гостей города-курорта, прибывавших сюда на круизных и прочих теплоходах.

Сцена прощания Горбункова с семьей («Мы провожаем ПАААААПУ!») снималась на главном глубоководном причале вокзала.

Интерьер каюты «Михаила Светлова» — герои знакомятся. Играть вторую главную роль в пару к Юрию Никулину Гайдай пригласил тогда еще совсем мало кому известного 27-летнего Андрея Миронова. Образ модника-манекенщика, по совместительству подрабатывающего контрабандистом, любящего костюмы с отливом, водолазки и шляпы, иметь которые являлось бы пределом мечтаний любого современного хипстера, наконец-то, прославил на всю страну одну из будущих главных советских кинозвезд.

Вновь Стамбул-Баку и, заметьте, все та же улица, что и в прологе, с теми же вывесками и тем же автомобилем. Только погода уже солнечная, и вокруг бродят толпы местных жителей. К счастью, азербайджанцы выглядят и так достаточно экзотично для среднего жителя СССР, поэтому съемочной группе пришлось лишь озаботиться переодеванием женщин в чадры.

Горбунков фотографирует иноземные достопримечательности (конечно, забыв снять крышку с объектива) своей «Сменой». На заднем плане виден минарет Джума мечети, одной из нескольких старинных (1899) мечетей бакинского Ичери-шехера.

Уже другая улица, но — вот поразительно — и здесь есть Cafe’s Scifo и реклама Lampade-Radio, а конкуренцию верблюдам составляет наконец-то обнаруженная на просторах Азербайджанской ССР другая иномарка.

На улочках Ичери-шехера, в перспективе — фрагмент стены, окружающей старый город Баку. Приближается цигель-цигель, ай-лю-лю.

Объявляется свободное время. Архитектурный фон кадра составляет дворец Ширваншахов XV века. Герой Миронова, кстати, смотрит на золотые Longines — собственные часы актера.

А здесь за Гешей Козодоевым уже Баку советский. На заднем плане прекрасно видны грандиозные сталинские административные здания первого послевоенного десятилетия.

Колорит восточного города.

С приходом в Азербайджан больших нефтяных денег этого колорита (по крайней мере исторического) заметно поубавилось, в городе стали появляться вполне современные здания, сделавшие бы честь любой европейской стране, но дворики старого города, по которым блуждают герои «Бриллиантовой руки», во многом и спустя 40 лет после выхода фильма остались все теми же.

Разве что прибавилось самостроя, а на стенах домов появились посторонние агрегаты типа кондиционеров или спутниковых тарелок.

Возвращаемся на нашу советскую родину. «Мосфильм» в «Бриллиантовой руке» ненавязчиво рекламирует новую комедию Эльдара Рязанова.

Так жила семья старшего экономиста в «Гипрорыбе». Дом — пока относительно свежая панельная хрущевка.

Окна лестничных клеток заполнены популярными в те годы стеклоблоками.

Это тоже Сочи, только нетуристический. Работникам многочисленных санаториев, учреждений сферы обслуживания, старшим экономистам в проектных институтах, наконец, контрабандистам тоже надо было где-то жить.

Обстановка скромная, но телевизор уже имеется. Все интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма».

А на кухне, в шкафчике, — початая бутылка грузинского коньяка и венгерская консерва Globus.

В противоположность Горбункову его новый заклятый друг Козодоев живет в квартире, заполненной модернистскими светильниками и украшенной многочисленными предметами искусства, включая икону в углу, дизайнерски стилизованном под деревенскую избу.

Под иконой стоит шеренга фарфоровых слоников. Этот эпизод и увлеченность Козодоева православием не слишком понятны в контексте картины, да и не то чтобы вразумительно выглядит сама контрабандная схема, по которой шайка авантюристов рисковала свободой, чтобы ввезти в СССР «золото и бриллианты», «найти» с ними клад и отдать 75% его стоимости государству. Но это только если не знать про вырезанный цензурой фрагмент фильма, из которого следовало, что контрабандисты вывозили из Союза иконы, обменивали их в «городах контрастов» на драгоценности, ввозили ювелирку обратно в Союз и там легализовывали нажитое преступным путем через клад.

Статья об «интересной находке» при пристальном изучении представляет собой набор бессмысленных фраз вроде «Амортизация основных фондов» и «Разгоряченные мокрые прыгуны, спешащие к дрессировщику, останавливаются перед решетчатым барьером» (?!).

Прогулки по Приморскому бульвару Сочи.

Анна Сергевна. Не ясно, что сильнее гипнотизирует на этом кадре: сооружение в черно-белую линейку или героиня Светланы Светличной.

Шоу-рум сочинского Дома моды. Летний комбинированный костюм «Универсал-69».

«Бриллиантовая рука» — поразительно современный и раскованный фильм, особенно для 1968 года. Девушки в мини-бикини, Светличная в купальнике и без него, демонстрация сразу двух проституток: заграничной и нашей (наша, конечно, круче) — сложно представить, как пропустили такую аморалку партийные цензоры.

Инструктаж Семен Семеныча проходит на набережной реки Сочи.

Один из ключевых эпизодов картины разворачивается в летнем ресторане «Плакучая ива». Местные краеведы тщатся убедить публику, что эти сцены снимались в реальном сочинском ресторане, однако ничего похожего на павильон под неоновой вывеской в городе не осталось. Скорее всего, интерьер «Плакучей ивы» создан на площадке «Мосфильма» в Москве.

Ресторан летний, поэтому большие площади остекления и растущая прямо посреди зала ива не удивляют.

Администратор в популярном сочинском ресторане — конечная точка на пути к успеху в этом городе.

В интерьере заведения широко использован натуральный камень (или по крайней мере намек на него). Художники-постановщики не поленились даже создать декорацию открытого камина в зале, перед которым «шеф» на банкете рассказывает о решении купить, «по совету друзей», автомашину «Москвич» последней модели.

Архитектура этого сооружения, увы, отличается предельной утилитарностью. Создатели картины соблюли достоверность: «Плакучая ива» заявлена рестораном летним, соответственно, без собственного санузла.

Иностранные моряки и некая подозрительная, возможно, также портовая девушка между прочим распивают румынское (!) шампанское Zarea. Элементы сладкой жизни.

Отель «Атлантик», куда Горбунков приехал покупать женский халатик с перламутровыми пуговицами.

В роли не существующего в Сочи отеля выступала гостиница «Горизонт» в Адлере, в которой и жила съемочная группа «Бриллиантовой руки» во время работы над фильмом.

«Атлантик»-«Горизонт» мелькает на кадрах чуть раньше ключевого эпизода с халатиком. Именно в здании за горбунковской «Волгой» находился тот самый «двухкоечный нумер».

Интерьеры комнаты — «мосфильмовские».

Богатая обстановка для советской гостиницы, пусть даже и на главном курорте огромной страны.

Так «Горизонт» выглядел во времена своего расцвета, в 1979-м.

Перпендикуляром к жилому корпусу был пристроен двухэтажный объем с рестораном «Прибой» и кафе-мороженым. Можно встретить утверждения, что именно в «Прибое» снимали «Плакучую иву», но это, очевидно, не так.

Увы, историческая сочинская гостиница, знакомая десяткам миллионов кинозрителей по одному из самых популярных фильмов советского кинематографа, в 2000-е была выкуплена некими частными лицами и практически полностью снесена, причем без шансов на новое строительство.

Так двухэтажные руины отеля «Атлантик», гнезда аморалки и сладкой жизни, и стоят немым укором человеческой безалаберности

Где снимали «Бриллиантовую руку»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *