5 основных эмоций человека

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Их часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций к объекту чувства. Моральные (нравственно-этические) чувства — это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков или психических особенностей людей (включая себя) с позиций норм и принципов общественной морали. Близкими к ним являются эстетические чувства — переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире.

Интеллектуальные чувства — это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относятся переживания, которые бывают не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора. Специфические интеллектуальные чувства порождаются исключительно процессом интеллектуальной деятельности (чувство первооткрывателя истины — «эврика», чувство ясности, отчетливости, стройности и логичности формулировок решения).

Праксические чувства — это чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности людей: труд, учение, спорт или игры.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Основными функциями мотивации являются:

• побуждение к действию,

• направление деятельности,

• контроль и поддержание поведения.

Побуждение к действию.Мотивы — это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассмат­риваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или без­действующий — как немотивированный или обладающий низкой мо­тивацией.

Направление деятельности.Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный чело­век может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиноче­ства, может выбирать между разными друзьями или разными компани­ями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: рабо­тать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто об­щее — они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удов­летворить соответствующую потребность.

Контроль и поддержание поведения,направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при раз­ных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминан­той. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

ФЕНОМЕНЫ МОТИВАЦИИ

Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятаяпотребность – это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами «потребности” служат такие слова, как «нужда”, «нехватка”, «недостаток”, «необходимость”, иногда «интересы”. Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ. Актуализировавшаяся потребность– это потребность, порождающая то или иное эмоциональное отношение к отражаемым явлениям и этим отношением указывающая на нечто хорошее или плохое в мире, подлежащее усвоению, сохранению, избеганию или уничтожению. Это возможно в том случае, если предмет, отвечающий потребности, отражается субъектом. Но как представляется в психике потребность, когда такого предмета нет, а она тем не менее нуждается в удовлетворении? ба способа актуализации потребностей – эндогенный, связанный с их спонтанным обострением, и экзогенный, обусловленный восприятием предметов этой потребности, – не являются альтернативными. Готовность к возникновению эмоциональных реакций на значимые предметы существует в обоих случаях. Голод – это не только побуждение искать пищу, но и потенциальная готовность к выраженной эмоциональной реакции на ее появление, неприятное переживание от переохлаждения – это одновременно и готовность эмоционально воспринимать любой источник тепла. Таким образом, можно выделить две основныефазы актуализации потребности: переходную, выражающуюся в потенциальной готовности механизмов потребности обеспечить эмоциональную реакцию на появление отвечающего ей предмета, и завершающую, когда такой предмет появляется и к нему возникает эмоциональное отношение. Непосредственное переживание неудовлетворенности «активных” потребностей может проявляться на обеих фазах их актуализации в качестве диффузного эмоционального состояния, на фоне которого развиваются эмоциональные отношения к конкретным предметам.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

1. Актуальные и потенциальные мотивы. Актуальный мотив – мотив, который личностно выбран и является мотивом реальных действий. Потенциальный мотив– мотив, который может организовать действие. Он определяет возможные варианты поведения человека. Средоточием потенциальных мотивов может являться мир грез, который иногда для человека становится более дорогим, чем реальный мир. Потенциальные мотивы определяют зону ближайшего развития личности. Потенциальные мотивы приобретают большую значимость, когда мы вынуждены заниматься непривлекательной для себя деятельностью под действием условий.

2. По месту в иерархии выделяют ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности имеет иерархическое строение. Деятельность обычно мотивируется несколькими мотивами, т.е. она полимотивированная.Ведущие мотивызанимают центральное положение, они чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Второстепенныемотивыслабее связаны с личностью. Возможно, они слабее развиты или находятся на стадии инволюции.

3. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы.Смыслообразующие мотивыпридают деятельностиличностный смысл. Это такие мотивы, через которые человек реализует систему своих отношений к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе.Мотивы-стимулысопутствуют смыслообразующим мотивам, выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных. Мотивы-стимулы носят ситуативный характер.

4.По предметному содержанию выделяют предметные, функциональные и нормативные мотивы.

Предметные мотивы– мотивы, организующие целевую направленность деятельности. Они всегда четко указывают, что должно быть в результате (например, построить дом). Этот мотив задается не только предметным содержанием, но и модусом преобразования.

Функциональные мотивы – это такие мотивы, которые вплетены в деятельность, не преследуют конечного результата (например, мотив общения). Эти мотивы удовлетворяются самим процессом деятельности, а не конечным результатом. Например, игровая деятельность побуждается чаще всего функциональными мотивами.

Нормативные мотивы – это такие мотивы, которые являются барьерами. Они организуют деятельность, подчиняя ее определенным ограничениям. Примером нормативных мотивов могут являться нравственные или правовые мотивы.

5. По уровню обобщенности различают обобщенные и конкретные мотивы. Обобщенные мотивыраспространяют свое влияние на определенные сферы деятельности человека. Конкретные мотивыявляются структурным элементом отдельных поступков.

6. По степени осознания мотивы делят на осознаваемые и неосознаваемые. Осознаваемые мотивыболее или менее адекватно представлены в сознании действующего человека. Часто человек не осознает подлинные мотивы своего поведения и тогда они остаются неосознаваемыми. Исследования и повседневная практика показывают, что неосознаваемые мотивы встречаются значительно чаще, чем принято думать.

Термин амбивалентность ввел Эйген Блейлер. Он относил амбивалентность к шизофрении.
Блейлер разделял амбивалентность на три типа: эмоциональную, интеллектуальную и волевую.
Эмоциональная амбивалентность – пациент имеет резко положительное и отрицательное отношение к событиям, предметам или определенной личности.
Интеллектуальная амбивалентность – противоречащие суждения и идеи чередуются друг с другом.
Волевая амбивалентность проявляется тогда, когда человек колеблется между прямо противоположными суждениями и не может выбрать правильное из них. В этом случае пациенты чаще всего отказываются вовсе от принятия решения по данному вопросу.

ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.

Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

ВИДЫ НАСТРОЕНИЯ

Существуют, различные виды настроения. Мы представим следующую:

· Благополучное – низкая эмоциональность, импульсивность, повышенная энергичность. Низкая возбудимость. Таких людей мало беспокоят причины дискомфорта, вызванные внутри личностными конфликтами. Им присущи трудности в самовыражении, одиночество, иногда недостаток энергии. При этом, они как правило, очень коммуникабельны.

· Одушевлённое – высокая активность, высокая энергичность, пластичность, низкая эмоциональность. Эти люди высоко оценивают свой личный успех, очень уверенны в себе, нацелены на реализацию своих возможностей. Особо не рефлексируют. Им присущи те же трудности, как и первому типу . Их настроение обеспечивает им стойкость.

· Созерцательное – повышенный тонус, низкая активность, пластичность, импульсивность. Люди у которых такие виды настроения оценивают личную успешность низко, от других ждут такой же оценки, не верят особо в хорошее будущее. Больше всех обеспокоены финансовой сферой. Меньше всего – процессом общения.

· Синтонное – средние тонус и активность. Слегка пониженная эмоциональная импульсивность, остальное на среднем уровне. Выше других оценивают свой личностный потенциал. Очень чувствительны к проблемам со здоровьем, надёжного места работы, внешнего вида, проблем с родителями. Меньше: невозможность выразить себя, проблемы с покупками, бытовые трудности и т.д. Эти люди удовлетворены собой. Механизм поддержания настроения – равновесие, уверенность в себе. Им свойственна приглушённость чувств.

· Деятельностное – повышенная эмоциональность, пластичность, высокая активность, некоторая устойчивость. Активность часто инициируется с азартностью. Чувство стыда заострено. Эти люди выше большинства оценивают свой успех, чувство неполноценности практически не выраженно. Высокая спонтанность, ригидность, очень лабильны. У них обычно продуктивная активность. Острее других чувствуют перегруженность делами. Меньше других страдают от одиночества.

· Тоскивое, грустное, меланхолическое —
Сниженный тонус и активность, повышенная эмоциональность. Рассмотрим такие виды настроения человека У этих людей самый низкий индекс чувств, самый высокий показатель оценочных чувств. Низкая оценка личной успешности, невысокое желание успехов, ожидание такой же оценки от других. Также этим людям присуща повышенная тревожность, большая интенсивность переживаний эмоций. Депрессивная реакция преобладает. Люди этого типа очень ранимы, чувствительны, сосредоточенны на своих проблемах, недостатках. У них наблюдаются трудности в принятии решений, самовыражении, склонности к подчинению. Также они избегают широких контактов. Тщательно перепроверяют свою работу, стараются не вступать в конфликты.

· Раздражительное – понижен тонус и активность. Низкая энергичность и пластичность. Высокая эмоциональность, импульсивность. У них преобладает чувство немощности, бессилия. Угрюмое, сварливое, с повышенной чувствительностью к внешним раздражениям. Присутствует чувство гнева и страха, растерянности и вины. Низкая оценка своей личностной успешности, ожидание от других такой же оценки. Желание успеха есть, но при этом они чувствуют неполноценность. Более чувствительны к межличностным контактам, социальным трудностям, сексуальным проблемам. Не уверены в себе, чувствительны к критике, зависимы от окружающих. Мотивированы страхом неудачи.

ВОЛЯ

Любую деятельность человека можно разложить на конкретные действия. При этом все действия делятся на две большие группы:
— произвольные,
— непроизвольные.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли — сознательная регуляция активности.

— 1 —

Эмоции работают незаметно для нас: они запускают когнитивные процессы (распознавание и аргументацию), физические ощущения, влияют на поведение.

— 2 —

Эмоции — самый сильный мотиватор. Именно они управляют нашим желанием выжить, размножаться, общаться и вести себя в соответствии с моральными устоями.

— 3 —

Мужчины испытывают те же самые эмоции, что и женщины. Просто нас учат выражать чувства по-разному.

— 4 —

Существует более сотни эмоций. И это только те, о которых мы точно знаем.

— 5 —

Семь базовых эмоций — это злость, грусть, страх, удивление, отвращение, восторг и счастье.

— 6 —

Счастье — самая противоречивая эмоция. Почему? Потому что она может означать многое: радость, умиление, эйфорию…

— 7 —

Для того чтобы выразить полный спектр эмоций, природа наградила нас 43 мускулами, отвечающими за мимику.

— 8 —

Эмоции могут длиться от доли секунды до нескольких минут. Отрицательные эмоции мы испытываем дольше, чем положительные.

— 9 —

Настроение — нечто более длительное, чем эмоция. Мы можем пребывать в нём от нескольких минут до нескольких дней. Кроме того, оно влияет на то, как именно вы испытываете эмоции. Например, если вы не в духе, гнев заставит вашу кровь кипеть намного сильнее, чем обычно.

— 10 —

В русском языке есть выражение «кишками чувствую». Неспроста. Эмоции оказывают влияние на вегетативную нервную систему, которая контролирует базовые функции тела, например пищеварение, кровообращение, дыхание и сексуальное желание.

Daniel/Flickr.com

— 11 —

Эмоции универсальны. Выражения лиц жителей России и Зимбабве не отличаются при условии, что люди испытывают одинаковые эмоции. А вот триггеры чувств, конечно, разные.

— 12 —

Любовь — это не эмоция. Это состояние, в течение которого вы можете испытывать множество чувств: радость, грусть, тоску, злость…

— 13 —

Вы можете культивировать и менять собственные эмоции. За это нужно сказать спасибо префронтальной коре головного мозга. Вы можете забыть об эмоции, интерпретировать её по-своему или даже изменить её значение для себя, а значит — и реакцию на чувство.

— 14 —

Самосознание — это ключ ко всему. Чем раньше вы опознаете эмоцию, тем больше способов разобраться с ней у вас будет. Чтобы понять, как работает ваше сознание, попробуйте обратиться к медитации.

— 15 —

Если долго имитировать ту или иную эмоцию, например отвращение или злость, вас охватят эти чувства по-настоящему.

— 16 —

Эмоциональный интеллект важнее ума. По статистике, ваше финансовое благополучие на 85% зависит от ваших лидерских качеств, способности общаться и вести переговоры. И только на 15% — от эрудиции.

— 17 —

Ваши размышления насчёт справедливости, обязательств, силы, доброты и взаимопомощи выражаются в таких эмоциях, как сострадание, благодарность, смущение и трепет. Эти чувства развивались в человеке на протяжении тысяч лет. Так что мораль буквально воплощается в нас самих.

— 18 —

Только 1% людей способны полностью скрывать эмоции от других.

— 19 —

10% людей не знают, как именно они себя чувствуют. Это называется алекситимией. Из-за такой дисфункции человек не способен описать свои эмоции словами, отличить одно чувство от другого и понять настроение окружающих.

Управляем эмоциями

Порой наши эмоции подобны убежавшему из цирка тигру: он неуправляемый, поэтому может испугать и поранить окружающих (да и сам пострадать в итоге). Как научиться управлять своими реакциями?

Есть множество техник, например — управление эмоциями «через тело». Это интересный, а главное, применимый в любых условиях подход. Тело и разум человека — части одной системы, поэтому физическое и эмоциональное состояние тесно взаимосвязаны.

Упражнение 3.

1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: «Я успешный человек, у меня все получается…»

2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается…»

Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.

Теперь, когда вы почувствовали разницу, на протяжении двух недель принимайте «позу лидера» хотя бы на пару минут в день. На третью неделю вы увидите, как изменился мир вокруг!

Конечно, для глобальных изменений этого недостаточно. Если хотите управлять своим внутренним миром, вам нужны:

— здоровое питание;
— физическая активность (хотя бы 30 минут в день);
— дыхательные или другие практики для концентрации и снятия напряжения.

В качестве «скорой самопомощи» на каждый день можно использовать небольшое упражнение — его уместно делать в офисе или любом другом месте.

Упражнение 4. Сядьте поудобнее, отдышитесь и сосредоточьте внимание на дыхании. Сделайте спокойный вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, выдохните на 4 счета. Таким образом увеличивайте счет до 8 раз. Дышите так, пока не почувствуете, что восстановили свое эмоциональное состояние.

Понимаем свои внутренние мотивы

«Сердце» эмоционального интеллекта — наша собственная мотивация. Правило простое: если ты не знаешь, чего хочешь сам, ты не можешь мотивировать другого (сотрудника, ребенка, близкого человека).

Мотивация — это внутренние моторы, которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других — сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной. А все, что находится извне, — это стимул, пресловутая «морковка», которая никакого отношения к мотивации не имеет.

Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых внутренние моторы заработают.

Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь.

Упражнение 5. Как же можно определить свои мотивы? Задайте сами себе вопрос «Почему?» Причем последовательно, 5 раз. И сами на него отвечайте. Например: «Почему я хожу на работу?» Потому что это мое развитие. «Почему для меня важно развитие?» Чтобы доказать себе… «Почему мне нужно доказать себе…?» Мне важно быть достойным… «Почему мне важно быть достойным…?» Я смогу позволить себе… «Почему мне важно позволить себе…?» Чтобы чувствовать себя свободным и делать то, что я люблю.

Эти простые 5 вопросов и ответов дают видение своих глубинных мотивов к действию. Кстати, есть еще один вопрос, который многое объясняет: «Что бы я делал даже без денег?»

Развиваем эмпатию

Эмпатия — это умение замечать и правильно оценивать эмоции окружающих. С эмпатией (и с ее недостатком) сталкивался каждый.

Наверное, многие попадали в такие ситуации:

  • вам кажется, что вы говорите с другим человеком на разных языках;
  • кто-то намеренно (или неосознанно) демотивирует коллектив;
  • вы испытываете «одиночество в толпе», когда всем вокруг весело;
  • вы не можете понять близкого человека и не находите слов, чтобы донести до него свою мысль.

Выделяют 3 уровня эмпатии:

1) понимание точки зрения другого человека;
2) определение эмоции, которую испытывает собеседник;
3) подбор уместной в данном контексте реакции.

Упражнение 6. Как можно развить у себя эмпатию? Для этого упражнения вам потребуется напарник. Это может быть родственник, друг, коллега или просто человек, который готов вам помочь и выделить 20 минут своего времени. Выберите удобное место и спокойную обстановку. Продумайте тему вашей беседы (не обсуждайте ничего болезненного) и последовательность обсуждения.

Через 5 минут после начала разговора поставьте себя мысленно на место собеседника. Прочувствуйте все, что может сейчас его волновать, какие эмоциональные импульсы он ощущает. Держите свое внимание в фокусе, запоминайте каждое чувство.

Через 10 минут мысленно переместите себя в позицию наблюдателя. Сделать это будет проще, если вы представите, что смотрите на беседу как будто из верхнего угла комнаты. Обратите внимание, как изменились ваши реакции на слова, насколько внимательно вы слушаете собеседника. Многие говорят, что при этом обостряется восприятие: если до этого им как будто демонстрировали кино плохого качества, то теперь появляются яркие краски, фокус и резкость.

Повторяйте это упражнение по крайней мере раз в неделю. Навык эмпатии нарабатывается!

Вот вам яркий пример эмпатии. В программе параолимпиады был забег на 100-метровую дистанцию. На старте беговой дорожки стояли 9 участников с инвалидностью. Прозвучал выстрел, начался забег. Но когда участники пробежали около трети дистанции, один из них — почти мальчик — споткнулся и упал, сделав несколько кувырков. От боли и досады он начал плакать. Услышав его плач, остальные 8 участников остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом все они дружно пошли к финишу плечом к плечу. А зрители на стадионе аплодировали им стоя…

Социальные навыки: ищем нужные слова

Любая коммуникация — это не то, что ты хочешь сказать, а то, какую реакцию ты хочешь вызвать.

Основные правила успешной коммуникации просты:

  • вызывайте интерес и доверие на первом этапе контакта;
  • подтверждайте свои тезисы (статистическими данными, необходимой собеседнику достоверной информацией);
  • выявляйте потребности собеседника и предлагайте выгодные для него решения;
  • черпайте энергию в новизне: знакомьтесь с новыми людьми, бывайте в новых местах.

Упражнение 7. Предположим, что завтра вам нужно представить себя на очень важном форуме. На выступление у вас есть ровно 31 секунда. Чтобы подготовиться к презентации, сделайте следующее:

  • вообразите помещение, где будете выступать, и людей, которые в нем находятся;
  • прочувствуйте их эмоции, поймите, чего они хотят;
  • ощутите уверенность в себе;
  • в одном предложении изложите суть своего выступления.

Эмоциональный интеллект входит в топ-10 компетенций, которые стоит освоить до 2020 года, согласно отчету Всемирного экономического форума в Давосе. Как его развивать, рассказывает HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик.

Анна Хитрик,
HR-консультант и бизнес-тренер

К концу XX века исследователи обратили внимание, что для успешной карьеры недостаточно обладать высоким интеллектом и быть экспертом в своей области. Необходимо что-то большее, связанное с чувствами и эмоциями человека. Это качество получило название «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence).

По мнению научного журналиста Дэниэла Гоулмана, понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5 компонентов.

  1. Самосознание — способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к цели ради самого факта ее достижения.
  4. Эмпатия — способность понимать эмоции, которые испытывают окружающие, учитывать чувства других людей при принятии решений, а также сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми и направлять их поведение в желаемом направлении.

Высокий уровень развития всех составляющих EI помогает нам эффективнее строить карьеру и чувствовать удовлетворение от своей работы. Давайте выделим 30 минут для себя и организуем мини-тренинг.

Мы подобрали для вас 10 современных романов о любви (и не только):

Все ради любви. Элис Петерсон

Другая на месте Дженьюэри Уайлд чувствовала бы себя глубоко несчастной. Еще бы: ее родители погибли, когда она была маленькой, в юности ей пришлось выполнять множество неквалифицированной работы, она так и не получила престижного образования, любимый мужчина бросил ее, когда узнал, что она беременна, а долгожданная дочка родилась с диагнозом ДЦП. Несмотря на это, молодая женщина чувствует себя вполне счастливой — ведь у нее есть любящие дедушка и бабушка, которые живут в красивом доме на берегу моря, а также любимая собака, которая ходит вместе с ней на работу.

Но вот именно на работе ее и поджидает неприятный сюрприз… Старый босс, с которым у Дженьюэри были замечательные отношения, ушел на пенсию. А на его место пришел новый руководитель — очень сложный и строгий человек. Контакт с ним не заладился с первого дня, и девушка начала всерьез задумываться над поисками нового места работы. Но в один из вечеров у нее появилась возможность узнать характер своего начальника с другой, совершенно неожиданной стороны…

Шесть камешков на счастье. Кевин Алан Милн

Однажды Нейтан Стин пообещал себе, что всегда будет носить в кармане шесть камешков — как напоминание о том, что каждый день он должен сделать как минимум шесть добрых дел. Но у этого обещания есть своя, довольно темная история, о которой Нейтан не хочет рассказывать никому. Даже своей жене Хэлли, которой он безоговорочно доверяет. Ему кажется, что эта темная история будет способна разрушить даже самую чистую и светлую любовь. Но так ли это на самом деле? Что окажется сильнее — детские секреты или взрослые чувства?

Колодец с живой водой. Чарльз Мартин

Чарли Финн любит своих друзей и старается выполнять данные им обещания. Именно поэтому он отправляется из Майами в Центральную Америку, чтобы найти Колина — сбежавшего из дома сына своего друга. Чарли, связанный обещанием доставить парня к отцу, встречает очаровательную Паулину, которая влюбляется в него. Все бы ничего, вот только эта девушка оказывается дочерью человека, некогда доведенного Финном до разорения. И теперь ее чувства способны самым непредсказуемым образом повлиять на судьбу Чарли…

Тысячи ночей у открытого окна. Мэри Элис Монро

Если ты — мать-одиночка с двумя детьми, то тебе точно не до романтических мечтаний. Именно такого мнения придерживалась главная героиня романа Фэй О’Нил. Однако переезд во внушительного вида лондонский особняк что-то неуловимо изменил в ее сознании. Женщина сразу поняла, что и она сама, и ее дети будут счастливы в новом доме. А дом и рад стараться — он будто разыгрывает перед своими жильцами старинные сказки, персонажами которых оказываются соседи — чудаковатая старушка Венди и загадочный Джек, не помнящий своего прошлого.

Забытая сестра, или Письмо на чужое имя. Диана Чемберлен

Райли Макферсон, разбирая домашние архивы, выяснила одну странную историю, связанную с ее семьей. Родители всегда говорили ей, что Лиза, ее старшая сестра, много лет назад покончила жизнь самоубийством. Но из документов следовало, что девушка все еще жива. И даже больше, есть свидетели, которые могут это подтвердить. Райли хочет добраться до истины и найти свою сестру. Но чем обернутся ее поиски? Особенно, если Лиза не хочет, чтобы ее нашли…

Другой день, другая ночь. Сара Райнер

Что делать, если в жизни наступил сложный период? Закрыться в себе? Тихо предаваться отчаянию и никого не просить о помощи, поскольку у окружающих и своих проблем достаточно? Герои Сары Райнер находят другой выход — они обращаются к психотерапевту. Карен недавно потеряла мужа и теперь ей приходится в одиночку воспитывать двоих детей. Эбби — мать ребенка-инвалида, которая вот-вот разведется с некогда любимым мужчиной. Майклу неминуемо грозит банкротство и потеря не только бизнеса, но и жилья.

Врачи стараются помочь героям преодолеть отчаяние и выйти из черной жизненной полосы. Однако обычные теплые человеческие отношения иногда способны сделать больше, чем все усилия специалистов по психотерапии…

Поцелуй под омелой. Эбби Клементс

Способна ли смена места жительства изменить судьбу? В своем романе Эбби Клементс пытается ответить на этот вопрос.

Рейчел и Лори были в детстве лучшими подругами, однако взрослая жизнь и взрослые дела разлучили их. Лори делает карьеру в Лондоне, а Рейчел с семьей живет в Йоркшире. Однако ни та, ни другая не удовлетворены своей сегодняшней жизнью — Лори не может забыть о мужчине, предавшем ее, а Рейчел боится, что ей придется развестись с мужем.

Неожиданная встреча наталкивает подруг на мысль об авантюре, которая заставит взглянуть на вещи по-новому. Девушки решают на какое-то время поменяться домами. Как повлияет новая обстановка и новый взгляд на жизнь на мировоззрение подруг? Поможет ли временный переезд решить жизненные проблемы каждой из них?

Утреннее сияние. Сара Джио

Разбирая вещи в своем новом доме, Ада Санторини находит свадебное платье, записную книжку и старые фотографии. Все это было сложено в сундук, который много лет пылился на чердаке. Женщина не может избавиться от мысли, что она должна разобраться в том, кому же принадлежали эти вещи, и куда подевалась их хозяйка. Местные жители почему-то стараются в разговорах обходить эту тему стороной, и это только подогревает любопытство Ады. К чему приведет ее упорство в расследовании? И какое отношение к ней самой имеет владелица старого сундука?

Безрассудство любви. Сандра Браун

Жизнь Кэтрин Адамс сильно изменилась после того, как ее сестра вместе со своим мужем Питером погибла. Теперь девушка вынуждена в одиночку заботиться о своей осиротевшей племяннице, новорожденной малышке. К такому повороту событий она была не готова, но еще меньше она готова оставить племянницу на попечение семье зятя. Она уверена, что девочке будет там плохо — ведь именно родственников Питера Кэтрин винит в преждевременных родах и смерти своей сестры.

Девушка берется за воспитание малышки, но ее планы пытается нарушить очаровательный Джейсон — брат Питера. Сможет ли Кэтрин сдержать обещание, данное самой себе? Что окажется сильнее — любовь к мужчине или ответственность перед ребенком?

Фамильное дело. Жаклин Санд

Виконт де Моро занимается расследованиями. В один из дней к нему обращается клиентка, которая просит его… жениться на ней. «Сумасшедшая?» — первое, что подумал о ней де Моро. Однако у странной молодой посетительницы оказались личные мотивы для столь неожиданного заявления. В ходе расследования оказывается, что очередное дело касается не только новой клиентки, но и истории семьи самого виконта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *